Изучение особенностей самооценки и представлений ребенка о самом себе.
консультация на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такая сложная форма  личности, как самосознание.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_osobennostey_samootsenki.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение особенностей самооценки и представлений ребенка о самом себе.

Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такая сложная форма  личности, как самосознание.  

Развитие самооценки и самосознания составляет одно из главных новообразований дошкольного возраста. В самосознании отражены понимание ребенка своего места в системе общественных отношений, оценка своих возможностей в области практического действия и пробуждение внимания к собственной внутренней жизни. Оценочная составляющая самосознания отражает отношение ребенка к себе и своим качествам, его самооценку. Она развивается и становится все более адекватной в процессе общения со сверстниками. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок все более точно формирует у себя представление о своих возможностях, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

В дошкольном возрасте одной из сторон развития мотивов поведения является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать все более ясный отчет о побудительных силах и последствия своих поступков. Благодаря развитию самосознания, он начинает понимать, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Благодаря самооценке дошкольник оценивает свои неудачи и достижения, свои качества и возможности.

Условия развития самопознания в дошкольном возрасте.

Исследования показывают, что одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное эмоциональное отношение к себе в сочетании с точным и полным знанием себя. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т.е. люди видят ребенка таким же, каким он видит себя сам, что доказывает ее адекватность.

Детям младшего и среднего возрастов свойственна неадекватно завышенная самооценка: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах.

На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6-7-летнего возраста становится более реалистичной, а в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной.

 Так или иначе, тип самооценки складывается у ребенка под непосредственным влиянием взрослых. Именно они внушают ему образ себя, который может быть как положительным, так и отрицательным. И наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Для ребенка одинаковы вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае – заниженная самооценка. В обоих случаях не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.

Влияние оценок родителей на самооценку старшего дошкольника опосредуется характером взаимоотношений в семье. Происходит интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности) оценок того родителя,  который для ребенка представляется безусловно значимым лицом, носителем эталонных оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

Методические рекомендации для родителей и педагогов: "Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе"....

Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»Бесспорно то, что большинство родителей хотят, чтобы их ребенок вырос счастливым, умным, успешным и уве...

Игровое занятие по формированию представлений о самом себе в 1 мл.группе

Цель:развивать у детей умение соотносить части тела игрушки со своим телом. Обучать умению называть части тела куклы и свои. Воспитывать положительное отношение к себе.Материал:куклаХод занятия:1. Миш...

Конспект занятия-ситуации по формированию представлений ребёнка о самом себе. Тема «Подарок от почтальона».

Конспект  занятия-ситуации по формированию  представлений ребёнка о самом себе...

Конспект занятия-ситуации по формированию представлений ребёнка о самом себе в группе раннего возраста. Тема: «Письмо от Даши».

Конспект занятия-ситуации по формированию представлений ребёнка о самом себе в группе раннего возраста....

Практики обогащения представлений старших дошкольников о самих себе и развитие положительной оценки

Хотим поделиться своими впечатлениями от семинара, проходившегов рамках международного образовательного форума.Слайд 2 Называется он «Практики обогащения представлений старших дошкольников о сам...