Индивидуальный план работы по самообразованию 2018-2022 гг.
методическая разработка

Нагимова Люция Хизнуровна

«Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_2018-2022.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2018- 2022 гг.

Тема:  «Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

(Ф.И.О. педагога) Нагимова Люция Хизнуровна

(специальность) Воспитатель        

(образование) средне-специальное

(дата начала работы над темой)  2018 год

(предполагаемая дата окончания работы) 2022 год

ЦЕЛЬ: 

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения  методических объединений  и мероприятий районного, городского и республиканского уровня, путем участия в конкурсах по данной теме.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно - психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия  ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную  грамотную речь.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

1 этап

Установочный (2023 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

  • изучить литературу по данной теме;
  • составить перспективный план на учебный год;
  • создать предметно – развиваю среду;
  • составить  картотеки по речевому развитию;
  • повысить интерес родителей к развитию речи детей;
  • подготовить консультации и памятки для родителей по данной теме;
  • разработать диагностический комплекс и обследовать речевое развитие детей раннего возраста;
  • обработать результаты и сделать выводы по данным обследования;
  • проанализировать полученные результаты сделать итоговые выводы.


2 этап 
Теоретический (2022 год)

  • подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
  • пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
  • повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
  • заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл;
  • пополнение центра речевого развития детей.


1.Работа с детьми 

  • Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.
  • Использование потешек в режимных моментах
  • Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, колыбельных и т.д.
  • Развлечение «Путешествие по сказкам»
  • Обыгрывание детей знакомых сказок

2.Работа с родителями 

  • Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по речевому развитию детей раннего возраста (родительское собрание)
  • Консультация  «Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возраста»
  • Беседа на тему: «Важная роль речевого развития ребенка»

3.Самореализация 

  • Работа с методической литературой.
  •  Систематизация театрализованных игр, в соответствии с возрастными возможностями 

Методы и формы работы:

Наглядные методы:  рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы:  чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, и поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы:  дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Предполагаемые итоги реализации

  • совершенствование образовательного процесса;
  • активизация речевой деятельности младших дошкольников;
  • улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагога;
  • установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
  • подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
  • пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
  • повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному ворчеству;
  • заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл.

Основной вопрос, намеченный для изучения

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у детей раннего возвраста;

Методическая работа:

-выбор и определение темы самообразования;

-планирование работы по теме самообразования;

-определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;

- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;

-диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции;

-изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста;

-знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов;

-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.

3 этап 
Практическое решение проблемы (2023-2025 год)
1.Работа с детьми .

  • В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.  

 Я хочу  начать  работу с введения речевых игр на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю.

 Это такие игры, как: «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Беги ко мне». Эти игры помогут малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети станут общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи. Также хочу, чтоб детей увлекали дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними, чтоб у детей  совершенствовала координация движения рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научаться  понимать речь взрослого, отвечать на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?»,  будем применять  в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия К концу года дети будут в своих играх сопровождать  игровые и бытовые действия речью. Для формирования словаря я проводить буду дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Поможем кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед».  

На первом этапе привлекается   внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх: «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь?», «Угадай игрушку», буду предлагать  детям найти описываемые объекты. В развитие внимания и наблюдательности будем способствовать игры типа «Выполни команду», «У кого?».  В последующем уже дети  буду приучать выделять объект, его признаки и называть в играх «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Что у кого?», «Скажи какой?». Сначала подбирала  яркие игрушки с большим количеством новых признаков, то будем использовать  предметы (овощи, фрукты, одежда), описывая которые, дети будут называть  не только видимые признаки, но и показывать  знания о свойствах и качествах предмета (яблоко круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.) Будут формировать умение видеть начало и конец действий, этому способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности. Ребенку  буду давать 2 картинки: девочка спит, другая – делает зарядку. 

2. Работа с родителями 

Работа показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками образовательного процесса. Для этого я разработала  консультации, памятки для родителей, будет  проведено тематические родительские собрания:  «Игры и упражнения по развитию речи детей раннего года жизни», «Развитие речи младших дошкольников», «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей», «Дидактическая игра и развитие речи детей» и др. Собрание «Язык детской игры» стараться буду  проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми,  чтобы отключились от повседневных забот. А самое главное научись  сами играть и могли научить играть своих детей.  Просить буду родителей помочь ребенку выбрать игрушку, побеседовать о том, почему он выбрал эту игрушку, почему она ему нравится, рассмотреть внимательно игрушку, помочь ребенку рассказать о ней, описать ее.

  • Анкетирование родителей.
  • Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
  • Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
  • Индивидуальная помощь родителям по их запросам. 
  • Мастер - класс «Театрализованные этюды, как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста»
  •  Мастер класс «Игры, направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».
  •   Сбор фотоматериала

3.Самореализация 

  • Разработать перспективный план работы с детьми по развитию театрализованной деятельности по возрастным группам.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы) 
  • Сообщение из опыта работы «Особенности руководства играми- драматизациями детей раннего дошкольного возраста»
  •  Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в воспитании коммуникативных навыков дошкольников».

 Участие в системе методической работы детского сада.

  • Участник творческой группы МБДОУ
  • Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
  • Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
  • Участие в региональных семинарах Республики Татарстан
  • Участие в конкурсах, конференциях
  • Подготовка воспитанников к конкурсам
  • Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования


4 этап 
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2022 год)

  • Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
  • Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей 
  • 5 этап 
    Итогово – контрольный (2022 год)

    1.Работа с детьми 
  • Мониторинг образовательной области «Речевое развитие». 
    2.Работа с родителями 
  • Анкетирование родителей.
    3.Самореализация 
  • Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
  • Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, Интернета, выступлений, картотек и т.д. 

Предполагаемый результат:

При создании мною постоянно игровых ситуаций обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей. В результате моей работы по данной теме у детей:

 1. Повысится уровень речевой деятельности детей.

 2. Обогатится и расширится словарный запас детей.

 3. Сформируется способность сравнивать и объединять предметы     по признакам.

 4. Начнется  совершенствоваться звуковая культура речи детей.

 5. Многие дети станут отвечать краткими и развернутыми предложениями.

 6. В своей речи дети все чаще станут использовать простые формы монологической и диалогической речи.

 7. У родителей проявится повышенный интерес к речи детей                        

Литература:

1.  А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение.

2. А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение».

3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

4. Е.Н. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 г. Минск «Народная асвета».

 5. С.Л. Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва «Просвещение».

 6. О.Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград.

 7. А.Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение».

 8. М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998.

 9. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996.

10. Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2019.

11. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», 2018.

12. Под редакцией С.Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию Ахметшиной Аниты Фаритовны на 2018-2022 гг.

Индивидуальный план работы воспитателя МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 5 "Айгуль"" п. г. т. Камские поляны на 2018-2022 гг....

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2018-2022 год

    Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет (2018-2022гг.) Габдрашитова Диляра Ринатовна по теме самообразования «Развитие речи детей мла...

индивидуальный план повышения квалификации на 2018-2022 гг.

Тема. "Поддержка и развитие кадрового потенциала педагогов ДОУ в условиях ФГОС ДО". Содержание деятельности, форма представления результата...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ на 2018-2022 гг. воспитателя первой квалификационной категории Мингазовой Галины Владимировны

Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим др...

Индивидуальный план работы воспитателя на 2018-2022

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на 2018-2022...