Конспект по социально-коммуникативному развитию: "Наше настроение"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Козленкова Наталья Михайловна

Конспект по социально-коммуникативному развитию: "Наше настроение". Цель: совершенствование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий через развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл наше настроение25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Наше настроение»                                  

                                                                                 Козленкова Наталья Михайловна

                                                                    педагог-психолог

                                                                                МБДОУ «ЦРР-д/с № 196»

Цель:  совершенствование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий через развитие эмоциональной сферы детей  дошкольного  возраста.

Задачи:

1 .Учить передавать эмоциональное состояние, используя мимику, жесты, походку, интонацию;

2. Познакомить  с понятием "настроение", «эмоции», «мимика», «жесты»;

3. Развивать умение понимать свои чувства и чувства других;

4. Дать детям представление о взаимосвязи между мыслями, ситуациями и настроением;

 5. Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства.

Количество детей – 10 человек, 6- 7лет.

Методы и приемы работы:

- беседа;

- игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, жестов, голоса;

- игры на разрядку отрицательных эмоций, игры, способствующие сплочению детского коллектива.

Материалы и оборудование: три стакана с водой,  блестки,  темная краска, пиктограммы эмоций, мультимедиа, аудиозаписи детских песен.

Предполагаемый результат: у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других,  научились справляться с плохими мыслями и изменять  свое отношение к неприятным ситуациям, у них наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Ход занятия:

-  Здравствуйте, ребята!  Я очень рада вас видеть. Давайте  с вами познакомимся. Мы будем передавать мяч друг другу,  и называть свои имена. Меня зовут Наталья Михайловна.

- Сегодня мы с вами познакомимся с миром, который находится внутри нас. Внутренний мир – это наши переживания, настроение, желания.

-  Мы все разные. У нас разные прически, глаза разного цвета, разный рост. Но в чем-то мы все похожи: когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, то можем заплакать. Состояние людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно называется – настроением.  

- Бывает так радостно, что хочется смеяться, улыбаться всем вокруг, а ноги сами рвутся побегать и попрыгать. И тогда настроение похоже на салют, а мир вокруг кажется таким разноцветным, как вода в этом стакане (бросить  в стакан  с водой блёстки и палочкой их размешать).

- Ребята, а у вас было такое настроение? Что вы делали? О чём думали? (Ответы детей)

- Иногда, настроение очень грустное, хмурое, а на глаза сами собой, набегают слезы. И похоже такое настроение на мутную лужу в плохую погоду (всыпать в стакан с водой темню краску)

 - А такое настроение, когда у вас бывает? (Ответы детей)

- Бывает  настроение спокойное. Хочется посидеть спокойно, может подумать о чем-то своем, поиграть, почитать или порисовать. В это время  настроение похоже на чистую воду (показать стакан с чистой водой).

- Если внимательно приглядеться к человеку, то можно узнать его настроение. И сегодня мы будем учиться определять свое настроение и настроение своих друзей. Понять настроение нам помогает мимика- это движение лица.  С помощью мимики мы выражаем различные эмоции – радость, грусть, злость, удивлении. (картинки пиктограммы эмоций)

А теперь сделаем гимнастику для лица.

Упражнение «Тренируем эмоции»

Улыбнитесь, как кот на солнце;

Удивитесь, как ребенок, увидевший великана;

Испугайтесь, как заяц, заметивший волка;

Нахмурьтесь, как рассерженный Карабас Барабас;

Погрустите, как ребенок, которому хочется к маме.

- Еще нам помогают понять настроение -  жесты, движения рук. Что означают эти жесты? (картинка с жестами, ответы детей)

Игра «Изобрази  слово с помощью жестов»

- Ребята, сейчас  каждый возьмет карточку, на которой написано слово, которое вы попытаетесь изобразить жестом: « Молчи!», «Ай - яй, яй, нехорошо!»,  «Иди сюда!», «Нет!»,  «Я рада тебя видеть!»,  «Не хочу тебя слышать!», «Спасибо!»,  «Привет!»,  «Мне скучно», «Прошу меня извинить».

- Даже по походке можно понять в каком настроении находится человек. Давайте попробуем изобразить  разные походки.

Упражнение «Разные походки» ( дети изображают походки опоздавшего ученика, радостного Буратино, ученика, получившего «2», неторопливую прогулку по парку, сердитого Бармалея, ученика получившего «5»).

- А еще можно узнать настроение человека по голосу, по интонации.

 Упражнение «Узнай по голосу»

 Предлагаю послушать   голоса  сказочных героев и догадаться, какое у кого  настроение.( дети прослушивают аудиозаписи детских песен)

- Итак, вспомните, что помогает нам понять, узнать настроение человека. (Мимика, жесты, походка, голос).

