Семинар - практикум для родителей «Играем и развиваемся!»
методическая разработка на тему

Грицына Ирина Сергеевна

Данный семинар предназначен для родителей, цель которого создать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей с использованием песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igraem_i_razvivaemsya.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар -  практикум для родителей

«Играем и развиваемся!»

Ведущий: педагог – психолог Грицына И.С.

Цели:

  • Дать возможность родителям получить информационно – практическую помощь по использованию песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста;
  • Создать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с играми на песке;
  • Предложить родителям подборку игр и игровых упражнений по развитию детей;
  • Заинтересовать и привлечь родителей к изготовлению домашней песочницы для игр;
  • Показать значимость совместной работы ребенка и взрослого в семье.

Материал: песочница, мелкие игрушки, ноутбук, бумага, карандаши.

     

 Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли.

Сегодня мы с вами поговорим о развитии познавательных процессов ребенка дошкольного возраста. Тема нашего семинара «Играем и развиваемся!».

                                Теоретическая часть

Сегодня я вас познакомлю со значением игр с песком в развитии детей дошкольного возраста и на практике предложу вам несколько игр и упражнений, при помощи которых можно способствовать развитию детей. С каждым годом в детских садах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом и познавательном развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков. 

Причин таких отклонений существует несколько, самая распространённая это отсутствие или недостаточность живого общения между взрослыми и детьми.

Существует много приёмов и методов, которые способствуют развитию детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. А именно на методе песочной терапии.

Песочная игротерапия дает больший воспитательный и образовательный эффект:

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.


         
Оборудование для занятий с песком

Классическая форма песочницы представляет собой деревянный ящик размером 50*70*8 (50*70 – размер поля, 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия (охват всего мира одним взглядом, не перемещая глаз). Внутренняя часть ящика выкрашена в голубой цвет, что символизирует небо и воду. Данный размер песочницы предполагает индивидуальную работу или работу с группой 3-4 человека.

Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо.Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

Психолог передает по кругу баночки с песком:

Психолог: 1-я баночка – сухой песок 2-я баночка –кинетический песок (отличается от 1-ой баночки цветом и структурой). Вам нужно посмотреть и пощупать этот песок и сказать, какие ощущения, ассоциации он у вас вызывает?

          И сегодня, я бы хотела познакомить вас с некоторыми играми и упражнениями. Но для начала я предлагаю вам встать в круг и поиграть. Мы с вами выполним упражнение «Подари улыбку другу» (педагог поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом, тот в свою очередь улыбается игроку, стоящему рядом и. т. д.).

                                             Практическая часть

          Теперь у нас с вами хорошее настроение и мы можем немного поиграть. Я предлагаю вам пройти к песочнице (Родители подходят к песочнице с сухим песком).

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони, погладьте песок между ладоней, поиграйте на поверхности песка, как на пианино. Подобные упражнения я обычно использую в начале образовательной деятельности, так как данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную и речевую деятельность. Расскажите, пожалуйста, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? (родители высказывают свои ощущения).

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Загадка».  Закройте пожалуйста глаза (закапываю какие-либо игрушки в песок). Можете открыть. Я спрятала в песке мелкие предметы. Вам надо найти один из предметов и сказать что вы нашли, а также назвать к какой группе предметов это относится: животные, транспорт и т.д. (родители по очереди выполняют задание). 

Упражнение «Песочная картина» (выполняется совместно с ребенком)

Психолог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:

1-на чистом листе нарисовать свою картину,

2-использовать готовые картинки, а потом их дорисовать.

Затем психолог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора все садятся за столы, психолог объясняет правила выполнения работы.

Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь)

В заключении хочется сказать, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Именно поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и дошкольного учреждения мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Ещё раз спасибо, что вы все пришли. Хочется вам пожелать крепкого здоровья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Играя, развиваем речь детей»

Содержит игры по развитию речи детей в которые можно по играть дома с родителями....

Семинар - практикум для родителей «Играем и развиваемся!»

С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом и познавательном развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения,  агрессивность, неуме...

Семинар-практикум для родителей «Играя пальчиками, развиваем речь»

Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли развития мелкой моторики рук на развитие речи детей....

Семинар-практикум для родителей "Играя, развиваем речь детей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики...

Семинар - практикум для родителей" Играем с пальчиками- развиваем речь".

Задачи:• стремиться установить доверительные отношения с родителями;• формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;• способствовать сплочению родительск...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Развиваем ребенка вместе или полезные игры для подготовки к школе"

Цель:Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников....