Игровой тренинг в дошкольных образовательных учреждениях.
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Караваева Наталия Петровна

Попробуем разобрать, что же включает в себя понятие игровой тренинг. И в чём его отличие от других игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг

в дошкольных образовательных учреждениях.

В последние годы современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих физических и умственных способностей. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка в обществе уделяется недостаточное внимание широкому интегративному применению современных педагогических технологий основанных на игровой деятельности, игровом тренинге в дошкольных образовательных учреждениях.

Именно в игре дети познают мир, осваивают правила и нормы поведения в обществе, учатся тем или иным видам деятельности, которыми занимаются взрослые. И сами взрослые в игре могут понять много нового и научиться очень многому, и при этом безопаснее и легче, чем в реальных жизненных условиях. Всё это прекрасно известно профессионалам, разрабатывающим и проводящим тренинги. Игровые элементы включает в себя почти любой тренинг, независимо от того, чему он призван обучать или что корректировать. Попробуем разобрать, что же включает в себя понятие игровой тренинг. Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному А. Ребером, мы увидим такое определение тренинга: «Тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и умений. Другое определение тренинга дал Ю.Н. Емельянов: «Тренинг — это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».

Так чем же игра в тренинге отличается от других видов игры? 

Во-первых, игра в тренинге – это прикладной, второстепенный метод; первоочередной метод здесь все-таки тренинг. Поэтому не совсем правомерно, по нашему мнению, пытаться встроить в тренинговый сценарий, например, полноценную сюжетно-ролевую, деловую или организационно-деятельностную игру. Если в тренинге мы и встречаем эти виды игр, то только в усеченном, сжатом варианте. Во-вторых, игра в тренинге коротка и еще более ограничена во времени, чем другие виды игр. Все по той же причине: игра в тренинге решает прикладные задачи – она не может стать ключевой и занять все время тренинга или выйти за его рамки. В-третьих, игра в тренинге всегда направлена на решение конкретных обучающих, развивающих или психологических задач. В ней всегда есть результат. В-четвертых, в силу того, что тренинг – групповой метод, игра в тренинге также предполагает групповой процесс. В-пятых, игра в тренинге всегда предполагает ведущего, и зачастую – его активную позицию, потому что он – организатор процесса.

Таким образом можно сделать вывод.

Игра в тренинге – символическая деятельность, решающая конкретные прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени и под руководством ведущего.

Поэтому можно сказать: если воспитатель хочет добиваться максимальных результатов от тренинга и делать это так, чтобы участники получали эти результаты в не напряженной, свободной, энергичной, творческой атмосфере, то игра – это его метод работы.


Список использованной литературы:

  1. Бакли, Р. Теория и практика тренинга [Текст] / Р. Бакли, Д Кейпл– СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] – М.: Просвещение, 1968. – 400 с.
  3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы [Текст] – СПб: Питер, 2009. – 240 с.
  4. Калинина Р.Р.Тренинг развития личности дошкольника занятия. Игры, упражнения [Текст]: 2-е изд., доп. и перераб. СПБ., изд. «Речь», 2005. – 160 с.
  5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей дет.сада[Текст] /Под ред. Т. А. Марковой: – М.просвещение 1982. – 128с.
  6. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Консультация для воспитателей « Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»...

Конспект Организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: Игровой тренинг «Сказочное путешествие» для курсов переподготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений муниципально

Игровой тренинг «Сказочное путешествие» для детей среднего дошкольного возраста. Примерная Программа, по которой работает ДОО: «От рождения до школы» Н.. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василь...

Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра.

Одной из новых форм в практике  детского сада являются квест-игры. Представленная форма организации деятельности детей имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:– всест...

Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»

Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...

Игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении

Игровые  технологии вдошкольном образовательном учреждении...

Статья "Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

статья "О современных подходах к организации игровой деятельности в ДОУ"...