ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА в группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Годуха Галина Владимировна

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

в группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_ftskm._vtoraya_mladshaya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

                   

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

в группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет  

Тема: До свидания,  лето, здравствуй, детский сад!

Период: 02 - 06 сентября

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

1

Наша группа.

Башенка.

Познакомить детей с групповой комнатой. Учить ориентироваться в групповом пространстве. Закреплять понятия высоты, цвета. Учить рассказывать о будущей конструкции, строить по образцу. Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать чувство любви и гордости за свою группу.

Активизировать в речи слова: раздевалка, умывальная, групповая, спальня; кубик, башенка.

Игровая мотивация: отправляемся в путешествие по группе.

Игра «Найди домик для своей одежды».

Рассказывание воспитателем сказки «Про то, как каждая вещь любит жить на своем этаже». (Сопровождение рассказа рассматриванием схемы).

Постройка башенки из кубиков одного цвета; двух башенок разного цвета и размера.

Групповое пространство, схемы для рассматривания. Р.м.: Набор строительных деталей.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 12.

Тема: Осень

Период: 09 - 13сентября

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

2

Золотая осень.

Дорожки.

Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления животных и птиц в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Учить строить дорожки, варьируя их по длине; пристраивать кирпичики разными гранями. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Развивать двигательную активность, умение отвечать на вопросы. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Формирование словаря: грустно, холодно; пасмурная, дождливая погода; теплые края; падают листья, листопад; теплые вещи; осень; строительные детали.

Игровая  мотивация: чтение стих-ия А.Фета «Осень»;

Диалог с детьми, вопросы к детям;

Работа с карточками-схемами;

П/игра «Солнышко и дождик»

Построение дорожки из кирпичиков, сравнение их по длине.

Д.м.: Картинки-схемы: солнце с тучей, дерево, тучка с дождем, птица, ежик, листопад, человек в осенней одежде.

Р.м.: Набор строительных деталей.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе

д/ с» стр. 62.

Тема: Мониторинг

Период: 16 – 27 сентября

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

3

Игрушки, которые живут в нашей группе.

Башенка и лесенка.

Познакомить детей с игрушками в групповой комнате. Побуждать детей к активности, самостоятельности. Закрепить знания детей о местонахождении разных игрушек, умения убирать каждую игрушку на свое место. Продолжать знакомить детей с разным строительным материалом. Учить анализировать постройку. Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать желание выполнять действия с желанием, эмоциональным подъемом.

Активизация словаря: игрушки, кукольный домик, настольная игра, кукольный театр; кирпичик, кубик.

Игровая  мотивация: знакомство с игрушками группы.

Диалог с детьми, вопросы;

Пояснение, уточнение;

Дидактическая игра «У какой игрушки есть домик?»

Постройка башенки и лесенки из кирпичиков и кубиков.

Д.м.: Игрушки.

Р.м.: Набор строительных деталей.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 24.

4

Домашние животные и их детеныши.

Загон для лошадок.

Выявить знания детей о домашних животных. Упражнять в умении различать животных по характерным особенностям. Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных. Закреплять умение детей ставить кирпичики на длинную узкую грань, огораживать пространство высоким забором. Формировать бережное отношение к собственным постройкам. Воспитывать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Активизация словаря: домашние животные, детеныши; корова, лошадь, овца, коза, свинья.

Игр. мотивация: дид. упр-ие «Найди маму для поросенка»;

Сравнивание жив-ых по схеме;

Дид. игра «Нашлись – потерялись». Дети находят маму для детенышей дом. жив-ых, перечисляют признаки каждого животного.

Физкультминутка.

Постройка детьми загона для лошадок.

Подведение итогов.

Д.м.: картинки с изображением коровы, лошади, овцы, козы, свиньи; игрушка – поросенок Хрюша; схема для сравнения животных.

Р.м.: деревянный конструктор, игрушки – лошадки.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 112.

Тема: Осень

Период: 30 сентября – 11 октября

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

5

Что нам осень подарила?

Мебель для куклы.

Обогащать знания детей о дарах осени: овощи, фрукты, грибы, ягоды. Учить выделять  характерные признаки предметов; называть детали конструктора и их цвета. Продолжать учить выполнять конструкции по образцу (без показа). Закрепить знания детей о месте произрастания овощей, фруктов, грибов и ягод. Развивать познавательный интерес. Воспитывать благодарное чувство к природе, дружеские взаимоотношения.

Активизация словаря: дары природы, мебель; кубик, кирпичик, призма.

Игровая  мотивация; Куклы пригласили ребят в гости, чтобы угостить дарами осени.

Рассматривание и описание по схеме даров осени;

Физминутка;

Дидактическая игра «Отгадай и назови».

Постройка мебели для кукол.

Д.м.: Муляжи или картинки осенних даров природы;  корзинки; кукла Осень; схема (размер, цвет, форма, запах, вкус).

