Деловая игра для педагогов
методическая разработка на тему

Самойлова Татьяна Дмитриевна

Деловая игра

«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Технологическая карта

1 часть: разминка;

2 часть: упражнения на определение основных направлений взаимодействия в работе с семьёй;

3 часть: упражнение на развитие коммуникативности педагога: «Искусство общения»;

4 часть: решение педагогических ситуаций.

Вступление

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении разностороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

Деловая игра

Деловая игра будет состоять из нескольких частей: разминки, упражнения на определение основных направлений взаимодействия в работе с семьёй; упражнение на развитие коммуникативности педагога: «Искусство общения» и решения педагогических ситуаций.

1 часть. Разминка. Вопросы всем участникам.

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?(семье)
  2. В чем заключаются обязанности и ответственность детского сада? (ФЗ ст. 44 «Органы гос.власти и органы местного самоуправления, ОО оказывают помощь родителям… в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»)
  3. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка(Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
  4. В соответствии с данными документами в ДОУ определилась новая тенденция в отношениях семьи и детского сада. Какими понятиями определяются эти отношения? (сотрудничество и взаимодействие)
  5. Назовите формы работы с семьей, используемые в своей работе? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
  6. Считаете ли вы эффективным применение такой формы работы с родителями, как День открытых дверей? Что это даёт педагогам и родителям?

2 часть. Упражнение на определение основных направлений взаимодействия в работе с семьёй.

Задание: вам необходимо распределить полоски с наименованием упражнений по заданным направлениям, подготовить к нему короткий комментарий.

  1. Установление контакта и согласование целей образовательной деятельности:

- рассказывать об дошкольном учреждении и программе её деятельности;

- использовать наглядную информацию на стенах учреждения;

- создавать печатную информацию об дошкольном учреждении, выдаваемую на руки родителям;

- проводить  анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции;

  1. Обеспечение содержательной информации о жизни детей:

- создавать информационные стенды (информационные папки), обеспечивая сменяемость материалов на них; при отборе содержания стендов учитывать родительские интересы;

- проводить выставки детских работ;

- рассказывать родителям о жизни детей в группе и отвечать на вопросы в рамках временного регламента и равноправия;

- создавать фотоальбомы, посвященные детским праздникам, ежедневной работе с детьми, организации прогулок, иных интересных мероприятий (конкурсов, викторин, встреч детей с интересными людьми, экскурсий и т.д.)

  1. Предоставление возможности родителям повышения педагогической компетентности:

- проводить родительские лектории, круглые столы, тренинги и т.д.

3 часть. Упражнение на развитие коммуникативности педагога «Искусство общения».

  1. Упражнение  Тезисы.

Задание: Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать свое мнение, согласны с этим или нет почему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы.

  1. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  2. В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания и стиля взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель.
  3. Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях по общению, чем родители о педагогах.
  4. Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнетесь сами.
  5. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  6. Родители должны услышать то, что им сказал педагог.
  7. Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  8. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

По завершении делается общий вывод. (Важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять).

4 часть. Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»

– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)

– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

  1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
  2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
  3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

Подведение итогов игры.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Приложение

1. Формы работы с родителями.

I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей

  • родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • вечера для родителей
  • кружки для родителей
  • школа для родителей
  • клубы по интересам
  • совместные мероприятии педагогов, родителей и детей
  • Дни открытых дверей
  • кружки
  • КВН, викторины
  • Совместное творчество
  • праздники
  • родительские собрания
  • выпуск газеты
  • концерты
  • соревнования

2. Индивидуальные

  • беседы
  • посещения на дому
  • выполнение индивидуальных поручений

3. Наглядно-информационные

  • информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
  • информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).

2. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие. Что это даёт педагогам и родителям?

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

3. Сотрудничество педагогов и семьи - это совместно определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Взаимодействие- это обоюдный процесс. И нам очень важно знать о том, что знают и думают о нас родители.

Зачастую не всегда родителям и педагогам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать понять друг друга. Причины могут быть и как со стороны родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....