Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Тендентник Марина Николаевна

Консультация для педагогов ДОУ

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_konsultatsiya_unt.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

города Ялуторовска

"ДЕТСКИЙ САД № 9"

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель

Марина Николаевна Тендентник

г.Ялуторовск

2015-2016г.г.

Цель и задачи работы:

Цель: изучение и апробирование на практике различных технологии для развития речи детей раннего возраста.

Задачи:

- изучить дидактические игры и литературу по теме «Новые технологии развития речи детей дошкольного возраста»

- составить систему дидактических игр и упражнений, способствующих развитию речи дошкольников;

- использовать игры и упражнения, направленных на развитие речи дошкольников, во всех видах деятельности, в течение всего дня.

Актуальность выбранной темы:

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Известно, что большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок-уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательное воздействие, а также собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Какие же формы совместной деятельности по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как, в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; детям раннего возраста свойственна подражательность, лёгкая внушаемость.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка.

Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания.

Так в своей практике использую современные игровые технологии по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста вне занятий.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Бурганова, Р. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Р. А. Бурганова, К. В. Закирова. – Казань, 2000.

3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

5. Картушина М.Ю. К21 Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. (Программа развития.)

6. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

7. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

8. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

9. Янушко, Е. А.Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2010.

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Работа с семьёй

Март

Разучивание музыкальных игр, пальчиковых гимнастик, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (общее собрание участием родителей и детей)

Самореализация

Март

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Апрель

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете, показ НОД «Ой, да мы – матрешки, мы - матрешки»

Методы и приёмы игровых технологий, используемых в работе:

Изучив опыт педагогов по теме, литературу и используя игры и упражнения, направленные на развитие речи, сделала вывод: игры и упражнения по развитию речи дошкольников влияют на общее развитие ребенка. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

В своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии развития речи:

Подвижные игры с текстами.

Народные и хороводные игры.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Подвижные игры с текстами: игры нередко сопровождаются стихами и песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизирует внимание. Воспитатель читает, поёт песенки стихотворный текст продолжают дети, проговаривая слова песенки, стихотворения. При повторении игры дети запоминают слова и начинают подпевать. Движения с отдельным проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития речи детей младшего дошкольного возраста. Постоянное общение со взрослым доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивая их речь и воображение. Во время совместных действий нужно стремиться вызвать детей на речевой контакт. Наиболее эффективным приёмом являются вопросы, так как они активизируют мыслительную деятельность малышей. Но дети не всегда могут ответить на поставленный вопрос, в таком случае отвечает сам воспитатель. «Используйте любые поводы для разговора с малышами в процессе игры, побуждайте их к высказыванию своих мыслей, своего мнения», - советует Л.Н. Павлова.

Пальчиковые игры: известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому я считаю важным включать упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:

Игры-манипуляции: эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)

Сюжетные пальчиковые упражнения:  к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой: ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: в данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как, правило, в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов.

Возрастная и коррекционно-развивающая направленность опыта работы.

Подбор игровых методов и приёмов, а также планирование всех видов деятельности построено на основных дидактических принципах с опорой на систематичность и последовательность, конкретные педагогические условия: возраст и уровень развития детей. При этом учитывается принцип взаимосвязи всех видов деятельности, а вариативность выполнения заданий позволяет развивать у детей креативность, индивидуальные способности.

Упражнения и игры помогают в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, нуждающимися в систематической педагогической коррекции речевых нарушений. Они проводятся воспитателем в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна) и направлены на развитие восприятия и представлений об окружающей жизни, речевых норм ( правильное произношение, грамматическая правильность речи, богатство словаря, логичность высказывания). Игры могут проводится, как со всеми детьми, так и с небольшим количеством детей разного возраста .

Методы и приёмы игровых технологий:

Все игры организуются с учётом основных педагогических принципов. Дидактические игры проводятся со всей группой, с подгруппой, индивидуально. В таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», « Уложим куклу обедом» участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Скажи, что звучит», направлены на развитие фонематического слуха, тренировку звукоподражания. Ход игры следует строить таким образом, чтобы он содержал образцы речевого поведения, способствовал формированию внимания к речи, а так же актуализировал имеющиеся у детей речевые средства.

При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и проделывает движения, соответствующие тексту. В таких играх, как «Сидит зайка», «Кот и мыши», «Курочка-хохлаточка» от детей требуется соразмерение темпа движения с речью. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях, по ознакомлению с окружающим миром. Подвижные игры проводятся ежедневно со всей группой.

Пальчиковая гимнастика включается в режим дня.

Дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать», «Здравствуй солнце золотое», «Кто зубы не чистит».

Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. Детям нравится показывать «театр в руке». На прогулке, после наблюдений за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, дерево.

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки», «Наши ручки, лапочки». Пальчиковая гимнастика проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи и основных психических процессов, а также коммуникативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Использование устного народного творчества  наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....

Отчёт по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выраженя мыслей, становится основным механизмом...