Р.м.: Набор деталей конструктора, куклы.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 72-74, 81-83, 90-93.

6

Дикие животные.

Дорожки.

Выявить знания детей о животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Формировать представление детей о поведении животных осенью. Закрепить умение  детей строить дорожки из кирпичиков, подбирать детали одного цвета. Закрепить знания о признаках предмета (ширина, длина, цвет). Развивать познавательный интерес. Учить отражать в речи результаты сравнения дорожек по длине. Воспитывать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Активизация словаря: дикие животные; берлога, нора, дупло; длинная, короткая, неодинаковые, длиннее.

Игр. мотивация: отгадывание детьми загадок;

Работа у доски;

Сравнивание животных друг с другом;

Вопросы к детям;

П/игра «У медведя во бору»

Постройка детьми дорожек для животных. Уточнить название деталей, сравнение дорожек по длине.

Магнитная доска, магниты, силуэтные изображения деревьев и диких животных. Кирпичики и пластины двух цветов, мелкие игрушки – дикие животные.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 100.

Тема: Мой дом – мой город

Период: 14 октября – 01 ноября

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

7

Наша улица.

Ворота.

Учить детей называть родной город; изменять постройку по высоте, называть детали конструктора. Закреплять представления детей о расположении детского сада. Продолжать формировать представления об улицах родного города. Познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать интерес к родному городу.

Активизация словаря:

улица Островского, город Сургут, светофор, пешеходный переход, многоэтажный дом; кирпичик, кубик.

Игр. мотивация: в гости к детям приходит домовенок Кузя.

Совместное составление с детьми панно на тему «Наша улица». Вопросы к детям.

Дополнение панно изображениями светофоров и пешеходных переходов. Вопросы к детям.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

Рассказы детей о нашей улице.

Постройка детьми двух видов ворот, разных по высоте, сравнение: Одинаковы ли ворота по высоте? Как сделать одни ворота выше других?

Д.м.: Фланелеграф, на котором расположены дороги; изображения домов, зданий, машин, светофоров, пешеходных переходов. Игрушка – домовенок Кузя.  

Р.м.: Набор строительных деталей.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет» стр. 10.

8

Транспорт.

Гаражи для машин.

Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта. умение выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.). Учить детей сооружать постройки соответственно размеру игрушки. Закреплять название деталей конструктора. Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление. Воспитывать уважение к труду шофера.

Активизация словаря: транспорт, автомобиль, автобус, самолет, гараж, кирпичик, кубик.

Игр. мотивация: в гости к детям приходит котенок с подарками (приносит загадки, предметные картинки);

Отгадывание детьми загадок;

Поиск подходящей картинки, выкладывание картинок на фланелеграфе;

Составление рассказов об автомобиле, автобусе, самолете.

Постройка гаражей.

Д.м.: Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус, котенок.

Р.м.: Набор строительных деталей.

О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» стр. 11.

9

Мы живем в Сургуте.

Грузовая машина.

Закрепить понятие «город» (много людей, домов, транспорта). Уточнить представления детей о некоторых видах транспорта (пассажирский и грузовой). Развивать умение сооружать постройки, различать и называть основные строительные детали. Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к родному городу.

Активизация словаря: город Сургут, грузовой и пассажирский транспорт; строительные детали.

Игр. мотивация: зайчик заблудился и не знает, куда он попал.

Вопросы зайчика к детям.

Рассматривание макетов домов из коробочек. Игровое упражнение «Высокие и низкие дома»

Дети выставляют на фланелеграфе высокие и низкие дома.

Беседа о транспорте, рассматривание макетов видов транспорта, размещение силуэтов машин на фланелеграфе.

Дид. игра «Зайкины друзья»

Рассматривание картины города на фланелеграфе

Постройка грузовой машины.

Д.м.: Игрушка – зайчик; фланелеграф, силуэты домов, машин; макеты домов, видов транспорта из коробочек; волшеб-ный сундучок, в котором находятся игрушки зверей; медальоны с изображением различных видов транспорта.

Р.м.: Набор строительных деталей.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет» стр. 43.

Тема: Я и моя семья

Период: 05 – 15 ноября

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

10

Семья.

Домик.

Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней. Учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Вызвать у ребенка гордость за свою семью. Учить детей делать постройки с перекрытиями. Приобщать к анализу образца. Развивать речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать уважительное отношение к взрослым.

Активизация словаря: семейный фотоальбом, семейная фотография; спереди, сзади, сбоку, сверху, задняя стенка.

Игр. мотивация: воспитатель приносит детям подарки от детей старшей группы – трафареты домиков, членов семьи. Предлагает каждому выбрать понравившийся домик.

Беседа, работа с трафаретами.

Физкультминутка.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Рассматривание образца постройки, вопросы к детям. Показ приема работы. Закрепить название и цвет деталей. Анализ построек, обыгрывание игрушками.

