Роль логического мышления на познавательное и личностное развитие детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Иванова Валентина Семеновна

Роль логического мышления на познавательное и личностное  развитие детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_vystuplenie.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Роль логического мышления на познавательное и личностное  развитие детей дошкольного возраста

В.С. Иванова,  воспитатель МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 58"

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что- то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

    Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы елочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку... И многое, многое другое.

    Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

    Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

     Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

     Обучению дошкольников началам логического мышления отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным,  стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

     В нашем детском саду имеются кружки, где детям преподают этикет, ручной труд "Гномики" и логику "Умка"

     Я в своей группе веду кружок "Умка", где  учу детей логически мыслить. В кружке по развитию элементов логического мышления учу  детей   осваивать  сложные  отношения, существующие между понятиями разной степени обобщенности (например, растение - дерево - береза). Такое освоение возможно при помощи наглядных моделей. Это модели особого рода: наглядная форма имеет в них условно - символическое значение.

      В качестве модели использую "классификационное древо", которое позволяет наглядно представить родо - видовую иерархию понятий. Этот тип модели служит опорой детям в установлении отношений между понятиями по уровню обобщенности.

     Классификационное древо имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие изображается верхней точкой, видовые понятия - точками, расположенными ниже. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими точки, обозначающие родовое и видовое понятия. Например, древо для понятий "человек" (родовое), "мужчина" и "женщина" (видовые) будет выглядеть так:  

                                                                      . Человек

                                       Женщина .                                                . Мужчина          

Предлагаемые детям модели  отображают более двух степеней обобщенности понятий. При этом каждое понятие выступает в качестве родового по отношению к менее общему и в качестве видового по отношению к более общему.

    В процессе обучения дети переходят от моделей с двумя уровнями обобщения к моделям с тремя - четырьмя уровнями и от использования моделей, предложенных взрослым, к их самостоятельному составлению, например,  модель - транспорт:

. транспорт

                         водный .              . воздушный        . наземный

               катер.         . лодка     самолет .      . вертолет     поезд .       .  машина    

Также в кружке "Умка" даю детям такие дидактические упражнения, как "Дорисуй". У каждого ребенка есть половинка тетради в клетку, где  рисую  любую геометрическую фигуру и предлагаю  детям стать на время волшебниками и превратить эту фигуру в любой предмет (например: в домик, колобок, телевизор и т.д.)

    Также  учу детей собирать картинку из "разрезных картинок" (из 4 - 6 частей), знакомлю с "монгольской игрой", учу  из счетных палочек складывать разные геометрические фигуры, буквы. Без внимания не остался и графический диктант. На таких дидактических упражнениях учу детей ориентироваться на листе бумаги, знать где влево, справа, вниз, вверх. К концу учебного года дети "рисуют" уже сложные фигуры.

  К концу учебного года детям даю  понятие об ориентировке в пространстве. На этом этапе учу детей к "чтению" и составлению планов на основе общепринятых условных обозначений с соблюдением масштаба между частями самого плана.

 Работа по логическому мышлению дает существенные сдвиги в умственном, познавательном и личностном развитии детей и широкий перенос разнообразных умений в другие виды деятельности дошкольников, обогащает их игры. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

Список использованной литературы:

1. Математика для дошкольников  Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова.

2.Игровые занимательные задачи для дошкольников.  З.А. Михайлова

3.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.  Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко

4. Чего на свете не бывает?   Е.А. Агаевой,  О.М. Дьяченко

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"

Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.А так же ре...

Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.

Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...

Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»

Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...

Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

Развитие логического мышления как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста

Развитие мыслительной активности у детей идет через доказательства, рассуждений, поиска решений и умственного напряжения...

«Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Важнейшим  навыком является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – ре...