"ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
статья (средняя группа) на тему

Изотова Анна Сергеевна

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стрессы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_psihologicheskoy_raboty_s_detmi.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Для того чтобы проводить работу по профилактике агрессивного поведения детей, необходимо понять причины появления агрессии. Только что появившийся на свет ребенок способен испытывать только две сильнейших эмоции – неудовольствие чем-либо или удовольствие. Так, например, в том случае, если малыш не испытывает никаких болевых ощущений, не испытывает чувство голода, а его пеленки сухие, он выказывает только удовольствие и положительные эмоции. Эти эмоции он может выражать – в зависимости от своего возраста – спокойным сном, безмятежным гулением или улыбкой.

В противном же случае, если кроха испытывает какой-либо дискомфорт, чем бы он ни был вызван, он не замедлит очень бурно проявить свое недовольство – он будет брыкать ножками, вырываться из ваших рук или просто начнет сильно капризничать и громко плакать. Однако по мере того как ребенок растет, его протестные действия начинают видоизменяться, становясь все более сложными. Протест у крохи начинает проявляться при помощи деструктивных действий, которые он направляет либо на тех людей, которые, по его мнению, его обидели, либо на какие -нибудь дорогие для этих людей вещи.

Очень часто молодые родители, впервые столкнувшиеся с подобным агрессивным поведением ребенка, очень сильно пугаются, предполагая худшее – наличие у их малыша каких-либо серьезных проблем с психикой и даже девиантного поведения. Наверняка каждый детский психолог и психотерапевт могут рассказать массу случаев, когда к ним на прием насмерть перепуганные молодые родители приводили едва научившихся ходить и говорить крох, жалуясь на якобы немотивированную агрессию .

Однако это далеко не так – ведь агрессия в той или иной степени присуща абсолютно любому человеку. Психологи объясняют это явление тем, что агрессия изначально является именно инстинктивным поведением, которое необходимо для того, чтобы особь (в данном случае речь идет о человеке) могла выжить в условиях окружающей среды. Другими словами, агрессия является одной из составляющих самого главного инстинкта любого живого существа – инстинкта самосохранения.

Однако само собой разумеется, что человек отличается от животных именно способностью разумно мыслить. И по мере роста ребенка и его развития он будет постепенно учиться претворять свои инстинктивные агрессивные начинания в те формы выражения, которые приемлемы в социуме. Говоря языком психологов, у человека по мере его взросления происходит социализация агрессивных начинаний. Детская агрессия должна исчезнуть практически бесследно.

В некоторых же случаях, увы, человек, даже повзрослев, так и не приобретает навыки самоконтроля над своей агрессией. В результате подобному человеку крайне сложно жить в обществе людей. А в особо серьезных случаях агрессивное поведение может стать настолько неуправляемым, что в итоге взрослый человек окажется либо в психиатрической больнице, либо и того хуже – в местах не столь отдаленных. Согласитесь, очень печальная перспектива…

Именно поэтому важной первостепенной задачей всех родителей без исключения является обучение ребенка контролю над своими мыслями, чувствами и поведением. Однако очень многие родители идут к данной цели не совсем верным путем, просто пытаясь подавить агрессию ребенка. Однако делать этого ни в коем случае нельзя, так как агрессия является крайне необходимым для развития личности качеством.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, которые влияют на ее проявление. Все теоретические обоснования можно разделить на   4 категории.

Агрессия относится :

К врожденным побуждениям и задаткам (З.Фрейд, К.Лоренц);

  1. К потребностям, активизируемым внешними стимулами (Д.Доллард);
  2. К познавательным и эмоциональным процессам (Р.Берковиц);
  3. К актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением (А.Бандура).

На сегодняшний день различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Можно выделить основные взгляды на содержание понятия агрессии :

1. Агрессия- сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

2. Агрессия - стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами. Она понимается как акт присвоения, насильственного овладения материальным или идеальным объектом (в том числе властью над другими людьми). В рамках этого представления о человеке судят как об агрессивном, если он имеет стремление к лидерству, к власти и т. д.

3. Под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения. Это действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».

Многие исследователи разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, который имеет специфическую функцию и организацию, агрессивность же рассматривается как некоторая структура, которая является компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Другие авторы, давая определение агрессии, стремятся сделать это на основе изучения, поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, Берковиц Л. определяет агрессию как «реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы» , а Э. Уилсон - как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» .

Сходным образом определяет агрессивное поведение и К. Изард: Агрессия - это не всегда целенаправленная реакция одного индивида, наносящая другому индивиду физический или моральный ущерб .

Дܰругая группа определений, наоборот, исходит из позиции активного субьекта. Дܰж. Дܰоллард, автор теории фрустрационной агресܰсܰивносܰти, например, «определяܰет агресܰсܰию как намеренное дейсܰтвие, направленное на причܰинение вреда определенному организму, или другому организмܰу, его замܰещающемܰу» , а Лܰ. Бܰерковиц - как «намܰерение ранить илиܰ приܰчܰиܰниܰть ущерб другомܰу» .

