Развитие у старших дошкольников умения устанавливать связи и закономерности посредством использования дидактических игр
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Дровникова Ольга Викторовна

Очень важно привычку логически думать прививать ребёнку с дошкольного возраста. В этом прекрасно помогает дидактическая игра, которая делает процесс обучения лёгким и занимательным. Предлагаю ряд дидактических игр, которые хорошо воспринимаются дошкольниками и способствуют развитию логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 35 «Родничок»

Развитие у старших дошкольников умения устанавливать связи и закономерности посредством использования дидактических игр

Подготовила: воспитатель

 группы  компенсирующей

направленности Дровникова О. В.

Развитие у старших дошкольников умения устанавливать связи и закономерности посредством использования дидактических игр

Подготовила: воспитатель

 группы  компенсирующей

направленности Дровникова О. В.

   

        Исключительно важное место  в жизни и деятельности людей  занимает мышление. Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчётливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребёнку с дошкольного возраста, не предлагая при  этом ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом прекрасно помогает дидактическая игра, которая делает процесс обучения лёгким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключённая в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. 

          Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.                  

       Можно предложить целый ряд дидактических игр, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом, в том числе его творческой стороны.  Например, игры со спичками помогут развитию пространственного мышления. С этой же целью можно  использовать простейшие игры с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом».  Каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав только один разрез ножницами (по прямой линии). 

     Наряду с этим можно использовать игры - головоломки, позволяющие всесторонне развить функцию мышления путем усложнения условий задания.
   
«Составление предложений» - эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. Надо назвать наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы  могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
      «Исключение лишнего» - называют   любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше. Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним - единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
   
«Поиск аналогов» - называются какой - либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо сказать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» (важные детали вращаются)  и др.  Побеждает тот,  кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
   
«Способы применения предметов» - называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

     "Слушай внимательно". В ходе этой игры у детей развивается внимание и слуховое восприятие.  Педагог диктует слова: кошка, линейка, слон, чеснок, вода, гусь, метро, облако, слон, арбуз, еж, зонтик, экран, сон, школа, слон, парта, танец, кровать. Дети должны сказать, какое слово встречается чаще других. 

    "Скажи правильно", где дети  должны понять, правильно ли педагог составил предложения, затем исправить ошибку и сказать предложение правильно.

Педагог диктует каждому ребенку предложение.

- У Лены длинная юбочка, а у Тани юбочка синего цвета.

- Дерево высокое, а куст красиво цветет.

- Мел твердый, а творог сделан из молока.

- Птица летает, а рыба молчит.

- Великан большого роста, а гном носит колпак.

- Река широкая, а ручей мелкий.

      Дети учатся сравнивать понятия, у них развивается внимание и словесно- логическое мышление.

 "Подбери пары". Из перечисленных слов педагога, назвать два слова, образующих логическую пару.

Педагог диктует поочередно несколько слов и просит назвать два слова образующих логическую пару. Дети объясняют свой выбор.

- Книга, замок, часы, ключ, лес.

- Нос, рыба, альбом, каша, карандаш.

- Мяч, шапка, лампочка, тетрадь, шарф.

- Линейка, шарик, игла, таблетка, нитки.

- Чайка ,стрекоза, чашка, булавка, блюдце.

- Кисточка, машина, шоколад, юбка, краски.

- Кружка, гвозди, телевизор, фонарик, молоток.

В ходе этой игры у детей развивается логическое мышление.

"Кто здесь прячется" -  развитие смыслового запоминания и припоминания путем установления смысловых связей между предметами. Для этой игры необходимы картинки с изображением предметов и палочка.    Педагог раскладывает перед детьми в случайном порядке картинки, на которых изображены кукла, платье, гриб, корзина, мышка, кот, и предлагает запомнить их  (обучение приему смыслового соотнесения, например, к слову "кукла" подойдет слово "платье"). Затем переворачивает картинки. Один ребенок берет палочку и стучит по картинке: "Кто здесь спрятался?" Другой отвечает: "Это я, кукла". Воспитатель спрашивает: "Кто покажет, где спряталась картинка, которая подходит к картинке с изображением куклы?" Таким образом, обыгрываются все картинки. В заключении  просит кого-нибудь из детей назвать все спрятанные парные картинки.

    "Почемучки" – дети должны найти ответ на интересующий вопрос.

Дошкольники в ходе игры задают друг другу вопросы.  Если дети затрудняются в формулировке вопросов, педагог демонстрирует несколько вариантов, например: "Для чего дети ходят в детский сад, школу?", "Почему взрослые работают?", "Зачем машине нужен бензин?", "Для чего нужен детям, взрослым велосипед?", "Что растет у вас на огороде?", "Какая на вкус редиска?" и т.д. При этом воспитатель учит  задавать простые и сложные вопросы. Таким образом, у ребят формируется умения устанавливать причинно - следственные связи, обосновывать свой вариант решения задания.

     "Конкретизация понятий". Детям предлагают картинки, на которых изображены чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор (кофейник, чашка с блюдцем), котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки расположены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом "посуда". Затем следует назвать каждую группу предметов: чайная, столовая, кофейная, походная посуда - и объяснить, почему она так называется. Воспитатель просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу - фарфоровая, керамическая, металлическая). В ходе этого задания   развивается мыслительные операции (обобщение, классификация), формируются умения обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.

        Многие игры типа лото, домино и другие по мере усвоения их детьми используются самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей, то есть способствуют  у дошкольников  развитию инициативы. 

      Таким образом, дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

     Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности детей, расширить собственные познавательные интересы и потребности, развивает интегративные качества ребёнка, содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний.

     В ходе таких игр,  ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр и упражнений".

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его в...

Обобщение опыта «Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик»

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...

Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...

"РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА"

Реализация целей и задач образования, отмеченных в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», предполагает достаточный уровень развития  коммуникативных навыков у дет...

"РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА"

В статье раскрывается актуальность проблемы коммуникативных навыков посредством деятельности с конструктором. Опыт использования конструктора как средство взаимодействия детей с друг другом , формируе...

СИСТЕМА РАБОТЫ Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом...