План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чичваркина Лорэна Эдуардовна

Цель:

- Закрепление представления о жанре «сказка»;

Задачи:

- Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний.

- Развивать речь детей, побуждать их высказывать свое мнения.

- Воспитывать интерес к народному творчеству; любовь к родному языку через знание русских народных сказок.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок.

2. Беседы по содержанию, пересказ сказок

3. Разгадывание загадок

4. Настольные и дидактические игры

5. Драмматизация

Ход занятия.

Воспитатель входит в группу в костюме старушки-веселушки.

Воспитатель:

Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх.

Пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

Здравствуйте, гости!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да)

Я приглашая вас отправится в путешествие по русским народным сказкам.

Воспитатель: Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Воспитатель: Ребята, а вы хорошо знаете сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Проверим!

1. Он весь круглый, как воздушный шар, добродушный и доверчивый. Всем верил, пока лиса его не съела. О ком идет речь? (колобок)

2. Эти необычные птицы когда – то давно похитили маленького мальчика. Они отнесли его к Бабе Яге, а та собиралась мальчика немедленно съесть. Угадайте, что это за птицы? (гуси – лебеди)

3. В какой сказке звери искали себе жилище, а нашли один большой дом, где все в итоге и поселились? (сказка «Теремок»)

4. Кого из героев русских народных сказок называют бессмертным? (Кощея Бессмертного)

5. Кто был добрым и послушным в сказке «Морозко»? (Настенька, старикова дочь)

6. Кому принадлежало имя «Сивка – бурка»? (коню)

7. Как обычно любил проводить день Емеля? (лежать на печи, спать)

8. Из чего варил мужик кашу? (из топора)

9. В какой сказке волк оторвал себе хвост? («Лиса и волк»)

Воспитатель: Какие вы умные, молодцы, а теперь задание посложнее.

Характеры героев.

Какой нрав был у мачехи Настеньки в сказке «Морозко»? (злой, нехороший, дурной)

Какой характер имеет старик практически в любой народной сказке? (мягкий, добродушный, отзывчивый)

Какой по характеру был колобок? (веселый, задорный, шумный, искал приключения)

Каким показан заяц в русских народных сказках? (трусливым, беспомощным)

Какой предстает лиса в народных сказках? (хитрой, коварной обманщицей, которой верить нельзя)

Воспитатель: Отлично! А теперь давайте немного отдохнем

Физкультминутка

Пальчиковая игра «Гусь»

- Где ладошки? Тут? (Спрятать руки за спину)

- Тут

- На ладошках пруд?

- Пруд! (Протянуть руки вперёд ладонями вверх)

- Палец большой – это молодой гусь

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Этот палец печь топил,

Этот палец суп варил. (Поочерёдно загибать пальцы обеих рук)

Полетел гусь в рот, (Разжать кулаки, поднять руки вверх)

А оттуда – в живот! (Встряхнуть кистями)

Вот! (Хлопнуть в ладоши)

Воспитатель: Отдохнули, приготовились к следующему заданию.

2. Сказочное лото: «Дополни название».

Я называю первое слово, а вы отгадайте полное название волшебного предмета.

Сапоги – … (скороходы)

Скатерть –(самобранка)

Ковер – (самолет)

Шапка –(невидимка)

Золотое, не простое-(яйцо)

Лубяная, ледяная-(изба)

Воспитатель: Отлично, следующее задание для умников и умниц.

1. Что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?

а) горошек;

б) зернышко;

в) молочко.

2. Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка»?

а) бревенчатая;

б) ледяная;

в) лубяная.

3. Кто разбил золотое яичко?

а) дед;

б) мышка;

в) баба.

4. Кто из героев сказки помогал тянуть репку после Жучки?

а) кошка;

б) внучка;

в) мышка.

5. Кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?

а) одноглазка;

б) двуглазка;

в) триглазка

6. С кем делил мужик вершки и корешки?

а) с лисой;

б) с зайцем;

в) с медведем;

г) с курочкой

Воспитатель: Молодцы, поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

1. Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

(Стучим кулачком о кулачок.)

2. И любили очень-очень

На сметане колобки.

(Сжимаем, разжимаем кулачки.)

3. Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Встряхиваем кисти рук.)

4. Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.

(Трем ладошки.)

5. Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.

(Гладим поочередно руки.)

6. Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.

(Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Хорошо отдохнули? Продолжаем наше путешествие.

Игра: «Узнай сказку» (по отрывку)

Воспитатель: Все минуточку вниманья!

Сказку я хочу начать…

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать

1 «Ловись, рыбка, большая и маленькая. Ловись, рыбка, большая и маленькая». (Волк из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»)

2.«Сяду на пенек, съем пирожок» (Медведь из сказки «Маша и медведь»)

3.«Яблонька, яблонька, спрячь нас! » (Маша из сказки «Гуси-лебеди»)

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили, а сейчас мы превратимся в маленьких медвежат.

Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и

Влево)

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки вверх)

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.

Узнай сказку по загадке.

1. Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)

2. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. (Теремок)

3. Уродилась так огромна;

Не одна, а десять словно.

Дед, чтоб вытащить тот овощ,

Всех позвал к себе на помощь. (Репка)

4. Дом растаял ледяной –

Попросилась в лубяной.

Приютил ее зайчишка,

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог.

Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)

5. Говорила ведь сестрица:

«Пить из лужи не годится».

Не послушался сестру,

Стал козленочком к утру. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ну вот, наше путешествие заканчивается.

А теперь все вместе станцуем танец победителей!

(Звучит русская народная мелодия)

Мы все сказки повторили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. (хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель: В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

(хлопаем в ладоши)

Воспитатель: За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас подарю.

На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_ruskim_narodnym_skazkam.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

План-конспект викторины в старшей группе на тему:

«Русские народные сказки»

                                                  Разработала: воспитатель

                                      Кормителева Л.Э.

г. Гагарин

2015г.

Цель:

- Закрепление  представления о жанре «сказка»;

Задачи:

- Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний.

- Развивать речь детей, побуждать их высказывать свое мнения.

- Воспитывать интерес к народному творчеству; любовь к родному языку через знание русских народных сказок.

 Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок.

2. Беседы по содержанию, пересказ сказок

3. Разгадывание загадок

4. Настольные и дидактические игры

5.Драмматизация

Ход занятия.

Воспитатель входит в группу в костюме старушки-веселушки.

Воспитатель:

Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх.

Пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

Здравствуйте, гости!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да!)

Я приглашая вас отправится в путешествие по русским народным сказкам.

Воспитатель: Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Воспитатель: Ребята, а вы хорошо знаете сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Проверим!

1.Он весь круглый, как воздушный шар, добродушный и доверчивый. Всем верил, пока лиса его не съела. О ком идет речь? (колобок)

2.Эти необычные птицы когда – то давно похитили маленького мальчика. Они отнесли его к Бабе Яге, а та собиралась мальчика немедленно съесть. Угадайте, что это за птицы? (гуси – лебеди)

3.В какой сказке звери искали себе жилище, а нашли один большой дом, где все в итоге и поселились? (сказка «Теремок»)

4.Кого из героев русских народных сказок называют бессмертным? (Кощея Бессмертного)

5.Кто был добрым и послушным в сказке «Морозко»? ( Настенька, старикова дочь)

6.Кому принадлежало имя «Сивка – бурка»? (коню)

7.Как обычно любил проводить день Емеля? (лежать на печи, спать)

8.Из чего варил мужик кашу? (из топора)

9.В какой сказке волк оторвал себе хвост? («Лиса и волк»)

Воспитатель: Какие вы умные, молодцы, а теперь задание посложнее.

Характеры героев.

