Конспект совместной деятельности по ознакомлению с искусством (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие") в подготовительной группе детского сада "Герои русских былин"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Иванова Лариса Геннадьевна

Занятие позволяет знакомить детей с историческим жанром в изобразительном искусстве, вспомнить разнообразие исторических тем и сюжетов: сказка, мифы, события из истории, библейские сюжеты, познакомить с новой темой исторического жанра - былины.Через произведения искусства дети получают общее представление о жизни Древней Руси, о её культурно-историческом прошлом. В ходе занятия воспитатель обращает внимание на эмоциональную характеристику образов, помогает детям дошкольного возраста более глубоко и эмоционально осмыслить исторические события и персонажи. На занятии дети  учатся различать материалы и техники исполнения художественных произведений, отличать картину от иллюстрации.  Также для дошкольника важно умение работать с книгой, как источником знаний, внимательно слушать отрывки литературных произведений, рассматривать иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_geroi_russkih_bylin.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ознакомлению с искусством в подготовительной группе

«Герои русских былин»

Составила воспитатель 

ИВАНОВА Л.Г.


Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с историческим жанром в изобразительном
    искусстве, вспомнить разнообразие исторических тем и сюжетов: сказка, мифы,
    события из истории, библейские сюжеты, познакомить с новой темой
    исторического жанра - былины.
  2. Через произведения искусства дать общее представление о жизни Древней
    Руси, о её культурно-историческом прошлом.
  3. Обратить внимание на эмоциональную характеристику образов, помочь
    более глубоко и эмоционально осмыслить исторические события и персонажи.
  4. Закрепить умение различать материалы и техники исполнения
    художественных произведений, отличать картину от иллюстрации.
  5. Закрепить в речи детей новые слова и словосочетания, объяснить их
    значения: Баян, витязь, курган, палица и др.
  6. Закрепить умение работать с книгой, как источником знаний,
    внимательно слушать отрывки литературных произведений, рассматривать
    иллюстрации.

Зрительный ряд:

  1. В.Лукьянец. Иллюстрация к былине «Добрыня Никитич и Алёша
    Попович»
  2. В.М. Васнецов. «Баян». Х.м. 1910г.
  3. В.М. Васнецов. «Встреча Олега с волхвом». Бумага, карандаш, акв. 1899г.
  4. В.М. Васнецов. «Витязь на распутье». Х.м. 1882.
  5. И.Я. Билибин. Вольга иМикула. Иллюстрация. 1913г.
  6. В.М. Васнецов. Три богатыря. Х.м. 1898г.
  7. МЛ. Врубель. Богатырь.
  8. В. Лукьянец. «Садко». Иллюстрация.

Предварительная работа:

  • Чтение русских былин
  • Рассматривание иллюстраций
  • Знакомство с творчеством художников В.М. Васнецова, МЛ. Врубеля,
    И.Я. Билибина, В. Лукьянца.
  • Словарная работа: объяснение значения новых слов, использование их в
    речи детей.


Ход занятия.

  • Ребята, сегодня на занятии мы продолжаем говорить об историческом
    жанре в изобразительном искусстве.
  • Какие жанры живописи мы уже знаем?
  • - Назовите  (пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер, исторический жанр). Правильно, исторический жанр может включать в себя все жанры, неслучайно в Академии Художеств он считался главным. Давайте вспомним, на какие темы могут быть картины исторического жанра? (сказки, мифы, библейские сюжеты, события из истории нашей страны и других стран). 
  • Сегодня мы познакомимся с ещё одной очень интересной темой
    исторического жанра. Послушайте отрывок и скажите, что я вам прочитала.

-        Приправливал Добрынюшка добра коня,
Заехал в эту силушку в серёдочку,

Как начал бить ту силу татарскую. Прибил-то тот Добрынюшка Никитинец Как эту он силу всю в три часа.