- Я хочу предложить вам поиграть в игру «Узнай настроение» (  ребенок берет карточку с изображением настроения и изображает его с помощью мимики, голоса, движений, остальные дети угадывают, какое настроение было  изображено)

- Молодцы.  Мы научились узнавать настроение, у каждого из нас настроение может меняться. Очень важно научиться понимать, почему оно меняется.

- У каждого из нас бывают  ситуации, которые нас огорчают, например мы хотели пойти поиграть в футбол, но пошел дождь, настроение у нас испортилось. Мы можем что-то изменить, сделать так чтобы дождь прошел – нет. Но мы можем изменить свое отношение к ситуации, например, посмотреть на капельки воды, поиграть дома, почитать и настроение у нас улучшилось.

- Давайте подумаем над тем, как можно изменить отношение к ситуациям, которые нас огорчают.

- Тебе не купили новую игрушку;

- Ты упал и испачкался;

-Ты получил двойку;

- Тебе не разрешили играть на компьютере.

 - Я вам открою один секрет -  наше настроение зависит от наших мыслей. Ребята, а вы умеете отличать плохие мысли от хороших? Сейчас мы с вами это и проверим.

Мы будем выбирать мысли как цветы – выбирать только красивые.

Упражнение «Светлые и темные мысли»

Из цветной бумаги вырезаются яркие «цветы» и темные «цветы». На обратной стороне цветов написать различные мысли. На темных цветах: «Я плохой», «Я не умею», «Хочу кого-то стукнуть», «Я боюсь», «Я- слабый»; на ярких : «Я справлюсь», «Все будет хорошо», «У меня получится», « Я – смелый», «Я научусь». Детям  по кругу предлагается выбрать какой-нибудь цветок. Ребенок выбирает, психолог помогает прочитать мысль, а дети определяют плохая эта мысль или хорошая, будет помогать им эта мысль или будет мешать. Цветок переворачивается лицевой стороной и показывает правильность ответа. В результате упражнения все цветы разделяются на темные и яркие.

-  Давайте вспомним те мысли, которые нам помогают жить и учиться.

-  А еще от плохих мыслей можно избавляться при помощи игры, которая называется «Стряхни».

Игра «Стряхни!»

Каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как всё неприятное - плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе - слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее.

- Очень часто настроение улучшается от хороших  слов, которые  говорят нам окружающие.  Поэтому мне хотелось бы вам сделать комплимент. Комплимент – это любезные, приятные слова, сказанные кому-то. Ребята, спасибо вам занятие, которое мы провели вместе с вами, за  участие в играх, вы дружные и  веселые.

- Ребята, наша встреча  подошло к концу, чтобы у нас с вами осталось хорошее настроение, я предлагаю поиграть в нашу последнюю игру « Мы тоже».  После каждого моего предложения, вы  должны произносить одну и ту же фразу: « Мы тоже!»

Игра  «Мы тоже!».

 «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

«Я дарю вам улыбку»

«Я радуюсь»

«Я прыгаю от счастья!»

«Я вас обнимаю!» (все обнимаются в едином кругу).

-Ваше настроение отличное? (да)  На память о нашей встрече я дарю вам веселые медали.

До свидания!

Список литературы:

  1. И.А. Пазухина « Давай познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет»;
  2. С.В Крюкова  «Здравствуй, я сам!» тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет.
  3. С.В.Крюкова, Н.П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  4.  Т.А. Крылова, А.Г.Сумарокова. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет.
  5. Н.В. Пилипко «Приглашение в мир общения»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОО «Социально-коммуникативное развитие » - «К нам гости пришли!»

Конспект ОО  «Социально-коммуникативное развитие »  с применением здоровьесберегающих технологий.Интеграция областей: коммуникация, познание, речевое развитие. Тема: Посуда.  «К на...

Примерный конспект по социально - коммуникативному развитию "Поезд добродетелей"

Данный конспект разработан в рамках работы по развитию патриотического самосознания дошкольников....

Конспект по социально-коммуникативному развитию " Древо моей семьи"

Занятие применяется в разделе поФГОС  " Преобщение к социо-культурным ценностям"....

Конспект по «Социально-коммуникативному развитию»

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад  «Росинка»       Конспект совместной образовательной деятельности взросло...

Конспект занятия. Социально-коммуникативное развитие.Беседа «Весенние заботы птиц»

Задачи:Систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.Формировать гуманное отношение к птицам,познакомить с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о свотих птенцах....

Конспект по социально-коммуникативному развитию :"Дерево дружбы"

"Дружба крепкая не сломается..." - как поётся в одной знаменитой песенке. Так важно воспитывать в детях желание дружить, уважать своих товарищей, защищать. делиться игрушками. данный конспект содержит...

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....