Конспект открытого занятия «Музей мастеров»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шамаева Мария Геннадьевна

Занятие направленно на закрепление знаний детей о народных промыслах (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка).  Развитие познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystavka_narodnogo_tvorchestva.docx24.63 КБ
Файл narodnye_promysly.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №338

комбинированного вида Ново-Савиновского района города Казани.

Конспект открытого занятия

«Музей мастеров»

Воспитатель:1 квалификационной категории

Шамаева  М.Г.

Казань 2014г.

Цель: Закреплять знания детей о народных промыслах (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка). Закреплять умение сравнивать виды народного промысла. Активизировать словарь детей по теме. Развивать познавательный интерес.

Ход занятия.

Восп.  Ребята, сегодня мы с вами посетим одну выставку, но для начала скажите, что такое выставка. (ответы детей).

           Вспомните правила поведения в таких местах как выставки, музеи, как следует себя там вести. (ответы детей).

           Сегодня экскурсию по выставке буду проводить я, значит кем я буду? Правильно экскурсоводом.

   Но выставка у нас сегодня не простая. Так как мы с вами живём в век информатики,  и выставка у нас будет не обычная, а интерактивная. А посвящена она у нас сегодня народным  промыслам. (слайд)

Вы знаете, что существует  множество видов народных промыслов, но мы вспомним лишь некоторые.

Вот послушайте: (слайд с загадкой)    

Посуда не простая, а точно золотая.

С ягодой, травкой, кудрявой муравкой.

Называется она- золотая……(Хохлома)

Родина хохломского промысла находится в Коверенском районе- селе Сёмино (слайд)

Здесь издавна жили умелые мастера. Они изготовляли деревянную расписную посуду. Выточенную из древесины  мастера делали её похожей на драгоценную, золотую и расписывали нё орнаментами. Красочные узоры из трав, цветов и плодов придавали особую красоту строгим и лаконичным формам деревянных вещей. 

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий.

 Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали именовать Хохломой.

(Во время рассказа показ слайдов с изображением изделий.)

-Скажите из какого материала сделаны эти предметы?

-Назовите основные цвета росписи

- Перечислите элементы росписи. (                                                                             ).

- Это растительные орнаменты, узоры взятые у природы.

Восп. Следующий вид народного промысла (слайд)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись…..(Гжель).

Гжель- это название живописного подмосковного региона. (слайд)

Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, Этот промысел ценили не только за сырье высокого качества, из которого получались прекрасные изделия, но и за высокое мастерство гончаров и художников.

Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Гжели учатся промыслу на протяжении многих лет. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве.

Гжель — это не только посуда. Это и вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: цветочные горшки, камины, люстры и другие фарфоровые изделия.Часто встречаются изображения людей и животных. (слайд)

Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические узоры, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.

          При всей своей красоте гжельские изделия удивительно часто используются в быту: посудой очень удобно пользоваться, а главное она располагает человека к задушевным беседам, семейному уюту и теплу. Гжельские фигурки с ярким, сочным, выразительным рисунком радуют глаз, несут в себе неуловимую нежность и никогда не надоедают, несмотря на внешнюю схожесть.

          Но, тем не менее, гжель представляют чаще как декоративное искусство — то есть созданное специально для любования его красотой.

-Подведем итог. Что общего у всех предметов Гжели?

(Они сделаны из глины и украшены сине-голубыми узорами на белом фоне).

На Руси издавна умели умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игр?

Поиграем в русскую народную игру .

Хорошо. Повеселились? Продолжаем нашу экскурсию.

Восп. -Ещё один из традиционных декоративных промыслов (слайд).

 Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Городецкая роспись- как её нам не знать.       

Городецкая роспись  — сложилась в середине XIX века в окрестностях Городца.(слайд).

 Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Среди заволжских жителей было много кузнецов, но больше всего было умельцев, работавших с деревом.

     Расписывались всевозможные предметы из крестьянского быта (слайд)— лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» и «гуляния».

Городецкая живопись сюжетна: посиделки, чаепития, катания на тарантасах, пешие и конные прогулки под кудрявыми деревьями. Чаще всего изображаются птицы и лошадки. Самый знаменитый элемент — «купавка», ее еще называют «розан», «яблоко». К основным  элементам относятся также листья, кустики, цветы-розетки, бутоны, ягодки. (слайд)

Техника выполнения росписи неизменна с давних времен и до наших дней.

Чаще всего применение основных желтого, крас ного, синего, зеленого цветов и обязательных черного и белого.

Старинный промысел живет в современных изделиях — мебели, посуде, сувенирах сохраняя традиционное очарование

В настоящее время фабрика «Городецкая роспись» выпускает более 500 различных изделий. Использование изделий.

Расписные изделия используются по своему прямому назначению. При этом разделочные доски, солонки, хлебницы прекрасно украсят любую кухню. В шкатулках хранятся украшения, а мебель с Городецкой росписью сделает уютным любое помещение. (слайд).

-Из какого материала сделаны изделия по которой делается городецкая роспись?

