ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Кукольный театр»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Афонькина Валентина Николаевна

Рабочая программа по театрально-игровой деятельности  "Кукольный театр" предназначена для работы с детьми 4-5 лет, со сроком реализации 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukolnyy_teatr_programma_afonkina.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Кукольный театр»

для детей дошкольного возраста 4 - 5 лет

(срок реализации программы 1 год)

                     

                           

                                                                    Руководитель:

воспитатель первой

квалификационной

категории Афонькина В. Н.

Содержание

                

1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

         1.1 Актуальность…………………………………………………………....4

         1.2 Педагогическая целесообразность…………………..............................5

         1.3 Цели и задачи программы………………….…………………….……..5

         1.4 Принципы, методы и приемы………….………….................................5

   2. Планируемые результаты……………………….……....................................8

3. Способы получения результатов……………………………………................8

4. Учебно-тематический план…………………………………………………….9

5. Материально-техническое обеспечение……………………………………..12

6.Список литературы…………………………………………………………….13

        

                                       «Если б смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

                                                      К.С. Станиславский.

                                                               

                                                                                                                                                                                 

                                 1. Пояснительная записка

        Программа разработана на основе пособий Т.Н. Дороновой «Играем в театр» Москва  Просвещение, 2004 год; А. Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду». Методические рекомендации» Москва Творческий Центр, 2009 год. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко».

Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом  2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей  4-5 лет, реализуется она через кружковую работу. Занятия проводится 2 раз в неделю, длительность составляет 20 минут. 

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
  • Конвенция о правах ребенка (1989г);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • СанПин 2.4.1.3049-13

                                        1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ

 Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется играть игрушками. Мальчики играют в машинки, девочки играют в куклы. В игре они реализуют себя, мечтают, видят себя в будущей жизни. Часто в играх детей кукла представляется им не столько игрушкой, сколько живым существом, с которым можно разговаривать, делиться своими секретами. И порой кукла является самым любимым и близким существом не только для девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно это чудо перевоплощения и натолкнуло на идею создания кукольного кружка «Кукольный театр».

    Почти все дети хотят привлечь внимание окружающих к себе. Но многие из них, не владея сценической речью, или комплексуя по поводу своей внешности, либо по другим причинам стесняются этого всеобщего внимания. Но ведь так хочется, чтобы тебя заметили, чтобы тебе аплодировали и восхищались тобою. Раскрыть себя, не бояться общения с другими людьми, сверстниками и взрослыми, быть уверенным в себе. Эти проблему и хочется решить, создавая кукольный кружок.

    Ты – в образе куклы. Сказки ты знаешь с детства. Сам скрыт ширмой. Твоя душа теперь не в тебе, а в твоей кукле. И игра, и работа, и признание! Всё вместе. Это настолько увлекает детей, что они забывают о своих личных проблемах, недостатках и включаются в бурную деятельность, смело общаются друг с другом, находят друзей, а главное находят себя.

В душе каждого ребенка таиться желание свободной игры в театр и это активизирует его мышление, развивает воображение, тренирует память, образное восприятие, развивает воображение фантазию и совершенствует речь. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.

1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

                 Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется играм, а играя, познает окружающий мир во всем его многообразии- через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка совершенствуется звуковая культура речи.

             Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решать многие воспитательно - образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитывать художественный вкус, развивать творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

             Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения всех видов памяти и видов детского творчества (художественного – речевого, музыкального, игрового, танцевального, сценического).

1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Цель программы

- Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

   Задачи программы:

  • Последовательно знакомить детей с видами театра;
  • Совершенствовать артистические навыки детей;
  • Формировать и развивать познавательный интерес детей к кукольному театру, научить управлять куклами;
  • Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творческое мышление, память, речь, интерес к чтению;
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  • Воспитывать аккуратность, опрятность, умение ценить красоту.

1.4  ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. доступность драматического материала, что предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. последовательное и целесообразное накопления художественных впечатлений.
  3.  содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
  4. ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.
  5.  максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  6.  сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
  7. учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

                                                                                                                                                                 

В ходе реализации программы используются игровые методы, методы показа, художественного выразительного чтения:

  • наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые;
  • информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка;
  • репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу (метод показа);
  • игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.

    Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Развивать навыки работы с куклами на основе популярных русских сказок «Колобок», «Теремок», «Репка». В дальнейшем, усложняя репертуар, отрабатывать навыки работы с куклой, над постановкой голоса, дикцией.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Развитие у детей творческого потенциала, способностей, познавательного  интереса;
  2. Формирование у детей доброжелательности, коммуникабельности;
  3. Применение детьми творческой активности в разных видах самостоятельной деятельности;
  4. Постановки кукольных спектаклей, драматизаций сказок.

3. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • наблюдение за активностью ребенка в различные периоды   пребывания        в   дошкольном     учреждении;
  •  анализ продуктов детской деятельности;
  •  специальные педагогические пробы, организуемые педагогом;
  • организация кукольных спектаклей для детей ДОУ;
  • детские музыкальные инструменты;
  • различные атрибуты, декорации;
  • наличие кукол для театра и ширмы.

4.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Октябрь

Дата проведения занятия

№ п/п

Тема

1

Знакомство с детьми. Игра «Назови свое имя ласково».

2

Имитационное упражнение. Игра «Волшебный сундучок».

3

Виды кукольных театров. История одной куклы.

4

Дети и куклы.

5

Беседа «Что такое театр?». Дид. игра «Сложи сказку».

6

Беседа – диалог.

7

Заучивание стихотворения «Превращается рука».

8

Знакомство с техникой кукловождения.

Ноябрь

Дата проведения занятия

№ п/п

Тема

1

Знакомство с ширмой.

2

Удивительный мир кукол.

3

Ритмопластика. Психогимнастика.

4

Рассказывание сказки «Репка». Упражнение с куклами.

5

Обсуждение персонажей сказки. Упражнение с куклами.

6

Репетиция сказки «Репка».

7

Репетиция сказки «Репка».

                  Декабрь

Дата проведения занятия

№ п/п

Тема

1

Показ сказки «Репка» для 1 младшей группы.

2

Учимся говорить четко.

3

Учимся читать стихи.

4

Рассказываем любимые сказки.

5

Рассказывание сказки «Лиса и заяц».

6

Распределение ролей. Упражнение с куклами.

7

Репетиция сказки «Лиса и заяц».

8

Репетиция сказки «Лиса и заяц».

Январь

Дата проведения занятия

№ п/п

Тема

1

Репетиция сказки «Лиса и заяц».

2

Показ сказки «Лиса и заяц» для 2 младшей группы.

3

Ритмопластика. Драматизация.

4

Сочиняем сказки.

5

Инсценировки, импровизации.

6

Театральная игротека «Веселые стихи».

 

Февраль

Дата проведения занятия

№ п/п

Тема

1

Отработка диалогов.

2

Упражнения с куклами на ширме.

3

Чтение сказки «Колобок». Обсуждение.

4

Распределение ролей. Упражнения с куклами.

5

Репетиция сказки «Колобок».

6

Репетиция сказки «Колобок».

7

Репетиция сказки «Колобок».

8

Показ сказки «Колобок» для средней группы.

Март

Дата проведения занятия

№ п/п

Тема

1

Веселые сочинялки.

2

Литературная страничка произведений С. Я. Маршака.

3

С чего начинается театр?

4

Ритмопластика.

5

Ладушки – ладушки.

6

Весна пришла!

7 – 8  

День театра!

Апрель

Дата проведения занятия

№ п/п

Тема

1

Чтение сказки «Теремок». Обсуждение.

2

Упражнения с куклами.

3

Распределение ролей. Упражнения с куклами.

4

 

   

                                         Репетиция сказки «Теремок».

.

5

6

7

Показ сказки «Теремок» для детей детского сада

8

Итоговое занятие «Волшебное путешествие по сказкам».

5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Музыкальный зал;
  • Набор кукол би-ба-бо;
  • Пальчиковый театр;
  • Плоскостной театр;
  • Театр на фланелеграфе;
  • Театр игрушки;
  • Куклы;
  • Декорации;
  •  Ширма;
  • Технические средства (магнитофон) ;
  • Диски с записями шума моря, леса и др;
  • Диски  с музыкой, детскими песнями.

                             

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методика и организация театральной деятельности дошкольников: Программа и репертуар. Э. Г. Чурилова. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001 г.
  2. Театрализованная деятельность в детском саду: Методические рекомендации. Игры, упражнения, сценарии Е. А. Антипина. Творческий цент, Москва, 2009 г.
  3. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. Е. С. Петрова, Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева «Школьная Пресса», Москва 2000г.
  4. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. М. Д. Маханёва. Творческий центр. Москва 2001 г.
  5. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. Т.С. Григорьева. Творческий центр. Москва 2012 г.
  6. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. Поляк Л. Я. Санкт – Петербург «Детство – Пресс». 2001г.
  7.  «Играем в театр»»  Т.Н. Доронова,  Москва «Просвещение, 2004 г.
  8.  «Кукла, я тебя знаю» И. Ярославцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ТЕАТР» По формированию театрально-игровой деятельности дошкольников.

Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» предназначена для дошкольников и предполагает развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстника...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Программа дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок"

Программа дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок" для детей 5 - 6 лет...

Программа дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок" 5-6 лет

    Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Презентация программы дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок"

Презентация программы дополнительного образования детей по театрально-игровой деятельности "Теремок"...

Номинация: КОНСПЕКТЫ СЕАНСОВ ПО ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей 5 - 6 лет. Название: ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА. Автор - составитель Якубовская Е. А.

Автор - составитель:Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категорииОписание: Конспекты сеансов по театрально – игровой  деятельности ...