Р.м.: Трафареты домиков, членов семьи на каждого ребенка.

Набор строительных деталей (кубики, кирпичики, призма), мелкие игрушки.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет» стр. 59.

11

Как мы дружно все живем!

Рамка для фотографии.

 Расширять представление детей о семье. Учить сооружать рамку для фотографии из кирпичиков и призм. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание, умение поддерживать разговор с воспитателем. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать уважительное отношение к членам  семьи, культуру поведения и партнерские взаимоотношения.

Активизация словаря: семейный альбом, фотография, кирпичик, призма.

Игр. мотивация: в гости к детям приходит грустный Незнайка, просит объяснить ему, что такое семья.

Рассматривание альбома семейных фотографий воспитанников группы. Первую фотографию восп-ль описывает сам.. Воспитатель предлагает составить фотографию на магнитной доске из частей, которые принес Незнайка.

Дидактическая игра «Составь фотографию». Дети поочередно на столе выбирают необходимые предметы и выставляют на магнитной доске. Воспитатель предлагает сделать из конструктора красивую рамку для фотографии Незнайки.

Незнайка благодарит детей.

Д.м.: Семейные альбомы детей,  магнитная доска или фланелеграф, фигурки по содержанию занятия; кукла Незнайка.

Р.м.: набор строительного материала.

Н.А.Карпухина «Конспекты занятий во II мл. группе д/с» стр. 49.

Тема: Новогодний праздник

Период: 18 ноября – 31 декабря

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

12

Как звери к зиме готовятся?

Продолжать формировать представление о  диких животных. Побуждать детей устанавливать простейшие взаимосвязи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму. Учить узнавать и называть детенышей, имитировать движения диких животных: медведя, лисы, белки. Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Воспитывать познавательный интерес.

Активизация словаря: дикие животные, детеныши: волчата, медвежата, волчата, зайчата.

Игровая мотивация: в гости к детям приходит Незнайка, одетый не по сезону.

Дид. игра «Кто что оденет?»

Затем дети подходят к магнитной доске, на которой размещены деревья, елочки, пеньки. Воспитатель по очереди выставляет на доску животных, задает вопросы.

Сооружение построек по замыслу в подарок Незнайке.

Д.м.: Кукла Незнайка; магнитная доска; фигурки диких животных: медведь, медвежата; волк, волчата; белка, бельчата; зайчиха, зайчата.

Р.м.: набор строит-ых  деталей.

Литература:

Н.А.Карпухина «Конспекты занятий во II  мл. группе д/с» стр. 36.

13

Мебель для Незнайки.

Познакомить детей с предметами мебели и их назначением. Побуждать детей формировать обобщающее понятие мебель, классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету и т.д. Закреплять умение правильно называть детали строительного набора. Приучать убирать после занятий строительный материал. Развивать произвольное внимание и память, мелкую моторику. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

 Активизация словаря: понятия – мебель, длинный, короткий, спинка, сиденье, ножки.

Игр. мотивация: воспитатель предлагает построить Незнайке комнату.

Дид. игра «Четвертый лишний».

Дид. игра «Подбери, что нужно».

Постройка мебели для комнаты Незнайки.

Д.м.: Кукла Незнайка; карточки с изображением предметов мебели; детская мебель.

Р.м.: детский конструктор.

Литература:

Н.А.Карпухина «Конспекты занятий во II мл. группе д/с» стр. 56.

14

Зимние развлечения

Горка с лесенками

Расширять представления  детей о зиме, зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции. Продолжать учить сооружать постройки способом накладывания деталей. Формировать понятия «много» (ступенек) и «одна». Учить детей четко выполнять имитационные движения по показу взрослого. Развивать у детей творческую активность, воображение и фантазию. Воспитывать интерес к зимним развлечениям.

Активизация словаря: лето, тепло, солнечно; зима, холодно, мороз, снег, вьюга; чистим дорожки, играем в снежки, кататься на санках, прокатиться с горки.

Игр. мотивация: Давайте расскажем слоненку о зиме, он никогда не видел снег, не играл с ним.

Диалог с детьми;

Вопросы к детям;

Игра-имитация «Мы не замерзнем на прогулке зимой»;

Постройка горки для игрушек.

Д.м.: Иллюстрации по теме занятия, игрушка – слоненок.

Р.м.: У каждого ребенка кубики определенного цвета, игрушки.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II мл. группе д/с» стр. 206.

15

Наш друг Снеговик

 

Учить детей отвечать на проблемные вопросы, развивать логическое мышление, уметь объяснять, сравнивать, находить сходство и отличие между двумя объектами и отражать их в речи.  Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Учить детей нетрадиционной технике скатывания бумаги в комок и наклеивания его в пределах нарисованного контура при объемном изображении снеговика.  Развивать у детей умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом. Воспитывать интерес к зимним развлечениям.