-Какие основные цвета? ()

- Какой самый распространённый элемент в городецком орнаменте?

Следующий вид народного промысла

Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Это- ……..дымковский узор.

Дымковская игрушка — самый известный из глиняных промыслов России. Историки считают, что промысел возник в XV-XV1 веке.

Создавали игрушки в Слободе Дымково, на правом берегу реки Вятки.  Существовал  древний обычай. В воскресенье, после обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, холили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки — водоноски.

        За годы существования промысла мастера придумали множество новых игрушек.

Сырье для производства дымковской игрушки то же, что и много лет назад, — красная глина, смешанная с просеянным песком. Процесс изготовления игрушек очень прост. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных кусочков.

Промысел этот был семейным — игрушки лепили женщины и девочки, а потом продавали их на весенней ярмарке. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаше всего изображались с юмором — молодцы могли скакать на свинье или козле.

Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Использование большого количества разных цветов (до десяти) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом — это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски — синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая — от четырех до десяти цветов.

По сей день приемы лепки и росписи игрушки передаются из рук в руки. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит.  Промысел постоянно развивается. Совершенствуются формы и роспись барынь, индюков, оленей, свистулек и т.д. Создаются композиции на темы городской и сельской жизни, по сюжетам русских народных сказок. Каждая игрушка неповторима и является авторской.

Такими игрушками интересно играть, придумывая различные истории. Да и отдельные игрушки настолько яркие и красочные, что так и просятся в руки. Но необходимо помнить о том, что эти изделия очень хрупкие, и играть с ними нужно осторожно. А есть игрушки, которыми можно только любоваться. Так, например, фигура индюка — птицы с пышным оперением, совершенно неудобна для игры, и потому может только занимать место в украшении помещения.

 Дымковская игрушка побывала на выставках во всех уголках мира: в Италии, Германии, Японии, во Франции, Дании, Швейцарии, в Англии, в США и т.д. Сегодня в творческом объединении «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» Союза художников России трудятся более тридцати мастериц, среди них — заслуженные художники, члены Союза художников России.

- Вспомните, из какого материала делаются дымковские игрушки?

-А какие основные цвета?

-Элементы узора?

-Кого изображают при изготовлении игрушек?

-Хорошо, а теперь я вам предлагаю подойти к столам, внимательно рассмотреть те изделья что на них расставлены, можете аккуратно взять в руки, рассмотреть.

-Скажите, эти изделия чем то похожи? Если похожи, то какие и чем?

(сравнение хохломы и Городца, гжели и дымки).

Хорошо. А теперь я вам предлагаю ещё одну игру : «Подбери узор».

         На отдельном столе разложены элементы Хохломы, Гжели, дымковской игрушки и Городецкой росписи. Отдельно расположены основы. Дети делятся на 4 команды. Задача детей выбрать нужные им элементы и сложить рисунок.

-Молодцы все справились. А сейчас ещё раз посмотрите на наш экран.

Перед вами символ Российского народного промысла - это МАТРЁШКА.

Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась отнюдь не в древности. Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. Сам прообраз этой игрушки был привезен из Японии. Это образец, был выполнен с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Привезен он был А. Мамонтовой в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Но в наше время матрёшка может выглядеть и так.(слайд).

Итог занятия.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Посуда не простая, а точно золотая. С ягодой, травкой, кудрявой муравкой. Называется она- золотая… Хохлома

Слайд 3

Село Семёново

Слайд 7

Сине-голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись….. Гжель.

Слайд 8

Г. Гжель

Слайд 12

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Городецкая роспись- как её нам не знать.

Слайд 19

Скоморохи, водоноски, Барыни и петухи – Украшают их полоски, Клетки, точки и круги. Красный, жёлтый и зелёный, Алый, синий, голубой – Все цвета на белом фоне это- ….. Дымковский узор.

Слайд 20

Слобода Дымково Слобода Дымково

Слайд 26

Деревянные сестрёнки, Все одёжки расписные; И мальчишки, и девчонки Знают, кто они такие. Вот их было целых восемь, А теперь одна осталась; У сестрёнки этой спросим, -Что же с остальными сталось? Дать могу одну подсказку, Хватит вам её вполне: Все мои сестрёнки сразу Помещаются во мне. И она нам рассказала, Что когда-то на Руси Эту хитрую игрушку Мастера изобрели. Ну-ка, что это за крошки? Деревянные… матрёшки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Я поведу тебя в музей"

Занятие направлено на воспитание у детей патриотических чувств, любви к своей Родина, закрепление простейших знаний о России....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Виртуальная экскурсия в Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник»

Цель: Расширять и углублять представления детей о достопримечательностях города Болгар, дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми архитектурными памятниками БГИАМЗ....

Конспект открытого занятия по КМд " Экскурсия в музей военной техники" в подготовительной группе

Технологическая карта образовательной деятельности  по конструктивно-модельной деятельности в подготовительной группе   « Экскурсия в музей военной техники »...

Конспект открытого занятия "Экскурсия в музей".

Конспект открытого занятия "Экскурсия в музей". Первая младшая группа...