«Русский народный фольклор - сказки и потешки во II младшей группе»
проект (младшая группа) на тему

Представлен паспорт проекта по ознакомлению с русским народным фольклором 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Русский народный фольклор -  сказки и потешки

во  II младшей группе»

Вид проекта: ролево-игровой.

Продолжительность: долгосрочный ( октябрь 2014 –май 2015, восемь месяцев)

Участники:  воспитатели, дети II младшей группы, родители.

Образовательная деятельность:         

коммуникативная, познавательно-исследовательская, заучивание  потешек, заучивание и постановка сказок.

                                                  Актуальность

                                                                         «ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

                                                                        ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

                                                                        НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

                                                                        СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

        Потешки, сказки входят в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождают на протяжении всего дошкольного возраста и остаются с ним на всю жизнь. Именно с фольклора начинается его знакомство с миром литературы, с миром  человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром  в целом.

     Особую роль в развитии детей младшего  дошкольного возраста  играют потешки.  Неповторимое своеобразие  потешки особенно ценно для ребёнка.  Активизирующее воздействие оказывает  звуковой речевой  поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей  предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают  эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка  развивается  речевой слух, произношение звуков.

   Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ  своих героев , оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные  понятия, ярко представленные в образах героев,  закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими  людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки  ребёнка. Композиция,  выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. . Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.

       Сказка — средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

        В настоящее время сказки, потешки, песенки-напевки и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили своё предназначение.  Этому способствовали  современные книги и мультфильмы с упрощённым диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращая сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определённые образы, которые  лишают их глубокого и творческого восприятия фольклора.

          Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки -сказительницы, являясь соединяющим звеном  поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок, песенок, потешек  и рассказывая их внукам , передавали им нравственные традиции, учили законам  добра и красоты.

Цели:

1. Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка.

2. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки, используя малые жанры фольклора (песенки, потешки).

3. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами  различных  форм фольклора.                                                      

4. Развитие творческих способностей детей

Задачи :

- Воспитывать интерес и вызывать эмоционально-положительное отношение к фольклору русского народа

- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

- Воспитание на основе устного  народного творчества положительного отношения к режимным моментам

- Приучать слушать народные песенки, потешки, доступные по содержанию сказки

- Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье

Предполагаемый результат:

 - активное употребление детьми  малых  форм фольклора ( потешек ) в повседневной жизни

-инсценирование ( совместно с воспитателем )  сказок

Целевые группы проекта :

1 целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребёнка ( подгруппы детей, индивидуальная работа ), самостоятельная детская деятельность.

2 целевая группа – педагоги : активная методическая работа.

3 целевая группа – родители : оказание консультативной помощи, информационно-аналитическое оформление  уголка для родителей

Этапы проекта:

этапы

Время проведения

Деятельность воспитателя

Деятельность с детьми

Работа с родителями

 I   этап

октябрь

ноябрь

-выявление знания детьми  устного народного творчества

-подбор потешек и сказок

-подготовка   с музыкальным  руководителем развлечения

-выставка «Русское народное творчество»

-рассматривание книг в книжном уголке

-проведение  развлечения «Ладушки в гостях у бабушки»

-обыгрывание потешек во время режимных  моментов

-информационный стенд для родителей  на тему «Фольклор»

-подборка потешек  для домашнего пользования

-раздел в уголке для родителей  « Что мы учим»

II   этап

декабрь

январь

февраль

-подбор потешек для разучивания с детьми

-подбор сказок  для инсценировки совместно с детьми

Обыгрывание потешек  во время режимных моментов

-инсценировка  сказки «Репка» совместно с детьми

-досуг «Кто-кто в теремочке живёт?»

-индивидуальные беседы с родителями на тему: «Использование фольклора в вашей семье»

-анкетирование «Сказки на ночь»

-тематическая встреча «Ах, эта сказка!»

III  этап

март

апрель

май

Подготовка к сказке-инсценировке

Подготовка  с музыкальным руководителем развлечения

-инсценировка сказки «Теремок»

-досуг «Коза с козлятами»

-проведение развлечения «В гостях у сказки»

-приглашение детей других групп на просмотр сказки

-приглашение родителей  на развлечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов. Интегрированный досуг для младшей группы

Закреплять и расширять представления детей о русских народных музыкальных инструментах. Воспитывать интерес к звучанию различных инструментов. Объяснить понятия « ударные» и «духовые» инструменты. Раз...

Приобщение дошкольников к русским народным традициям. Конспект НОД во второй младшей группе «Поможем Деду с Бабкой»

Разработанный мной конспект НОД способствует приобщению детей к истокам русских народных традиций, даёт начальные представления о культуре нашего народа....

Сценарий русского народного праздника "Масленица" для детей первой младшей группы

Сценарий русского народного праздника "Масленица" для детей первой младшей группы...

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra...

Викторина «Русский народный фольклор. Сказка «Теремок»»

Сценарий викторины "Русский народный фольклор. Сказка Теремок"" (младшая группа)Цель: закрепить знания детей о прочитанном ранее произведении; о традиционной русской одежде, о быте русс...