Моя педагогическая концепция
статья на тему

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umeyte_otkryt_pered_rebenkom_v_okruzhayushchem_mire_chto.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми  всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвратиться к тому, что он узнал

В.А Сухомлинский

Каждое утро, приходя на работу, я вижу  распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Каждый день я слышу один и тот же вопрос «А что мы сегодня будем делать?» А это значит, что дети ждут , что мы вместе что-то  новое узнаем, что- откроем. . Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. . С самого рождения, познавая окружающий мир, он стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.   Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам , взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь…И здесь очень важно найти правильный метод познания , который был бы интересен ребёнку не только в данный момент, но и   продолжал будоражить  его  пытливый ум ещё и ещё

В процессе работы я поняла, что именно познавательно - исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у  них восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира. Мои дети стремятся к активной познавательной  деятельности, а я стараюсь не дать этому стремлению угаснуть, способствую его дальнейшему развитию, решая следующие педагогические задачи:

1. Развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать , давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).

2. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению.

3. Развивать познавательную инициативу дошкольников. Любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства с взрослым.

И я считаю, что одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной  деятельности, в  основе которого заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой. Так в рамках проектной деятельности «Снежинки - пушинки», «Удивительная пена» мы с детьми познакомились со свойствами снега, воды и мыльной пены, выяснили, что вода одна из главных жидкостей на земле, без которой невозможно жить. По результатам мониторингов  уровень знаний детей  по каждой теме увеличился в среднем на 6о%.                                                                                                  В наших ближайших планах знакомство с бумагой и воздух.

Следует отметить, что и  ФГОС  в качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного  возраста, выделяет  применение экспериментирования в ДОУ, и использование проектирования

Организуя исследовательскую работу с детьми, как в рамках проекта так и вне их, я стараюсь не сдерживать их инициативу  и веду себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

Но, во время экспериментирования ребенку необходимо объяснить,  как я это делаю, почему именно так, зачем и что хочу узнать.

Возможность наблюдать и экспериментировать,  нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. Мы с детьми проводим  и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «дыхание листа», «в погоне за светом» Наблюдаем за ростом  и развитием  растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро подходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой, ждут предполагаемых результатов.

Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в минилаборатории силами родителей и друзей детского сада. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.

Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё  отражение  в разных видах деятельности, поскольку детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи .Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи, обогащению словаря.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления , тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

 Всё надо обследовать  и все полученные при этом данные вносятся в память

Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что-то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. . Именно поэтому я веду систематическую работу с родителями .Это консультации - Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающем миром", «Эксперименты в детском саду и дома»;организую выставки поделок  из осенних листьев, бумаги, ледяные постройки

Родители и я , хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решающими самостоятельно возникающие проблемы, творческими личностями, умеющими обосновывать и высказывать свои выводы

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мы с нею полностью согласны, так как видим насколько прочно и надолго ребенком усваивается то , что он услышал, увидел и сделал сам в уголке экспериментирования, а потом еще рассказал обо всем родителям.

Рассказывать об экспериментах и открытиях моих юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что исследовательская деятельность является наряду с игровой- ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Быть может, в недалеком будущем « на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят — любознаек и почемучек

И чем бы мы вместе с детьми  не занимались, Я стараюсь как можно чаще детям улыбаться и учу их  только хорошему, и при этом стараюсь быть справедливой, быть примером для них. Конечно же, порой бывает трудно. Но я ищу, пробую, ошибаюсь, работаю над собой, радуюсь успехам. Чтобы двигаться вперед, воспитатель должен всегда учиться сам. Я не позволяю себе расслабляться и тоже постоянно учусь. Учусь у педагогов ,коллег, родителей и даже моих детей

Работая воспитателем, я могу сказать - лучше моей профессии нет. Она дает возможность открывать этот удивительный мир снова и снова. А всем тем людям, которые скажут: "Да что за профессия - воспитатель. Вечно вытирать носы!", я хочу ответить очень хорошими стихами:

                             ...Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот,

                         Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость.

                             Предметы моей романтики  на солнышке ласково жмурятся,

              Носят на маковке бантики, парами ходят по улице.

                         Их, беззащитных, маленьких,  я в светлую жизнь поведу

                               И будут завидовать многие 

ВОСПИТАТЕЛЮ В ДЕТСКОМ САДУ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Моя педагогическая концепция

Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

Моя педагогическая концепция

«Музыка как средство нравственного воспитания детей  дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...

Моя педагогическая концепция

Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

Концепция педагога о выборе своей профессии....