«Проектная деятельность как средство ВОП в ДОУ»
консультация на тему

«Проектная деятельность
как средство ВОП в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для воспитателей

«Проектная деятельность
как средство ВОП в ДОУ»

Подготовила:

М.А. Черненко

г. Когалым

2016 – 2017 учебный год.

1 слайд

«Проектная деятельность как средство ВОП в ДОУ»

2 слайд

История проектной деятельности

Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.

1920 г. – США педагог, психолог, философ Джордж Дьюи.

Обучение сообразно личным интересам.

1926 г. – советская педагогика, Е. Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.

1931 г. – проектный метод осужден постановлением ЦК ВКП (б)

1950г. – Широкое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляют планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей.

Сейчас проектный метод – основа американской программы СОРОСа «Шаг за шагом», в России – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.

3 слайд

Проект – что это?

Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

А в переводе с греческого – это путь исследования.

Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. 

Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления

4 слайд

Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение чётко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, с использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.

 5 слайд

Проект это инновационный метод работы с детьми согласно федеральным государственным требованиям. Что же такое метод проектов согласно ФГОС ДО.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

6 слайд

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

7 слайд

Основной тезис современного понимания метода проектов:

«Все, что я познаю - я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»

• Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей.

• Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

8 слайд

Зачем нужны проекты

Поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельность детей.

Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.

Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.

Развитие умения наблюдать, слушать.

Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи.

Развитиеумения увидеть проблему комплексно с разных сторон.

Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

9 слайд

Основная цель проектного метода

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

10слайд

Способы разработки проектов

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

2. Что мы хотим узнать?

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать?

Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

3. Что узнали?

Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

11 слайд

План работы по разработке проекта

1. Подготовительный / Целеполагание (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта).

Глубоко изучите тематику проекта, помогите ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12 слайд

2. Деятельностный/ Разработка проекта – план работы по подготовке проекта (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка).

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания для самостоятельного выполнения.

13 слайд

Выполнение проекта – практическая часть.

Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения

Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

14 слайд

4. Завершающий/ Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом).

15 слайд

Формы презентации – газета, спектакль, концерт, реклама, рассказ, буклет, занятие, выставка, конкурс.

16слайд

Результаты проекто - тематического обучения

Помогает:

- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;

- развивать мышление, воображение, память, внимание;

- развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения) ;

17 слайд

- контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе) ;

- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое) ;

- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

  1. слайд

При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований:

Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников.

Во-вторых, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.

В-третьих; содержательная часть проекта должна  быть основано на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Используя метод проектов воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.

  1. Слайд

Роль педагога при использовании методов проекта

  • учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей,
  • строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве,

мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.

  1. Слайд

Роль дошкольника

  • является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта).
  •  План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями.
  1. Слайд

Роль педагога при взаимодействии с семьей

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги  и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями.

Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха!

  1. Слайд

Советы педагогам по работе над проектом.

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.

  1. Слайд

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

  1. Слайд

Желаем удачи!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Проектная деятельность- средство развития исследовательского интереса дошкольников.

Проектная деятельность- средство развития исследовательского интереса дошкольников....

«Проектная деятельность – средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов»

Дошкольное образование является первым звеном в системе непрерывного образования.  В постоянно меняющихся условиях окружающего мира необходимо научить ребёнка способности к анализу существующей с...

"Проектный метод-средство поддержки детской инициативы"

Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостояте...

Проектная работа "Средства и методы формирования безопасной жизнедеятельности у дошкольников"

Средства и методы формирования безопасной жизнедеятельности у дошкольников...