(Былина «Добрыня Никитич и Алёша Попович»)

  • Как можно назвать это литературное произведение? (Былина)
  • О ком в ней рассказывается? (оДобрыне Никитиче)

-Как бы вы назвали Добрыню? (богатырь, воин, витязь, боец, герой). Рассмотреть иллюстрацию.

-        Вы послушали отрывок былины, все ли слова и выражения были вам
понятны ?(
приправливал - направил, добра - сильного, могучего, быстрого)

-Похожа былина на стихотворение? (да, но нет рифмы).

Как вы думаете, можно былину спеть? (да).

-        Вот, послушаете ещё один отрывок из этой былины.

(чтение отрывка из былины стр.17-18). Рассмотреть иллюстрацию.

  • Вы обратили внимание, как я произносила слова, нараспев, протяжно, как в
    песне. Былинный стих имеет особенный строй, ритм. Это и пение, и
    рассказывание. Какой музыкальный инструмент мне помог бы спеть
    былину?(
    гусли). Певцы былинные сопровождали свою текучую речь игрой на гуслях.
  • Посмотрите на картину В. Васнецова «Баян».
  • Кто главный герой? (Баян).
  • На старом кургане, на могиле павшего героя, перед князем и княжичем и
    дружиной, гусляр вдохновенно поёт, и оживают «былины о бранных подвигах и
    битвах прежних времён».
  • Каким показывает художник бродячего певца Баяна? (худой, измождённый
    от трудов и походов, с разметавшимися седыми волосами...)

-        Слушают его воины, их лица суровы и задумчивы, воинственно блестят
остроконечные шлемы, полыхают красными пятнами щиты, взметнулось
тревожно ввысь копьё.

-        Все ли персонажи на этой картине так мужественны и воинственны?
(
нет, юный княжич со светлым печальным лицом)

  • Как изображение пейзажа помогает нам понять настроение героев
    картины ? (
    по небу мечутся крупные облака - вторят образу Баяна, белые, тихие
    ромашки, тонкие, дрожащие на ветру осинки вносят нежные трогательные
    нотки в возвышенный строй картины)
  • К какому жанру можно отнести это произведение? (эта картина
    исторического жанра). Почему? (изображает историческое событие Древней Руси)

В. Васнецов. «Встреча Олега с волхвом»

  • Это картина или иллюстрация? Почему? К какому произведению?  (А.С.
    Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
  • Какой отрывок из стихотворения иллюстрирует художник? (волхв предсказывает судьбу князю Олегу). Объяснить значение слова волхв - жрец, священнослужитель древних богов, он приносил жертвы богам, лечил людей, сохранял древние сказания)
  • Какими материалами пользовался художник? (бумага, карандаш, акварель).
    Как называют художников, которые используют эти материалы (художники - графики).

Древние летописи действительно рассказывают нам о князе Олеге, который княжил на Руси 33 года, покорил все славянские племена, сделал столицей город Киев.

«Витязь на распутье»

  • Виктор Васнецов называл себя «историческим художником на
    фантастический лад», любимыми героями его произведений были богатыри.
  • Быль перед нами или сказка?
  • Что мы видим на картине? Всадник остановился у придорожного камня -
    вещуна, на котором высечено:

Как пряму ехати,

Живу не бывати -

Нет пути н^прохожему, ни проезжему, ни пролётному...

На праву ехати - женатому быти,

На леву - богатому быти...

-Как вы думаете, по какой дороге поедет витязь?

-Какое настроение возникает у нас, глядя на картину?(тревожного ожидания, мы вместе с витязем выбираем дорогу)

- Как изображение пейзажа влияет на наше настроение?(небо освещает мрачноватый свет закатного солнца, над степью кружит чёрный ворон, ожидая новой добычи, замшелый камень, вокруг скелеты, черепа.)

 И.Я. Билибин. Вольга и Микула. Иллюстрация.

