Воспитание дошкольников на основе православных праздников и традиций
материал на тему

Недвигина Елена Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание дошкольников на основе православных праздников и традиций»

В дошкольном возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование, отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребёнок.

       Детство – время развития всех сил человека как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни и народным традициям.

       Систематическое духовно – нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Выделяются три условных компонента воспитания :

- нравственное или моральное         

- эстетическое

- религиозное

       Основной задачей духовно – нравственного воспитания следует считать эти три составляющих базовой культурой личности.

       Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе и своему Отечеству!

       В современном образовательном процессе идёт смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно дошкольный возраст нельзя пропустить для становления представлений о доброте и зле, о нравственных эталонах и нравственных норм поведения и взаимоотношений. Эти условия помогают создать чуткие, внимательные творческие педагоги группы, приобщая малышей к истокам родной культуры и традициям. Развивают и поддерживают интерес дошкольников к традициям, обычаям, праздникам русской культуры через организацию интегрированной познавательной деятельности в соответствии с ФГОС, в которую входят увлекательные беседы о родном крае и традициях нашего народа, творческие задания, фольклорные игры, тематические занятия, утренники, посвящённые любимым русским праздникам : Пасхе, Рождеству, Троице.

       Мы не можем, имея детей, ждать что когда – то, став взрослыми они сами поймут, что их путь лежит к церкви – что они могут её не понять, могут огрубеть, путь к церкви и традициям родного народа может оказаться навсегда заслонённым и закрыться. К традициям родного народа нужно вести детей с раннего детства, а не с юности.

       Большое значение в духовно-нравственном воспитании детей имеют православные праздники и традиции их проведения. Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Православные праздники задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно – исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуще удивительные особенности. В детской памяти остаётся незабываемое осеннее многоцветие к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, ванильный вкус куличей, свечи и расписные яйца на Пасху, молодые ветки березки на Троицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка.

       Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Среди христианских народов этот праздник считается важным праздником для детей. Для  них устраивается ёлка, украшенная разными игрушками и сладостями, готовятся подарки.  

       В  дни   Рождества  Христова  для  дошкольников  проводятся   тематические  занятия и  Рождественские  встречи с  участием  родителей и приглашённого священника.  

       Дети в  новом  аспекте  узнают  о  рождении  Сына  Божьего  Иисуса Христа  о православных традициях  его  празднования  на  Руси,  а также  в  праздник  Рождества нужно не только веселиться  и радоваться но,  и обязательно подумать, как  сделать  приятное  и  полезное  другим. Дети  славят  младенца – Христа,  исполняют рождественские колядки стихи, песнопения,  вручают  сувениры гостям и  родным.

       Традиционным  стало отмечать в группе праздник  Крещение Господне (Богоявление). Дети всегда ждут  его с нетерпением,  они  знают, что в этот день их ждет увлекательный рассказ об этом удивительном празднике и его традициях. Светлая и радостная  атмосфера  от праздника остается в памяти ребёнка.

       Приобщение детей к духовно - нравственной культуре проводится в нескольких направлениях: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, просмотр видеороликов, мультфильмов. Дошкольники совместно с родителями принимают участие в развлечениях, досугах в праздновании православных праздников. Чтобы затронуть  эмоциональную и интеллектуальную  сферу ребенка проводятся экскурсии по городу,  в музей,  к  памятникам.  Но  основным и  самым  любимым для детей, являются экскурсии в Спасо–Преображенский кафедральный  собор. Ведь  храм -  это  один  из самых  совершенных  видов   архитектуры гениальное творение рук  человеческих,  во  славу Божью.

       В группе стало уже традиционным проводить анкетирования среди родителей воспитанников по православному воспитанию. В ходе анкетирования было выявлено, что многие семьи, привержены к православным традициям  воспитания ребёнка, где почитают старшего члена семьи, относятся к нему с уважением и любовью, приобщаются к традициям жизни русского народа, к истокам народной культуры.

       Анализ работы в течение нескольких лет по духовно – нравственному воспитанию показал, что дети, получая православные знания о народных традициях, меняются на глазах, меньше конфликтуют, становятся терпимей, внимательно относятся друг к другу, прощают, уступают, соотносят свои интересы с интересами других людей, опираясь на заповеди Господни и на традиции родного народа.

       Дети, познакомившись с законами православия и народными традициями, приобретают тот духовный стержень, который помогает им в формировании нравственных качеств, таких как, доброта, дружеское отношение друг к другу, любовь к русским традициям. Но главным показателем является расширением кругозора сформированное представление о целостности мира, взаимосвязи личного и государственного.

 Список литературы

1. Аксеонова З.Ф. Традиционные праздники и развлечение в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2003, – 80c.

2. Ангелочек : Детский православный журнал, 2007,  № 2,6, - 60 с.

3. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду ; под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, - 45 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций

В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре....

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православных традиций "Добро"

Предлагаемая программа предназначена для реализации актуальной задачи  духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.Программа разработана в соответствии с:-...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры

содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к...

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников  на основе  православной культуры»

vДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДО

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДОИз опыта работы духовно-просветительного родительского клуба «Свет Добра» МБ...