Конспект НОД в соответствии с ФГОС по познавательному развитию для детей среднего возраста. Тема: «Тульская ярмарка».
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Харитонова Ирина Константиновна

 

Конспект НОД в соответствии с ФГОС по познавательному развитию для детей среднего возраста.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие,  Социально-коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tulskie_pryaniki.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Центр Образования № 4»

Конспект НОД в соответствии с ФГОС по познавательному развитию для детей среднего возраста.

 Тема: «Тульская ярмарка».

Разработал:

 воспитатель средней группы

Харитонова И.К.

г.Тула

2017

Конспект НОД в соответствии с ФГОС по познавательному развитию для детей среднего возраста.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие,  Социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.

Тип: комплесное, интегрированное.

Возраст детей:4-5 лет (средняя группа).

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная дея-ть.

Тема: «Тульская ярмарка»

Цель:

1.Формировать интерес к истории и культуре Тульского края.

2.Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, народным промыслам.

3. Закрепить знания детей о родном  крае, городе, в котором мы живём.

4.Продолжать знакомить с достопримечательностями родного города.

5. Познакомить детей с историей возникновения самовара, с его устройством и назначением.

6. Закреплять знания детей о Тульском прянике.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов,
  • познакомить с новыми понятиями: самовар, тульский  пряник, чаепитие,
  • активизировать речь детей, совершенствовать умение высказывать предположения и делать выводы,
  • систематизировать знания детей о родном городе, рассказать, чем славится и гордится Тульский край,
  • углублять и уточнять представления детей о прошлом своего родного края,
  • продолжать знакомить с достопримечательностями родного города;
  • познакомить детей с историей возникновения самовара, с его назначением,
  • закреплять знания детей о Тульском прянике.

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей,
  • развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус,
  • развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать,
  • развивать внимание, память, логическое мышление,
  • закреплять навыки коллективной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, уважение к своей Родине, народу, мастерам-умельцам,
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты,  гордости за свой край,
  • вызвать положительное эмоциональное настроение,
  • воспитывать чувство уважения к далёким предкам, бережное отношение к истории родного края.

Предварительная работа:

  • беседы, рассказы по теме, рассматривание дымковской игрушки, иллюстраций самоваров, пряников,
  • дидактические игры: «Собери самовар»,
  • рассматривание открыток с изображением г. Тулы,
  • заучивание стихотворений о Туле,
  • пряники настоящие для чаепития.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, игровой, практическая продуктивная деятельность детей, дидактическая игра.

Материалы и оборудование: самовары,  иллюстрации с элементами дымковской росписи, пряники, картинки, аудиозаписи с песнями о Туле, магнитофон, интерактивная доска для просмотра презентации, гуашь белого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки.

Словарная работатуляки, горожане, печатные, лепные пряники, 

самовар, ярмарка.

Дидактическая игра: «Собери самовар».

Ход занятия.

Воспитатель:- Дети, посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какой это город?

Дети: Тула

Воспитатель: -Да это наш родной город - Тула- Слайд(Изображение Тулы)

-Мы с вами живём в городе Туле и называют нас - туляками.

- Давайте вместе скажем, кто мы?

- Ответы детей (туляки).

Воспитатель: Жителей города называют горожанами.

- Как называют жителей города?

- Ответы детей (горожане)

Воспитатель: Дети, мы живём с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.

Воспитатель: -Ребята, послушайте, какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете, что такое ярмарка?

Дети:-Нет!.

Воспитатель: Я вам сейчас покажу и расскажу.(Слайд русская ярмарка)

Ещё с давних времён у русского народа был обычай-устраивать ярмарки.

Ярмарка-это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит  народ по рядам, а товара так много,  что глаза разбегаются.

Воспитатель:- Скажите мне ребятушки, а бывали ли вы когда-нибудь на настоящей Тульской ярмарке. Хотите побывать?

Дети:-Да!

Воспитатель: Сегодня мы с вами туда отправимся. Мы с вами оказались на самой настоящей ярмарке. Ну,  же давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Но для этого мы отгадаем с вами загадку:

-Стоит толстячок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

-Дети:-Самовар

Воспитатель: Правильно, ребята, -это самовар.

Воспитатель: Вот он, посмотрите какой пузатый, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар?

Дети:-Чтобы чай кипятить.

Воспитатель:- Правильно, в нем кипятят чай. . Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли, а внизу - поддувало.«Сам варит»- отсюда и слово произошло самовар. Самовар - это русское  гостеприимство, это часть жизни и судьба русского народа. Издавна русской традицией считается чаепитие за самоваром. Тщательно начищенный он красовался на самом видном месте в комнате. Делали самовары  в городе Туле, они были разные по цвету и по форме. Были большие пузатые, маленькие расписные Есть самовары разной формы: в форме вазы,круглый самовар-шар,в форме репки,самовар-петух,затейливый домик-теремок. Такие самовары всегда становились украшением ярмарок. Тула и в настоящее время остаётся самоварной столицей. Поэтому достопримечательностью нашего города является Музей самоваров, расположенный на территории Тульского Кремля.

Воспитатель:-А теперь мы с вами поиграем!Игра называется «Собери самовар» (четыре разрезных самовара).

