ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
статья по теме

Кульбакова Ирина Николаевна

Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении - это одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на интерактивной доске не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie-opyta-raboty_kulbakovoy.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное                                       образовательное учреждение

«Детский сад №30»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Кульбаковой Ирины Николаевны,                                    воспитателя высшей категории

Тема:« Обучение  и развитие

дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр».

г. Михайловск, 2016 год

Оглавление

1.   Аннотация

2.   Введение.

  1.    Актуальность.
  2.    Гипотеза.
  3.    Задачи.

3.   Основная часть.

    3.1   Условия внедрения компьютерных игр в образовательный процесс.

    3.2   Виды компьютерных игр.

    3.3   Задачи, решаемые при работе с компьютерной доской.                                                                                  

4.   Заключение.

5.   Список используемой литературы.

         

             

                                                     

  1. Аннотация

Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении - это одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на интерактивной доске не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования детей дошкольного возраста. Разработано достаточное количество учебно-методических комплектов, позволяющих в доступной, интересной форме преподносить дошкольникам информацию на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Но, к сожалению, ситуация в дошкольном образовании на сегодняшний момент имеет ряд проблем:

- Анализ современных комплексных общеобразовательных программ показал, что получение информации предусматривается в основном путем чувственного (эмпирического) познания мира, что значительно затрудняет качественное усвоение такого материала, который невозможно «почувствовать» в силу определенных причин: этнических, территориальных, материальных и пр.

- Изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что используемые методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности современного образовательного пространства (взаимодействие ребенка с интерактивным оборудованием) .

Таким образом, назрела необходимость изменить систему работы с информацией и выстроить образовательное пространство с учетом новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности. 

Обновление научной, методической и материальной базы обучения и воспитания через использование новых информационных технологий (компьютера) подчеркивается также в информационном письме Минобразования Российской Федерации от 25 мая 2001 года «Об информатизации дошкольного образования России». Минобразование России обращает внимание на                

                                                                                                                              то, что новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей, но ни в коем случае не замещать их.

  2. Введение

  2.1.Актуальность

Круг обучающих игр в последние десятилетия пополнился новыми современными видами - компьютерными. Проблемы использования компьютера в образовательном процессе ДОУ рассматривались во многих исследованиях, доказавших высокий образовательный потенциал компьютерных технологий (И.Г. Белавин, В.М. Бондаренко, H.A. Волкова, Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина,

С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Г.П. Петку и др.). Особую роль в развитии дошкольников исследователи отводят компьютерным играм (Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку и др.).

Вопросы применения компьютерных игр в качестве метода развития диалогической речи у старших дошкольников также специально не изучались. Между тем наличие огромного интереса детей к компьютерным играм позволяет рассматривать их наряду с традиционными играми как дополнительное средство развития диалогической речи детей. Однако возможности использования этого средства не изучены. В связи со сказанным можно говорить о реально существующих противоречиях: на социально-педагогическом уровне: между социальной значимостью развития диалогической речи в дошкольном возрасте и низким уровнем развития диалогической речи у детей даже в старшем дошкольном возрасте; на научно-теоретическом уровне: между необходимостью обновления технологий развития диалогической речи у дошкольников и недостаточной разработанностью теоретических основ данного процесса; на научно-методическом уровне: между обучающим потенциалом традиционных и компьютерных игр в развитии диалогической речи у детей и отсутствием научно-методических разработок по их применению как средства развития диалогической речи у старших дошкольников.                                                                                                

Цель - обосновать и экспериментально проверить возможности комплекса интегрированных традиционных и компьютерных игр как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Процесс развития речи у старших дошкольников будет успешнее, если: на основе коммуникативно-деятельностного подхода обеспечить                                                                 погружение детей в реальные и игровые диалоги, в активную речевую практику, сопутствующие игровой деятельности; содержание работы по развитию речи у старших дошкольников будет согласовано с лингвистической характеристикой; будет использована игровая технология, включающая интеграцию традиционных и компьютерных игр, ориентированных на реализацию содержания развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                В соответствии с проблемой, целью были намечены следующие задачи:

1.  Выявить критерии, показатели и уровни развития речи у старших дошкольников.

2. Разработать и апробировать технологию развития речи у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции традиционных и компьютерных игр.

3. Обосновать и осуществить выбор системообразующего фактора и способа интеграции традиционных и компьютерных игр, определяющих необходимые и целесообразные связи между ними и способствующих реализации содержательной части технологии.