Активизация словаря: зима, холодно, снег; квадрат, круг, маленький, средний, большой; снеговик.

Игр. мотивация: Снеговик зовет ребят поиграть с ним.

Вопросы к детям;

Поиск решения проблемы;

Психогимнастика «Снеговика слепили, снеговик растаял»;

Игровое упражнение «Оживим снеговика» - показ способа изображения снеговика.

Самостоятельная работа детей.

Рассматривание работ.

Д.м.: Конверт; геом. плоскостные фигуры: треугольники, квадраты, круги разных размеров.

Р.м.: силуэты снеговиков, белые бумажн. салфетки, клей, кисточки, салфетки тканевые.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II мл. группе д/ с» стр. 207; Л.В.Куцакова «Конструирование и худ. труд в д/с» стр. 130

16

В лесу родилась елочка.

Мебель для Дед Мороза и Снегурочки.

Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т.д.). Развивать тактильную память. Закреплять умение сравнивать предметы (репродукции), умение вычленить части из целого, анализировать, делать выводы. Продолжать учить выделять  характерные признаки предметов; называть детали конструктора и их цвета; выполнять конструкции по образцу (без показа). Воспитывать любознательность, наблюдательность.

Активизация словаря: елочка, зеленая, шишки, семена; мебель

Игр. мотивация: Ждем в гости .Деда Мороза и Снегурочку, а где же мы их разместим?

Вопросы к детям;

Рассматривание пейзажей;

Загадывание загадок;

Пение песенки «В лесу родилась елочка»;

Игровое упражнение «Построим новую мебель для ДМ и Снегурочки».

Д.м.: Чудесный мешочек; еловая ветка; еловые шишки; пейзажи с изображением разных времен года.

Р.м.: набор строительного материала

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 160; З.В.Лиштван «Конструирование» стр. 42

17

Наш друг – Дед Мороз.

Дом для дедушки Мороза.

Создать у детей атмосферу праздничного настроения. Учить детей создавать постройки по воображению. Тренировать терпеливость, умение хранить свои секреты и бережное отношение к чужим секретам. Развивать у детей мышление, фантазию, творческое воображение. Воспитывать любовь к р. н. традиционным праздникам.

Активизация словаря: Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, подарки.

Игр. мотивация:

Рассматривание Д.М. и Снегурочки;

Вопросы к детям;

Рассматривание картинок;

Словесная игра «Подарки Деда Мороза»

Игровое упражнение «Построим дом для ДМ». Воспитатель предлагает детям придумать и построить красивый дом для ДМ.

Д.м.: Игрушки – ДМ, Снегурочка; картинки с изобр. леса; чудесный мешочек.

Р.м.: набор строит. материала, бумажные снежинки, вата для украшения.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 161.

Тема: Зима

Период: 09 – 31 января

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

18

Корона для Снежной Феи.

Формировать представление детей о зимних явлениях природы, зимних видах спорта.  Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).. Заинтересовать детей работой с бумагой. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любознательность, бережливость.

Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная.

Игровая мотивация: в гости к детям приходит Снежная Фея. Уточняет у детей, любят ли они заниматься спортом зимой. На мольберт выставляются иллюстрации. Фея спрашивает, на чем нарисованы картинки. Она никогда не видела бумагу и просит детей рассказать  о ней.  Дид. упр. «Что бывает из бумаги», «Принеси бумажный предмет». Опыты» «Сминание бумаги», «Разрывание бумаги». Физ-ка «Бумажные фантики»:

Мы фантики бумажные, Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели.

Ветер вдруг набежал.

И все фантики поднял. Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Мы все фантики возьмем

И в коробку отнесем. 

Конструирование из бумаги «корона». Дети наклеивают на голубой  жгутик скатанные из белых  салфеток шарики (хлопья снега).

Получается  корона – подарок для  Снежной Феи.

Д.м.: Кукла «Снежная Фея». Иллюстрации «Зима», «Зимние виды спорта». Квадр. листы бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики). 10 альбомных. листов.

Предметы из бумаги.

Длинный голубой жгутик из картона.

Р.м.: бум. салфетки белого цвета, клей-карандаш, салфетки матерчатые, конфетные фантики, куски картона, альбомных листов.

 

19

В гости к Снежной Фее.

Мост.

Уточнить представление детей о зиме. Формировать представление о свойствах воды, снега, льда. Развивать познавательный интерес в ходе экспериментирования. Учить  детей согласовывать слова в предложении. Закреплять умение коллективно сооружать постройку из разных деталей конструктора (пластин, кирпичиков и кубиков). Развивать желание рассказывать о том, что сделали.  

Активизировать прилагательные, характеризующие свойства воды, снега, льда.

Игровая мотивация: Снежная Фея очень благодарна за подарок  и приглашает к себе в гости.

Экспериментирование с водой, снегом, льдом.

Вопросы к детям.

Конструирование моста.

Подведение итогов.