Воспитатель: Части разные возьми, картинку быстро собери! Ребята, когда Вы соберёте разрезные картинки, то сможете увидеть самый русский самовар! (

Воспитатель:-Присаживайтесь за столы.(дети садятся за стол и выполняют задание). Дидактическая игра «Собери самовар».

Воспитатель:-А теперь давайте отдохнем.

Физминутка. «Улыбнитесь»

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели — встали, сели — встали

И на месте побежали.

Воспитатель:-Ой,ребята,посмотрите,а что же здесь?.Давайте разгадаем загадку и узнаем,что ещё приготовила нам ярмарка?

Испечен он в печке жаркой

Из муки. Сам вкусныйсладкий,

Мягкий, ароматный,пряный-

Потому зовется….

Дети:-Пряник!

Воспитатель:-Правильно, -это пряник.  Атам,где самовары на столах, там и вкусный пряник. Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Их стали делать тоже в Туле.

Воспитатель:-А,вы ели пряники?

Дети:-Да!.

Воспитатель:-Какие они на вкус?

Дети:-Сладкие,мятные,с орехами.

Воспитатель:-А какие по форме?

Дети:-Овальные,круглые,квадратные.

Воспитатель: Пряники отличались разнообразием - печатные, обрядовые, силуэтные.лепные.  Печатные пряники делали при помощи деревянных форм, эти формы делали из твердых пород дерева, груши, березы. Получали пряничные доски. Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья и мармелада. Но главное, что отличало все эти пряники – на них были картинки или надписи. Пряники с картинками назывались – печатные. Лепные пряники лепили руками и не только из теста,а даже из хлеба. А,чтобы сделать пряники замешивали пряничное тесто: а тесто было из муки,сахара и мёда.

А самые известные "печатные" пряники с давних времен выпекают в Туле.

Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Сверху пряники украшались сахарной глазурью.

Достопримечательностью Тулы и Тульского края является памятник тульскому прянику и Музей тульского пряника.

Воспитатель: Примем участия в ярмарке?

Дети: Да!

Воспитатель:Для этого вам надо превратиться в мастеров. Давайте почувствуем себя мастерами пряничного дела.Если ярмарка необычная. ,Предлагаю расписать шаблоны пряников дымковским узором Какие элементы дымковского узора вы знаете?        

Дети: - Зёрнышко, кружок, точка, солнышко, колечко, клетка  полоски.        -Воспитатель:Давайте присядем за столы и украсим наши пряники дымковской росписью (Дети садятся за столы на которых лежат шаблоны тульских пряников)

Воспитатель:.Т. к  издавна пряники  украшали сахарной глазурью-это сахар белого цвета.,. для этого мы будем использовать белую гуашь. Но с начала мы рассмотрим каким узором можно украсит пряник (Показ элементов дымковской росписи).

Образцы мы с вами рассмотрели, но вот еще не вспомнили, как рисуются такие волшебные точки, линии, колечки? Как рисовать точку? (кисточка смотрит вверх. Чем она рисует? (носиком - кончиком) Как рисуется полоска? (слева направо, сверху вниз) – показ воспитателем. Как ведем кисточку? (ворс кисточки бежит за палочкой) – показ воспитателем.  Колечки рисуем – кончик кисточки танцует - показ воспитателем. Кружок закрашиваем в одном направлении. Краски набираем немного на кончик кисти после каждого использования тщательно промываем и вытираем салфеткой.

1 2 3 4 5

Начинаем мы играть

Вправо, влево повернетесь

В мастеров все превратитесь

Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе.

Закройте глаза. Придумайте узор, начинайте рисовать

Воспитатель: Дети ,Сидим прямо, спинка прямая.

.

Продуктивная работа по изодеятельности:

Дети садятся за столы, на которых лежат шаблоны тульских пряников, кисти, краски. И украшают шаблоны тульских пряников элементами дымковской росписи. Звучит спокойная

Воспитатель: Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!

Воспитатель: Наша тульская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Тульским краем.

Воспитатель:-Где мы сегодня с вами побывали?Что узнали нового?

Дети:-Мы побывали на Тульской ярмарке, что такое ярмарка. Играли в игру «Собери самовар»,украшали пряник дымковским узором.(ответы детей)

Воспитатель:-Как же мы можем назвать свою любимую Тулу?

Дети: -Тула самоварная,пряничная,

Воспитатель: -Дети, я приглашаю вас пить чай из самовара с тульскими пряниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста по теме «Транспорт».

Учить различать транспорт: грузовой и пассажирский. Формировать у детей знания о назначении дорожных знаков, закреплять знания о уже известных....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста Тема: «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность, лед).Задачи:1.Образовательные:познакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; твердое состояние воды (лед);учит...

Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста средней группы №4 Тема: «Волшебное письмо»

Конспект ООД(ОО «Познавательное развитие»)для детей среднего возрастасредней группы №4Тема: «Волшебное письмо»...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области __познавательное развитие__ для детей _среднего_ возраста Тема: «___Моя семья___»

Цель: Формирование представления детей о семье.Задачи: Образовательные: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальноепредставление о родственных отношениях в семье: каждые из них однов...

Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»

В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательному развитию для детей среднего возраста Тема: « Математический теремок»

Цель:  сформированность понятий по РЭМПЗадачи:Обучающие:-закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5;-закрепить представления о геометрических фигурах, навыки ориентировки в...