 3.Основная часть

 3.1.Условия внедрения компьютерных программ

Использование информационных технологий в воспитании и обучении дошкольников является мощным средством стимуляции познавательного интереса, творческой активности, интеллектуального развития детей.                                     Однако внедрение в целостный воспитательно-образовательный процесс современных компьютерных программ, будет способствовать более эффективному развитию ребенка только при соблюдении следующих условий:

1. Обеспечение баланса между организованными и свободно выбираемыми детьми

видами деятельности;

2. Обеспечение баланса между социализацией и индивидуализацией образования;

3. Обеспечение охранительного режима здоровья ребенка при любом взаимодействии интерактивной техникой;

Использование программного сопровождения, отвечающего требованиям безопасности, эмоциональной привлекательности для ребенка и развивающей направленности, адекватного психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

5. Так как взаимодействие «ребенок-интерактивная доска» не имеет особого развивающего смысла без промежуточного звена «педагог», то последний должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику.

К набору существенных преимуществ использования интерактивной доски в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;

2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;

3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Обучение с применением интерактивной доски способствует формированию у детей рефлексии.

Применение интерактивной доски в образовательном учреждении позволяет:

  • предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;
  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  •  развивать у дошкольников исследовательское поведение; расширять творческие возможности самого педагога.                                                                    Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

3.2. Виды игр

 Можно выделить следующие игры, используемые на интерактивной доске:

Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

3.3. Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:

- развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;

- формирование готовности ребенка к школьному обучению;

- знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;

- овладение навыками работы с интерактивной доской;

- формирование основ здорового образа жизни;

- пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.

С помощью компьютера я имею возможность увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала: иллюстрации, презентации, а вне занятий, с помощью компьютерных игр, закрепить знания детей.                                                                                     Я считаю, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного и образовательного процессов.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

- тренируется внимание и память;

- учатся планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий;

- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;

- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

- развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;

- развивается способность к прогнозированию результата действий.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. При работе с интерактивной доской педагоги в первую очередь исходят от перспективного плана, темы и целей занятия. Далее рассматривается возможность максимального использования данных интерактивной доски. Требуется продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, составление слайдов, необходимых для проведения занятия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её за                                                                           поминают. На таком же высоком познавательном интересе прошли все занятия недели по лексической теме «Космос». Незабываемые впечатления дети получили во время виртуального космического путешествия на ракете.

Я стараюсь делать все занятия интересными, привлекательными, насыщенными. На групповых и индивидуальных занятиях с использованием интерактивной доски и других информационно-коммуникационных технологий активно развиваю умения детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с доской и различного рода информацией. На занятии по развитию речи с успехом прошла интерактивная игра «Птичья столовая» (с провокациями), «Подбери маму и детёныша». В интерактивной игре «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о домашней птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. На занятии по подготовке к обучению грамоте при знакомстве со звуками {К - КЬ} и буквой К наши воспитанники группировали картинки на интерактивной доске в зависимости от твёрдости-мягкости звука в слове, с помощью схемы определяли место звуков {К - КЬ} в слове  (начало, середина, конец), выполняли звуко-буквенный анализ слов по лексической теме «Домашние птицы».

Использование интерактивной доски даёт возможность мне самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях. Это открывает большие просторы для творчества, самореализации меня, как педагога. При подготовке к обучающей деятельности я могу создавать свою коллекцию иллюстраций, развивающих заданий, видеоматериалов или воспользоваться уже готовой; создавать свои разработки занятий, мультимедийные слайд-презентации, развивающие интерактивные игры.    В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому я создаю свою коллекцию разработанных мною занятий с использованием ЦОР. Конечно, первые материалы создавались мною методом «проб и ошибок» и при их создании мне приходилось преодолевать некоторые трудности, которые невозможно было предвидеть, из-за отсутствия опыта. Но с каждым днём становилось работать всё легче и интереснее. Я научилась создавать проекты в графических и программных средах, используя все возможности интерактивной доски.

В своей работе я использую:

  • презентации для детей по комплексно-тематическому планированию; (Приложение 1)
  • проведение интегрированных занятий, виртуальных путешествий;                                                                       (Приложение 2)
  • демонстрация развивающих фильмов; (Приложение 3)
  • демонстрации иллюстраций и картин; (Приложение 4)
  • музыкальный видеоряд, заучивание наизусть (потешки, песенки, прибаутки) ;
  • мастер классы по изготовлению поделок в народной тематике;
  • проведение дидактических игр. (Приложение 5)

Я, как воспитатель, используя ИКТ в своей практике, стараюсь творчески подходить к обучению детей дошкольного возраста. И во время занятий стараюсь своих ребят направлять к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей, переключаю внимание с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на результаты, полученные в ходе игры.

Работа с интерактивной доской позволила мне по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. (Приложение 6)

  1. Заключение

Основываясь на личном опыте могу сказать, что применение компьютерных игр в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию речи детей.

Список литературы:

  • Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004
  • Информационные технологии в школьном образовании. Апатова Н. В. – М., 1994
  • Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. м.. 1992
  • Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)
  • pravo48 Статья по теме «Использование информационно-комуникативной технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста через формирование представлений об окружающем мире» Никифорова Е.К МАДОУ «Детский сад «Гнездышко» г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкий АО

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....