Д.М.: Снежная Фея, иллюстрации о зиме, с изображением мостов.

Р.м.: Набор строительных деталей, стаканчики с водой,  снегом, льдом.

20

Чудесные снежинки

Закреплять знания детей о временах года. Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой. Закрепить умение отвечать на вопросы, ориентируясь на схему. Заинтересовать детей созданием коллективной работы. Продолжать учить детей аккуратно пользоваться клеем. Развивать связную речь, чувственность к живой и неживой природе. Воспитывать интерес к природным явлениям.

Активизация словаря: снежинка, белая, резная, ажурная, пушистая, легкая.

Игр. мотивация;

Наблюдение за погодой из окна;

Вопросы к детям;

Рассматривание пейзажа, снежинок, схемы;

Игра «Подбрось и поймай свою снежинку»;

Украшение пейзажа снежинками.

Д.м.: Белая гуашь, кисточка, пейзаж с изображением солнца и зеленых елочек.

Р.м.: бумажные снежинки, клей-карандаш, салфетки бумажные и матерчатые.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 183.

21

 У кого какие шубки?

Теремок.

Дать детям представление об одежде, которая защищает человека от холода и об «одежде» зверей, которая помогает им перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Формировать представление, что нужно одеваться по погоде. Познакомить с характерными признаками животных. Продолжать учить детей сооружать коллективную постройку совместно с воспитателем. Воспитывать интерес к животным, любознательность.

Активизация словаря: зимняя одежда, звери, зимняя шубка.

Игр. мотивация;

Рассматривание детской одежды;

Рассказ воспитателя;

Вопросы к детям;

Дидактическая игра со схемами «Накорми зверей»

Д.м.: Схема «Накорми зверей»; предметные картинки с изображением зимней одежды.

Р.м.: набор напольного конструктора, мелкие игрушечн. животные

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 193.

Тема: День защитника Отечества

Период: 03 – 21 февраля

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

22

Я и мой папа.

Кораблик.

Формировать представления о труде и отдыхе взрослого человека. Продолжать учить детей строить по образцу из крупного строительного материала. Развивать умение работать по схеме, составлять описательный рассказ.  Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.

Активизация словаря: фотография, портрет

Игр. мотивация: воспитатель предлагает детям рассказать о своих папах.

Рассматривание фотографий, беседа, составление описательных рассказов по схеме;

Дидактическая игра «Что любит делать мама, что любит делать папа?»

Физминутка: игра-имитация «Мы помогаем папе»;

Игра «Чей портрет?»

Постройка корабля.

Д.м.: Фотографии пап; схема (рост, волосы, глаза, усы, борода, одежда, характер); схема для игры (удочка, велосипед, кастрюля, газета, цветок, вязание, телевизор и т.д.)

Р.м.: Крупный напольный конструктор.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет» стр. 70.

23

Как стать сильным.

Ворота для машины.

Вызывать у детей желание подражать взрослым в семье, совершенствовать свои физические способности. Учить детей понимать, что такое правила, побуждать к их выполнению. Продолжать учить строить разнообразные ворота, разные по высоте, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать навыки свободного общения с детьми и взрослыми. Воспитывать  уважение к взрослым людям, стремление им помогать.

Активизация словаря: мальчик, мужчина, сильный, смелый, мускулистый; защитник.

Игр. мотивация: продолжаем рассказ о папе.

Рассматривание схем; Беседа;

Физминутка: игра-имитация «Мы занимаемся спортом»;

П/игра «День, ночь»

Постройка ворот для низкой и высокой машин.

Д.м.: Картинки или фото мальчика и мужчины; схема (питание, прогулки на свежем воздухе, сон, игры).

Р.м.: Набор строительных деталей, машинки высокие и низкие.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова, «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет» стр. 72.

24

Мой папа – защитник Отечества.

Самолет.

Познакомить детей с праздником День защитника Отечества. Вызвать интерес и уважение к военным. Развивать желание сооружать постройки, учить выделять части самолета. Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за то, что папа служил в армии и защищал нас.

Активизация словаря: День защитника Отечества, армия, военные.

Игр. мотивация:  скоро праздник  - день Защитника Отечества, в гости пришла кукла – мальчик в военной форме и хочет познакомить детей с этим праздником.

Рассматривание альбома с фотографиями пап, беседа;

Игра «Если хочешь быть сильным и крепким – занимайся физкультурой»;

Игра-имитация со звукоподражанием;

Игра «Волшебный сундучок»;

Постройка самолета;

Подведение итогов.

Д.м.: альбом с фотографиями; набор предметных картинок (кастрюля, газета, удочка, молоток, помада, газовая плита), кукла в военной форме.

Р.м.: разрезные картинки (автомат, пистолет, ружье, военный корабль, бинокль); стр. набор на каждого – два бруска, кирпичик.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова, «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет» стр. 74.

Тема: Восьмое марта

Период: 24 февраля – 07 марта

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

25

Я и моя мама.