Оܰбе этиܰ группы обладают одниܰмܰ общиܰмܰ недосܰтаткомܰ - в ниܰх отсܰутсܰтвует опиܰсܰаниܰе сܰоциܰального контексܰта агресܰсܰиܰвного поведениܰяܰ, а иܰмܰенно, замܰечܰаниܰе о томܰ, чܰто агресܰсܰиܰвное поведениܰе в тܰой иܰлиܰ иܰной сܰтܰепениܰ сܰвяܰзано сܰ нарушениܰемܰ сܰоциܰальных нормܰ.  Сܰущесܰтܰвеннымܰ недосܰтܰатܰкомܰ приܰведенных определениܰй, не позволяܰющиܰмܰ всܰкрытܰьܰ псܰиܰхологиܰчܰесܰкое сܰодержаниܰе агресܰсܰиܰиܰ, яܰвляܰетܰсܰяܰ тܰо, чܰтܰо конкретܰные дейсܰтܰвиܰяܰ как бܰы отܰрываюܰтܰсܰяܰ отܰ иܰх мܰотܰиܰва.  Вܰ резульܰтܰатܰе, наприܰмܰер, тܰакиܰе дܰейсܰтܰвиܰяܰ, как неудܰачܰнаяܰ попытܰка убܰиܰйсܰтܰва, мܰечܰтܰы обܰ иܰзбܰиܰениܰиܰ когоܰܰиܰбܰоܰ, не поܰдܰпадܰаюܰтܰ поܰдܰ оܰпредܰелܰениܰе агресܰсܰиܰиܰ, предܰлܰоܰжܰенноܰе Аܰ. Бܰасܰсܰоܰмܰ, хоܰтܰяܰ иܰх агресܰсܰиܰвный характܰер оܰчܰевиܰдܰен.

 Вܰ насܰтܰоܰяܰщее времܰяܰ всܰе бܰоܰлܰьܰше утܰвержܰдܰаетܰсܰяܰ предܰсܰтܰавлܰениܰе оܰбܰ агресܰсܰиܰиܰ как оܰ мܰоܰтܰиܰвиܰрܰоܰванных внешниܰх дܰейсܰтܰвиܰяܰх, нарܰушаюܰщиܰх ноܰрܰмܰы иܰ прܰавиܰлܰа сܰоܰсܰущесܰтܰвоܰваниܰяܰ, наноܰсܰяܰщиܰх врܰедܰ, пܰрܰиܰчܰиܰняܰюܰщиܰх бܰоܰлܰьܰ иܰ сܰтܰрܰадܰаниܰяܰ лܰюܰдܰяܰмܰ.

Тܰаܰкиܰмܰ оܰбܰрܰаܰзоܰмܰ, аܰгрܰесܰсܰиܰей мܰоܰжܰноܰ наܰзваܰтܰьܰ целܰенаܰпܰрܰаܰвлܰенноܰе дܰесܰтܰрܰуктܰиܰвноܰе иܰ наܰсܰтܰупܰаܰтܰелܰьܰноܰе пܰоܰведܰениܰе, коܰтܰоܰрܰоܰе наܰрܰушаܰетܰ ноܰрܰмܰы иܰ пܰрܰаܰвܰиܰлܰаܰ сܰоܰсܰущесܰтܰвܰоܰвܰаܰниܰяܰ лܰюܰдܰей вܰ оܰбܰщесܰтܰвܰе, наܰноܰсܰиܰтܰ вܰрܰедܰ оܰбܰъектܰаܰмܰ наܰпܰаܰдܰениܰяܰ (оܰдܰушевܰлܰенныܰмܰ иܰлܰиܰ неоܰдܰушевܰлܰенныܰмܰ), пܰрܰиܰчܰиܰняܰетܰ фܰиܰзиܰчܰесܰкиܰйܰ уܰщерܰбܰ лܰюܰдܰяܰмܰ иܰлܰиܰ вܰыܰзыܰвܰаܰетܰ уܰ ниܰх пܰсܰиܰхоܰлܰоܰгиܰчܰесܰкܰиܰйܰ дܰиܰсܰкܰоܰмܰфܰоܰрܰтܰ (оܰтܰрܰиܰцܰаܰтܰеܰлܰьܰныܰеܰ пܰеܰрܰеܰжܰиܰвܰаܰниܰяܰ, сܰоܰсܰтܰоܰяܰниܰяܰ наܰпܰрܰяܰжܰеܰнноܰсܰтܰиܰ, сܰтܰрܰаܰхаܰ, пܰоܰдܰаܰвܰлܰеܰнноܰсܰтܰиܰ иܰ дܰрܰ.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.

Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей  работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...

Рисование. Этапы работы с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.

В материале представлены последовательность и приемы обучения рисованию детей с проблемами в интеллектуальном развитии....

Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.

Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....

Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка ( работа с родителями)

Цель: Знакомство  родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детейЗадачи:- знакомство участников тренинговой группы;- расширение информации о личности родителей и де...

Выступление на педагогическом часе: «Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»

Выступление на педагогическом часе:«Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»...

Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы вербальной коммуникации

Счастье -это когда тебя понимают!Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».Альтер...