Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии для старшей группы (5-6 лет) по теме «Мир водных насекомых».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Чекалина Ирина Алексеевна

 НОД помогает детям развивать представление о многообразии насекомых, их приспособленности к окружающей среде, учит классифицировать и обобщать понятие насекомые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему: «Мир водных насекомых».

Цель: Расширение  знаний детей о водных насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи: воспитывать бережное отношение к насекомым. формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций. Приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.

Материал: слайды с изображениями водных насекомых, модуль строения насекомых, природный материал для конструирования.;

Ребята, закройте глазки и представьте, что  мы с вами на берегу речки, на берегу в камыше лягушки квакают, стрекозы стрекочут.                                                                                      (Включается звуки природы).                                                                                        Ребята послушайте стихотворение:                                                                                                         Паучок-водомер, 
Землемерам не в пример, 
Ничего не измеряет, 
Вешки в землю не вбивает, 
Только лапками гребёт — 
Рядом с лодочкой плывёт.                                                                                                                                                                
Сергей Козлов                                                                                                                                                                      Как думаете о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).                                          Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых которые живут в воде и около воды.  Ребята, вы знаете таких насекомых? (Дети называют насекомых).                                                                                 Воспитатель показывает изображения животных.                                                                                В пресных водах обитает много разнообразных насекомых — различные жуки и клопы, а еще больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: личинки стрекоз, ручейников, подёнок, комаров. Даже гусеницы некоторых бабочек живут в воде и питаются водными растениями. Таким образом, одни насекомые всю жизнь во всех стадиях проводят в воде, другие живут в воздушной среде, но откладывают в воду яйца, и их личинки развиваются в воде.                                                                                      
        По поверхности воды скользят клопы-водомерки. Они катаются по воде, как на коньках, и никогда не тонут потому, что их ножки смазаны жиром. Посмотрите, как это насекомое держится на воде. Его ноги широко раздвинуты, благодаря чему увеличивается площадь опоры.   Питаются водомерки насекомыми, падающими на поверхность воды, и другими мелкими животными.                                                                                               Рассказ воспитателя сопровождается показом.                                                                                                                                                                               Воспитатель читает стихотворение «ЖУКИ – ПЛАВУНЦЫ»
Мы вчера в пруду купались.
Долго плавали плескались.
И поймали двух жуков- 
Пла-вун-цов
И в ведёрочке с водой
Потащили их домой -
Пусть немножко поживут,
А потом - отпустим в пруд.
Но они не захотели:
По-дороге - улетели...                                                                                                                                                      Еще одно интересное насекомое, обитающее в водоеме, — жук-плавунец. Главные его приспособления к подводному образу жизни — округлая  форма и волоски-ласты на ногах, увеличивающие гребную поверхность конечностей. Кроме того, он имеет защитную  темную окраску со спинной стороны, делающую его незаметным для птиц сверху, и снизу плавунец тоже незаметен, так как у него брюшная сторона светло-желтая, что позволяет ему сливаться со светлым фоном неба, предохраняя его от нападения рыб.   Для того чтобы набрать воздух для ныряния, плавунец получает кислород из отверстия в брюшной полости. Прежде чем нырнуть, он набирает воздух в надкрылья, словно в акваланг, а когда воздух заканчивается, жук возвращается на поверхность, чтобы повторить процедуру.   Плавунец — хищник. Неустанно плавая в пруду, он нападает на всякое живое существо, даже на довольно крупных рыб. Основная его добыча — головастики, личинки насекомых и улитки.                            Наиболее интересные из насекомых, жизнь которых связана с водоемом,— стрекозы. Кто не видел этих великолепных летунов, быстр о проносящихся в воздухе и сверкающих в солнечных лучах, как драгоценные камешки. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране — стрекоза большое коромысло. Стрекозы тоже – хищники. Стрекозы и их личинки приносят пользу: они истребляют водных насекомых — комариные личинки и личинки хищных жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе, как и многим другим насекомым, например мухам, одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо. ориентироваться в быстром полете. Свою добычу — мелких насекомых, в том числе и комаров, — стрекоза схватывает и съедает на лету, разгрызая их своими сильными челюстями.                                                                                                    Рассказ воспитателя сопровождается показом.
Физминутка «СТРЕКОЗА»

Вот какая стрекоза, 
Как горошины глаза.

Влево — вправо, назад — вперед.

Ну, совсем как вертолет.

(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза).

 Ребята, что общего у этих насекомых? (Они хищники).

 А сейчас я хочу поиграть  в одну игру, которая называется «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят стрекозе (жуку-плавунцу, клопу-водомерке).
Словарь: на коньках, акваланг,
 личинки, гребёт, выпуклые глаза, ласты, защитную  окраску, добычу, драгоценные камешки, прозрачные крылья.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Мы отдохнули на берегу речки , и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем возвращаться  хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.Что произойдёт с  рекой, лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и  птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
А сейчас  мы с вами сделаем стрекозу из природного материала.  Посмотрите на схему:  из пластилина нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую головку, из семян  яблока сделать глаза и расположить их в верхней части головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы - крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка; усы и лапки сделать из тонкой проволоки.(Рассказ воспитателя сопровождается показом)

Выставка поделок.

 Список используемой литературы:                                                                                                          1. Детская энциклопедия.Том 3. Е. И. Афанасенко, Д. Д. Благой.1965г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Солнышко»

Участники: дошкольники 3-4 лет. Количество: 8 человек. Длительность: 15 минут. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развити...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему "Экскурсия в зимний зал музея природы".

Конспе   Конспект непрерывной  образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему "Экскурсия в зимний зал музея природы". Цель:  Расширять представлен...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологии в старшей группе.

Тема:  «Встреча весны» Целью данного занятия является: объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанник...

Интегрированная непосредственная образовательная музыкальная деятельность с детьми в старшей группе"Цветочная страна Дюймовочки и Эльфов"

На занятии дети помогают Дюймовочке и эльфам найти цветки-домики, которые спрятал злой паук. Развивают творческие способности, вокально певческие навыки средствами музыкально-художественной деятельнос...