Подарок для мамы – цепочка из колец.

Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Обучить детей простейшему сенсорному анализу, способствовать развитию мелкой моторики. Развивать умение работать с бумагой, делать элементарные поделки; составлять описательный рассказ по схеме.. Воспитывать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, умение слушать сверстников.

Активизация словаря: мама, высокая, низкая, стройная; глаза голубые, карие; волосы рыжие, черные, светлые.

Игр. мотивация: скоро праздник мам и чем же мы можем их порадовать?

Беседа о мамах;

Составление рассказов о маме с опорой на схему;

Уточнение, дополнение;

Показ соединения полоски в кольцо;

В конце все цепочки соединяют в одну большую и украшают ими группу.

Д.м.: Кукла; схема: рост, толщина, цвет глаз, какие губы, цвет волос, одежда, обувь, украшения, домашние дела.

Р.м.: по 7 разноцв. полосок 1х19; клей-карандаш; салфетки бумажные и матерчатые.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 255;.М.Петрова «Волшебные полоски» стр.7

26

Едем в гости к бабушке.

Бабушкин дом.

Учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относить к ней с нежностью и любовью. Продолжать учить детей связной, вежливой речи. Прививать интерес к художественной литературе. Закреплять умение делать коллективные постройки. Уточнить название строительных деталей. Воспитывать культуру поведения.

Активизация словаря:

гостинцы, фрукты, овощи, сладости.

Игровая мотивация: вместе с детьми предполагаем, отправиться в бабушке в гости.

Дид. упр-ие «Собери бабушке гостинцы».

Чтение воспитателем стихотворения.

Встреча с бабушкой /кукла-бибабо/.

Постройка нового дома для бабушки.

Д.м.: корзинка, картинки с изображением фруктов, овощей, сладостей, кукла-бибабо Бабушка.

Р.м.: крупный конструктор

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 278.

Тема: Знакомство с народной культурой и традициями

Период: 11 – 31 марта

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

27

Добрая изба.

Познакомить детей с традиционным убранством русской избы. Дать понятия, для  чего нужна была печь  раньше. Познакомить детей со старинной посудой. Сравнить с посудой нашего времени. Дать представления как готовилась еда. Развивать умение выкладывать домик из палочек.  
Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Обогащать словарный запас детей: русская изба, лежанка, печь, утварь, чугунок, ухват

Игровая мотивация: в гости приходит Домовенок и приглашает в гости к себе в избу.

Загадки про посуду;
Рассматривание посуды;

Дид. игра «Собери целое»;

Рассказ воспитателя (сопровождается показом фотографий, иллюстраций);
Хороводная игра:

Выкладывание из счетных палочек русской избы.

Обобщение.

Д.м.: кукла Домовенок; фотографии, иллюстрации предметов посуды, убранства русской избы.

Р.м.: набор счетных палочек на каждого ребенка.

Н.В.Пугачева, Н.А.Есаулова «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ» стр.51,54, 99

28

Матрешки.

Домик для матрешки.

Формировать у детей представления о народных промыслах (на примере русской матрешки). Объяснить детям, что деревянная матрешка – это игрушка. Познакомить с характерными элементами росписи (косыночка, сарафан). Воспитывать уважение к русской культуре. Научить способам создания и преобразования предметов; способствовать развитию мелкой моторики.

Активизация словаря: матрешка, косынка, сарафан; деревянная матрешка.

Игр. мотивация: отгадывание загадки;

Рассказ воспитателя о матрешке;

Вопросы к детям;

Физкультминутка – свободная пляска под р.н.музыку;

Постройка домика для матрешки;

Подведение итогов.

Д.м.: Многоместная матрешка.

Р.м.: набор строительных деталей

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет» стр. 80-86.

29

Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси.

Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы, воспитывать интерес к коренному народу ХМАО. Познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов. Развивать фантазию, творчество, мелкую моторику. Воспитывать уважение к культуре быта и семьи народа ханты и манси. 

Активизация словаря: коренные жители, Югра, стойбище, орнамент, олень, дичь, стадо

-Игровая мотивация: Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в гостях у коренных жителей Югры – ханты и манси.

-Дети рассматривают фотографии хантыйских изб на стойбище, рассматривают предметы народного быта ханты.

-Рассказ воспитателя: Я познакомлю вас с культурой быта ханты и манси. Живут они на стойбищах. Женщины занимаются ведением хозяйства, мужчины – пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных.

-Рассматривание орнаментов: Женщины ханты и манси изготовляют предметы быта сами, оформляя их орнаментами. В орнаменте отражая представление об окружающей действ-ти. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка” и т.д. В орнаменте в яркой форме раскрываются эстетические вкусы народа, богатство и национальное своеобразие народа, чувство ритма, понимание цвета и формы.

-Физкультминутка;

- Дид. игра «Выложи орнамент из геом. фигур».