Какой нрав был у мачехи Настеньки в сказке «Морозко»? (злой, нехороший, дурной)

Какой характер имеет старик практически в любой народной сказке? (мягкий, добродушный, отзывчивый)

Какой по характеру был колобок? (веселый, задорный, шумный, искал приключения)

Каким показан заяц в русских народных сказках? (трусливым, беспомощным)

Какой предстает лиса в народных сказках? (хитрой, коварной обманщицей, которой верить нельзя)

Воспитатель: Отлично! А теперь давайте немного отдохнем

Физкультминутка

Пальчиковая игра «Гусь»

- Где ладошки? Тут? (Спрятать руки за спину)

- Тут
- На ладошках пруд?
- Пруд! (Протянуть руки вперёд ладонями вверх)

- Палец большой – это молодой гусь
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Этот палец печь топил,
Этот палец суп варил. (Поочерёдно загибать пальцы обеих рук)

Полетел гусь в рот, (Разжать кулаки, поднять руки вверх)

А оттуда – в живот! (Встряхнуть кистями)

Вот! (Хлопнуть в ладоши)

Воспитатель: Отдохнули, приготовились к следующему заданию.

2. Сказочное лото: «Дополни название».
Я называю первое слово, а вы отгадайте полное название волшебного предмета.
Сапоги – … (скороходы)
Скатерть –…(самобранка)
Ковер – …(самолет)
Шапка –…(невидимка)

Золотое, не простое-…(яйцо)

Лубяная, ледяная-…(изба)

Воспитатель: Отлично, следующее задание для умников и умниц.

1. Что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
а) горошек;
б) зернышко;
в) молочко.

2.Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка»?
а) бревенчатая;
б) ледяная;
в) лубяная.

3. Кто разбил золотое яичко?
а) дед;
б) мышка;
в) баба.

4. Кто из героев сказки помогал тянуть репку после Жучки?
а) кошка;
б) внучка;
в) мышка.

5. Кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?
а) одноглазка;
б) двуглазка;
в) триглазка

6.С кем делил мужик вершки и корешки?

а) с лисой;
б) с зайцем;
в) с медведем;

г) с курочкой

Воспитатель: Молодцы, поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

1. Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

(Стучим кулачком о кулачок.)

2. И любили очень-очень

На сметане колобки.

(Сжимаем, разжимаем кулачки.)

3. Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Встряхиваем кисти рук.)

4. Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.

(Трем ладошки.)

5. Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.

(Гладим поочередно руки.)

6. Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.

(Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Хорошо отдохнули? Продолжаем наше путешествие.

Игра: «Узнай сказку» (по отрывку)

Воспитатель: Все минуточку вниманья!

Сказку я хочу начать…

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать

1«Ловись, рыбка, большая и маленькая. Ловись, рыбка, большая и маленькая».  (Волк из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»)

2.«Сяду на пенек, съем пирожок» (Медведь из сказки «Маша и медведь»)

3.«Яблонька, яблонька, спрячь нас!» (Маша из сказки «Гуси-лебеди»)

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили, а сейчас мы превратимся в маленьких медвежат.

Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и

Влево)

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки вверх)

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.

Узнай сказку по загадке.
1. Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)
2. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)
3. Уродилась так огромна;
Не одна, а десять словно.
Дед, чтоб вытащить тот овощ,
Всех позвал к себе на помощь. (Репка)
4.Дом растаял ледяной –
Попросилась в лубяной.
Приютил ее зайчишка,
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог.
Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)
5. Говорила ведь сестрица:
«Пить из лужи не годится».
Не послушался сестру,
Стал козленочком к утру. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) 
Заключительная часть.

Воспитатель. Ну вот, наше путешествие заканчивается.

А теперь все вместе станцуем танец победителей!

 (Звучит русская народная мелодия)

Мы все сказки повторили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. (хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель: В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

(хлопаем в ладоши)

Воспитатель: За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас подарю.

На этом наше занятие закончено. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"...

«Год Театра» в детском саду: театрализованное представление детьми старшей группы русской народной сказки «Теремок»

В рамках «Года Театра» нашей группой был подготовлен настольный     кукольный театр по русской народной сказке «Теремок». К изготовлению персонажей были при...

План-конспект занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

Цель: Познакомить детей с содержанием  русской народной сказки «Теремок»....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Русские народные сказки с опорой на мнемотаблицы"

Цели: создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, совершенствовать развитие детей в процессе работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу....

Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"

Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"...


 

Комментарии

Потапова Марина Вячеславовна

Спасибо за материал!