Годовой план педагога-психолога
календарно-тематическое планирование на тему

Черныховская Маргарита Владимировна

Цель: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

Задачи:

·       Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.

·       Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе.

·       Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности  в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно- развивающей работы.

·       Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.

·       Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвящения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_raboty_pedagoga2012.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой план педагога-психолога

детского сада на учебный год

Цель: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

Задачи:

  • Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
  • Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе.
  • Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности  в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно- развивающей работы.
  • Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
  • Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвящения.

Основные направления работы:

  1. Диагностическое.
  2. Коррекционно – развивающее.
  3. Консультативное.
  4. Просветительское и профилактическое.
  5. Организационно-методическое

Формы работы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • развивающие занятия;
  • тренинги;
  • консультации.

Период

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. Оформление рабочей документации.

2. Наблюдение за детьми в ясельных группах в период адаптации.

3. Проведение профилактических занятий на снятие психоэмоционального напряжения в адаптационных группах.

3. Скрининговая диагностика готовности детей к школе в подготовительных группах.

4. Скрининг (совместно с педагогами) психологического фона развития сенсорной, личностной и эмоционально-волевой сфер у детей дошкольных групп (выявление группы риска).

5. Формирование группы риска, составление индивидуальных программ на каждого ребенка в группе риска.

1. Консультация для педагогов 1-й  и 2-й младшей группы. Тема: «Адаптация трудный и важный период» (анкетирование, рекомендации, памятки).

2. Рекомендации по результатам мониторинга адаптации детей.

3. Выявление детей группы риска: с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).

4. Подведение итогов адаптации  детей к ДОУ (аналитическая справка).

5. Подведение итогов по результатам диагностики готовности к школе (аналитическая справка).

6. Совместно с педагогами составление индивидуальных программ на детей группы риска.

1. Первичная диагностика родителей (анкетирование) по определению психолого-педагогических параметров готовности детей к поступлению в ДОУ.

2. Выступление на родительских собраниях в адаптационных группах, тема: «Помогите вашему ребенку скорее привыкнуть к детскому саду».

3. Выступление на собрании в подготовительных группах, тема: «Скоро в школу!».

4. Анкета для родителей детей подготовительных групп  «Готов ли ваш ребенок к школе?».

4. Выступление на собрании в старшей логопедической группе, тема: «Работа психолога в логопедической группе».

5.  Индивидуальное консультирование родителей по запросам.

6.  Оформление информационных уголков:

  • «Советы родителям в период адаптации»;
  • «Советы маме»;
  • «Психологические особенности возраста» (подготовительные, старшие, средние и младшие группы);
  •  «Помогите своему ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду» (адаптационные группы).

Октябрь

1. Формирование подгрупп для коррекционно-развивающей работы по развитию сенсорной, личностной и эмоционально-волевой сфер.

 2. Составление психолого-педагогических заключений на детей группы риска.

3. Проведение коррекционно—развивающей работы:

  • с детьми группы риска (коррекционные угры и упражнения  по индивид. программам);
  • в старшей логопедической группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»);
  • в подготовительных группах (игры по программе «Учись учиться!»).

1. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций (логопедические, подготовительные группы).

2. Изучение актуальных запросов педагогов  по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

3. Консультация: «Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению в школе».

4. Консультирование по интересующим вопросам

1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам.

2. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

3. Наглядная стендовая информация:

«Скоро в школу! Родители вы готовы?» (подготовительные группы);

  • «Кризис 3-х лет» (2-е младшие группы);
  • «Если ребенок агрессивен…» (старшие группы);
  • «Если ребенок не слушается…» (средние группы).

Индивидуальное консультирование, выдача рекомендаций.

Ноябрь

 

1. Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПК. Составление психолого-педагогических заключений.

2. Проведение коррекционно—развивающей работы:

  • с детьми группы риска (коррекционные угры и упражнения  по индивид. программам);
  • в старшей логопедической группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»);
  • в подготовительных группах (игры по программе «Учись учиться!»).

1. Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, предоставляемых на ПМПК. Участие в составе ПМПК.

2. Рекомендации по улучшению психологического комфорта детей в ДОУ.

3. Консультация: «Сенсорное и речевое развитие детей третьего года жизни».

4. Познавательно-деловая игра для педагогов «Палитра эмоций».

5. Консультирование по интересующим вопросам

1. Оформление в группах информационных уголков психологической консультации:

  • «Психологическая готовность к школе» (подготовительные группы);
  •  «Домашняя работа для пальчиков» (старшие группы);
  •  «Наказывая, продумай!» (средние группы);
  •  «Детское непослушание» (2- младшая группа).

По запросам педагогов.

2. Индивидуальное консультирование, выдача рекомендаций.

3. Разработка памяток по запросу воспитателей.

Декабрь

 

1. Проведение коррекционно—развивающей работы:

  • с детьми группы риска (коррекционные угры и упражнения  по индивид. программам);
  • в старшей логопедической группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»);
  • в подготовительных группах (игры по программе «Учись учиться!»).

2. Изучение микроклимата во всех группах.

1. Индивидуальные рекомендации  по интересующим вопросам.

2.  Консультация: «Какой он – одаренный ребенок

3.Тренинг- занятие с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания» из программы «Помоги себе сам».

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • «Что нужно сделать, чтобы ребенок убирал игрушки» (младшие  группы);
  • «Детская ложь. Как с ней бороться» (старшая группа);
  • «Если ребенок агрессивен...» (средняя группа);
  • «Первый экзамен!» (подготовительные группы);
  • «Капризы и упрямство» (адаптационные группы).

2. Консультирование по интересующим вопросам.

Январь

1. Диагностическое обследование детей подготовительных (сравнение с началом года).