Есть ещё одна очень древняя, похожая на сказку или миф былина. Вспомните, как она называется, кто её главные герои. Эта иллюстрация вам поможет. Как звали богатыря (Вольга). Что он умел делать? (превращаться в зверей) Зачем?(чтобы охотиться и кормить свою дружинушку).

Кого повстречал Вольга? (Микулу Селяниновича). Можно назвать его богатырём? Одна забота у Микулы: вырастить хлеб, накормить людей досыта.

Понял Вольга, что нет на свете важнее человека, чем крестьянин -кормилец. Значит и сила его - самая главная.

-        Как вы думаете, кто дал силу Микуле? (Родная земля, тяга земная)
Крестьянину тяга земная не в обузу.

В.М. Васнецов. Три богатыря.

Как называется эта картина?

Кто изображён?

На рубежах Русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря, примечают, нет ли врага, не обижают ли кого. Богатырская застава. Ни вору, ни зверю не пройти, птице не пролететь.

-        Посмотрите на выражения лиц богатырей, их позы. Как изобразил это
художник?

У Ильи Муромца нахмурены брови. Он смотрит в даль. Добрыня Никитич положил руку на рукоять меча, а Алёша Попович готов в любую минуту выпустить стрелу.

-        Каков их характер? Они суровы, но не злы, с добрым сердцем, сильны,
мужественны, отважны, справедливы, они не нападают, а защищают. А воюют
они потому, что кто-то должен охранять Русь от врагов.

Под стать богатырям и их кони - белый, гнедой, вороной.

Вот, например, грузный и лохматый «Воронеюшко» Ильи Муромца - он стоит спокойно, круто выгнув шею, косясь глазом. Стоит только «Воронеюшке» тронуться с места - загудит земля под его тяжёлыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут...

А уДобрыни и у Алёши Поповича какие кони, расскажите.

Обратить внимание на пейзаж в картине.

Совсем другого богатыря изобразил художник Михаил Врубель: сказочного, фантастического.

М.А. Врубель. Богатырь.

- Рассмотрите панно «Богатырь» и скажите, что необычного вы видите? (размер всадника - богатыря и его коня, необычная форма самого произведения, пейзаж - не просто фон, а загадочный мир: догорает заря, лес погружается в сумерки, на переднем плане мы видим ёлочки, на которых сидят ястребы.) Будто бы из сумрачных земных недр вырастает могучая фигура Богатыря.

- Посмотрите, как расшит кафтан богатыря и украшены его доспехи. Причудливым узором показаны ёлочки, всё это напоминает нам расшитый узорами декоративный ковёр.

Сегодня на занятии мы с вами познакомились с былинными сюжетами и увидели, как по-разному изображают их художники. Что же такое былина? (от слова быль - было давным - давно).

Все произведения, которые мы посмотрели можно назвать историческими?

У меня есть для вас задание: вот в этой очень интересной книге найти и прочитать былину о Садко, рассмотреть иллюстрации и нарисовать рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности взрослого и детей по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 2-3 лет с блоками Дьенеша по теме: «В гости к Мишке»

Конспект совместной деятельности взрослого и детей по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 2-3 лет...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области « Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему « Как поймать радугу?"

Цель занятия: формировать интерес к явлениям природы через исследовательскую деятельность.Программное содержание:1. Познакомить воспитанников с разными видами радуги, со способами получения радуги раз...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области « Познавательное развитие» в средней группе на тему «Хлеб ржаной - отец наш родной».

Конспект  совместной деятельности педагога с детьмипо образовательной области « Познавательное развитие» в средней  группена тему  «Хлеб ржаной - отец наш родной...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми) по образовательной области « Речевое развитие» во 2 группе раннего возраста на тему: «Знакомство с рассказом Якова Тайца «Поезд»

Задачи:1. Учить детей внимательно слушать рассказ Я.Тайца «Поезд» без наглядного сопровождения. 2.Продолжать учить детей рисовать карандашом.3.Обогащать словарь детей словами: машинис...