- Подведение итогов.

Д.м.: предметы или иллюстрации народного быта ханты и манси

Р.м.: набор геом. фигур на каждого, полоски разноцв. бумаги для выкладывания орнаментов

Тема: Весна

Период: 01 апреля – 11 апреля

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

30

Какие краски у весны?

Аптечка доктора Айболита.

Дать детям представление о времени года «весна». Учить сравнивать времена года, отмечать в речи характерные признаки. Научить способам создания и преобразования предметов. Развивать цветовое восприятие: осень – желтая, зима – белая, весна – зеленая. Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.

Активизация словаря: название основных цветов и их оттенков; Весна, Осень, Зима; лягушонок, гусеничка, кузнечик.

Игровая мотивация – в гости пришли куклы, что дети знают о них?

Вопросы к детям, уточнение;

Рассматривание рисунков;

Чтение «Весенней сказки»;

Обобщение, анализ.

Д.м.: Три куклы: Осень, Зима, Весна; основные цвета времен года (цв. картон); рисунки детей на осеннюю и зимнюю тему.

Р.м.: ½ альб. листа с закругл. углами, середина листа помечена точкой; 2 полоски 1х9,5 из красной бумаги; ручка-полукольцо из альб. листа; простой карандаш; клей-карандаш, салфетки.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе д/ с» стр. 343.

И.М.Петрова «Волшебные полоски» стр. 9

31

Путешествие в космос.

Ракета.

Познакомить детей с праздником – Днем космонавтики, профессиями – летчик, космонавт. Дать детям представление о космосе и о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Развивать интерес к космонавтике; речь, воображение, мышление; умение взаимодействовать друг с другом. Формировать здоровый образ жизни. Побуждать детей к совместной деятельности. Закрепить знание геометрических фигур и умение выкладывать их по образцу. Воспитывать желание быть сильными, смелыми. Формировать чувство гордости за подвиг Ю.А. Гагарина.

Активизировать    словарь: планета, созвездие, ракета,  скафандр, луна.

Игровая мотивация: в гости к детям приходит грустный Незнайка. Он хотел полететь на Луну, чтобы найти там волшебный цветок, который исполняет любые желания. Но забыл на чем нужно лететь.

Беседа по вопросам: Какой праздник скоро наступит? Кто летает к звездам? Чем управляют космонавты?

Чтение стих-ия «Ю. Гагарину» В космической ракете

С названием «Восток»

Он первый на планете  

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель.

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель!

Постройка детьми ракеты из плоскостного конструктора  на полу по образцу;

Физминутка;

Игра «Космонавты». Дети вместе с Незнайкой отправляются в космическое путешествие. Рассматривают карту созвездий, планеты. Обратить внимание на  солнце  - оно самое большое. Прилетают на Луну, находят все вместе  волшебный цветок и загадывают свои желания.

Незнайка: Я мечтаю о том, чтобы у меня было много друзей!

Итог.

Д.м.: Кукла Незнайка, портрет Ю.А. Гагарина; картинки с изображением самолета, космической ракеты.

Р.м.: Конструктор (плоскостной),

образец «ракеты», карты  с изображением  созвездий, волшебный цветок

Тема: Мониторинг

Период: 14 - 25 апреля

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

32

Путешест-вие Красной Шапочки.

Заборчик

Выявить знания детей о деревьях, о птицах; уточнять и закреплять знания детей о домашних и диких животных; закрепить название посуды; закрепить название мебели.

Поощрять стремление конструировать по своему замыслу и представлению. Развивать внимание детей, речь, память. Воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.

Активизация словаря: мебель, посуда, домашние и дикие жив-ые, птицы: ворона, сорока, дятел, синица, воробей; деревья: ель, береза.

Игровая мотивация: детей встречает восп-ль в образе «Красной шапочки». Предлагает детям пойти вместе с ней в гости к бабушке.

Д/игры  «Назови птиц», «Кто в лесу живёт?», «Кто живёт дома?», «Исправь ошибку» /расставить правильно мебель, посуду на столе/.

Физминутка «Зайка серенький сидит».

Д/игра «Собери урожай».

Постройка детьми заборчика, огораживающего «озеро».

Д.м.: мягкие игрушки домашних и диких животных, деревья, посуда, мебель кукольная, макет дома.

Р.м.: набор строительных деталей, маленькие игрушки утята, листы синей бумаги округлой формы, игрушка лиса.

33

В гости к Бабушке – Загадушке.

Домики для жвотных.

Выявить знания детей о домашних животных: козе, корове, собаке, кошке, свинье, овце  (название, особенности внешнего вида, издаваемые звуки, название детёнышей). Активизировать мыслительную деятельность. Упражнять в выразительной интонации при звукоподражании. Закреплять умение строить знакомые конструкции.   Продолжать учить выделять детали строительного материала: кубик, кирпичик, призма. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Активизировать в речи слова: домашние животные, детеныши

Игровая мотивация: в группу входит Бабушка - Загадушка.