3. . Проведение коррекционно—развивающей работы:

  • с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения  по индивид. программам);
  • в старшей логопедической группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»);
  • в подготовительных группах (игры по программе «Учись учиться!»).

1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.

2. Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера).

3. Консультирование по интересующим вопросам.

4. Тренинг- занятие с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания» из программы «Помоги себе сам».

1. Разработка памяток для родителей:

- «Кризис 7 лет»

- «Ребенок со страхами»

2. Оформление уголка психологических консультаций:

  • «Медлительные дети» (средние группы);
  • «Капризы и упрямство» (младшие группы);
  • «Кризис 7 лет» (подготовительные группы);
  • «Если Ваш ребенок боится…» (старшие группы).

3. Консультирование по интересующим вопросам.

Февраль

1. Диагностическое обследование детей средних групп, составление психологическмх характеристик для представления на ПМПК (выявление проблемных категорий детей).

2. . Проведение коррекционно—развивающей работы:

  • с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения  по индивид. программам);
  • в старшей логопедической группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»);
  • в подготовительных группах (игры по программе «Учись учиться!»).

1.  Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, предоставляемых на ПМПК.

2. Тренинг- занятие с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания» из программы «Помоги себе сам».

3. Проведение анкетирования, составление рекомендаций.

4. Консультирование по интересующим вопросам

1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

  • «Готов ли ребенок к школе» (подготовительные группы);
  • «Ребенок- телезомби» (средние группы);
  •  «Если ребенок рассеян…» (старшие группы);
  • «Если ребенок не слушается родителей…» (младшие группы);
  • «Капризный ребенок» (младшие группы);

По запросу.

2. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

3. Подготовка памяток: «Утомляемый, истощаемый ребенок»

Март

1. Участие в составе ПМПК к ДОУ.

2. . Проведение коррекционно—развивающей работы:

  • с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения  по индивид. программам);
  • в старшей логопедической группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»);
  • в подготовительных группах (игры по программе «Учись учиться!»).

1. Участие в составе ПМПК.

2.Подведение итогов после ПМПК, обработка психолого-педагогического заключения на детей.

3.Формирование подгрупп детей с ОНР к следующему учебному году.

4.Составление рекомендаций.

5. Консультирование по интересующим вопросам

1. Наглядная стендовая информация:

  • «Тревожный ребенок» (средние группы);
  •  «Медлительный ребенок» (старшие группы);
  •  «Психологическое здоровье» (младшие группы);
  • «Развиваем мышление» (старшие группы).
  • «Развиваем кругозор старшего дошкольника» (подготовительные группы);

2. Консультирование  родителей по интересующим вопросам.

3.  Анкета «Готова ли ваша семья к поступлению в первый класс»

Апрель

1. Диагностическое обследование детей подготовительных групп.

2. Проведение коррекционно—развивающей работы:

  • с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения  по индивид. программам);
  • в старшей логопедической группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»);
  • в подготовительных группах (игры по программе «Учись учиться!»).

3. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе.

1. Подборка развивающих игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития: рекомендации.

2.  Изучение  творческого потенциала педагогов (методика Е. Торранса для взрослых).

3. Консультирование по интересующим вопросам

1. Выступления на родительских собраний (по плану воспитателей).

2. Наглядная стендовая информация:

  • «Готовим руку к письму» (подготовительные группы);
  • «О наказаниях и поощрениях» (2-я младшая группа);
  • «Игра – это серьезно»; (средняя группа);
  • «Почему ребенок врет» (старшие группы);
  • «Что нужно знать родителям о кризисе 3-х лет» (1-я младшая группа)

4. Консультирование по интересующим вопросам

Май

1. Написание аналитических отчетов:

  • о готовности детей подготовительных групп к школе;
  •  о проделанной работе за учебный год.

2. . Проведение коррекционно—развивающей работы:

  • с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения  по индивид. программам);
  • в старшей логопедической группе (психопрофилактические игры по программе «Встреча со сказкой» и «Давайте жить дружно»);
  • в подготовительных группах (игры по программе «Учись учиться!»).

1. Выступление на педагогическом совете. Презентация: «Итоговый аналитический отчет психолога, о проделанной работе за год», перспективы коррекционно-профилактической работы на следующий учебный год.

2. Консультирование по интересующим вопросам.

3. Консультации, рекомендации, выдача памяток воспитателям адаптационных групп в следующем новом учебном году.

1. Составление домашнего задания детям недостаточно подготовленных к школе.

2. Наглядная стендовая информация:

  •  «Поведение в семейном конфликте» (средние группы);
  • «Ребенок и компьютер» (старшие группы);
  • «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительные группы);
  • « Развиваем мышление» (средние группы);
  • «Если ребенок не любит врачей» (младшие группы).

3. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

4. Оформление памятки «Как подготовить ребенку  к поступлению в  ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план педагога - психолога ДОУ

Годовой план содержит тему и задачи работы педагога-психолога на учебный год, а также раскрывает содержание работы психолога с детьми, родителями и педагогами по следующим направлениям :...

годовой план педагога-психолога

годовой план по направлениям...

Годовой план педагога-психолога

Годовое планирование работы педагога-психолога....

Перспективный годовой план педагога-психолога ДОУ

Включает цели, задачи, направления работы, такие как психопрофилактическая работа; психодиагностическая работа; развивающая и сопровождающая работа; консультативная работа;терапевтическая работа; орга...

Годовой план педагога-психолога на 2014-2015 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Задачи:1....

Годовой план педагога-психолога на 2015-2016 учебный год

Перспективный (годовой) план педагога-психолога...

Годовой план педагога-психолога 2015-2016 уч.г.

Цель психологической службы: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Задачи:1.     П...