- Здравствуйте, дети. Знаете, кто я? Я – Бабушка - Загадушка, люблю приходить в гости к детям, играть с ними и загадывать загадки. А вы любите разгадывать загадки?

- Приехала как-то раз ко мне в деревню внученька, Маша. Любознательная она у меня очень.  Сразу же побежала во двор знакомиться со всеми. Не успела она выйти из дома, как вдруг… (загадывает загадки, уточняет название детенышей).

Физкультминутка.

Восп-ль подводит детей к тому, что необходимо построить новые домики для жив-ых, уточняет их названия (коровник, будка, свинарник, хлев). Детям предлагается  взять  конструктор и начать строительство домиков для животных.

Подведение итогов: Бабушка - Загадушка с детьми рассматривают  постройки.  

- Ребята, какие замечательные  домики вы построили. В них животным будет тепло и уютно! Спасибо вам!

Д.м.: большая корзинка; игрушки –  кошка, собака, коза, лошадь, корова, свинья, овца; подборка загадок; кукла Бабушка - Загадушка.

Р.м.: набор строительного материала; маленькие игрушки жив-ых.

Тема: Живой мир природы

Период: 12 – 31 мая

№ п/п

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Методические

 приемы

Материал

34

Мир насекомых

Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.  Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций. Приобщать к правилам безопасного поведения в мире природы. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности. Продолжать учить мастерить игрушки из природного материала. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Активизация словаря: пчела, бабочка, божья коровка, комар, муравей.

Игровая мотивация: вместе с детьми предполагаем, отправиться в путешествие в Страну насекомых.

Воспитатель: Давайте закроем глаза, и представим что мы в лесу (звучит «Вальс цветов»). Какая красивая полянка. А как много здесь цветов (звучит запись голоса Лесовичка).

Воспитатель: Кто это?

Лесовичок: Это я, Лесовичок.

Воспитатель: А почему мы тебя не видим?

Лесовичок: Для того чтобы меня увидеть вы должны собрать букет цветов и отгадать мои загадки.

Воспитатель: Мы с ребятами постараемся. Читает загадки на цветах, показывает изображение насекомых.

Физкультминутка. Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки).

Появляется Лесовичок. Какие вы молодцы. Я приготовил для вас скорлупу орешек, хочу, чтобы вы смастерили из них божьих коровок.

 Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! Перечисляют насекомых. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.

-Чем они похожи?

- Что у них разное?

- Что одинаковое у муравья и пчелы? У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.

Д.м.: иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара; цветы из цветного картона; звукозапись; плакат «Экологическая тропа»; игрушка Лесовичок.

Р.м.: Скорлупа грецкого ореха, пластилин

35

Фартук для Каркуши.

Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времен года (по схемам), названия животных и их детенышей, место их обитания, цвет и форму. Совершенствовать грамматический строй речи. Упражнять в правильном произношении; развивать речь, общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к близким, любовь к природе, заботу о животных.

Активизировать в речи названия детенышей диких животных.

Игровая мотивация: педагог предлагает детям отправиться на прогулку в лес.

Чтение хором заклички «Солнышко-ведрышко».

Д/игры «Соберем цветочки в корзину»,  «Чей хвост?», «Кто где живет?», «Назови детеныша».

Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона».

Продуктивная деятельность «Украсим фартук для вороны Каркуши».

Анализ. Что запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели поиграть? О чём можете рассказать дома?

Д.м.: Игрушка – ворона Каркуша; корзинки, плоскостные цветы красного, синего, желтого цвета; макет лесной полянки, разноцветные дорожки.

Р.м.: силуэты фартуков из цветной бумаги, геометр. фигуры на каждого ребенка, клей-карандаш, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста, с ограниченными возможностями познавательной деятельности.

Тема. Государственные праздники.Творческое название: «День защитников Отечества».Цель:  совершенствование знаний воспитанников о празднике Российской армии....

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Конспект по непосредственной образовательной деятельности «Формирование целостной картины мира» в группе среднего дошкольного возраста №1 «Пчелка» На тему «Лесные жители»

Познакомить детей с интересными фактами из жизни животных;закрепить умение детей правильно называть животных и их детенышей;закрепить правила поведения в лесу;способствовать формированию интереса дете...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

Конспект по формированию целостной картины мира у детей младшего дошкольного возраста "Как Чиполино познакомился с гигиеной"

занятие для детей младшего дошкольног возраста по ФЦКМ "Как Чиполино познакомился с гигиеной" ставит своей цель познакомить детей с элементарными основами здорового образа жизни. одной из ос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии на тему «Зимняя одежда».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с детьми  младшего  дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей младшего дошкольного возраста Тема:»Поможем Даше найти любимую игрушку».

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи.Задачи:Образовательные: Упражнять в умении последовательно собирать разрезные м...