Описание опыта работы
статья (младшая группа) на тему

Петкау Мария Ивановна

Использование мультимедийных презентаций как средства развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petkau_m.i._opyt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

мультимедийных презентаций как

средства  развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений дошкольной педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

 Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только имен существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.

Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия, для этого необходим качественный, яркий, вызывающий эмоциональный отклик в душе ребёнка, наглядный материал.

Используя игрушки и предметные картинки, в целях формирования у детей своей группы умения выделять характерные признаки, а также умения правильно называть движения и состояние игрушек, я заметила, что не все дети могут точно назвать признаки, связанные с определением движения или состояния игрушки (например: как показать, что кукла плачет, или медвежонок обиделся). Поэтому я решила использовать презентации Power Point, для «оживления» предметных картинок, с целью формирования у детей полноценного словарного запаса.  Ведь  мультимедийные презентации имеют большие возможности. Они позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов в алгоритмическом порядке.  

Цель: спроектировать  систему  тематических мультимедийных презентаций для формирования  словаря детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучить особенности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста;
  • Изучить специфику применения мультимедийных презентаций при организации обучения детей младшего дошкольного возраста;
  • Разработать содержание мультимедийных презентаций для обогащения словарного запаса детей младшего  дошкольного возраста.
  • Включить  в воспитательно-образовательный процесс мультимедийные презентации;
  • Провести диагностику результативности используемых средств при формировании словарного запаса  детей младшего дошкольного возраста.


Содержание деятельности

На этапе дошкольного возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопления словаря. Как показывают исследования А.И Максакова, В.В Гербовой, Г.М. Ляминой и др., у детей 2-3-го года жизни отмечается быстрый рост словаря. Он увеличивается в три-четыре раза. Третий год жизни является периодом наибольшего увеличения активного словаря, к 3-м годам количество слов доходит до 1500. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляется.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В.Гербовой, В.Н.Зимониной, Л.И.Пушниной и др.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слова, также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке, ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.  Ребенок отличается от взросло тем, что последнему для того, чтобы понять что-то, достаточно послушать объяснение. Для ребенка этого недостаточно, ему помимо всего прочего нужна наглядность Потому-то так важно при обучении младшего дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты. 

Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования (Е. И. Машбица, А. И. Яковлева, С. В. Гурьева, и др.) мультимедийные презентации по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников обладают рядом преимуществ:

Презентация позволяет ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

  1. Помогают привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
  2. Возможности компьютерных технологий привлекают большое количество дидактического материала.
  3. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
  4. Использование компьютера позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии,  анимация, музыка), что существенно повышает мотивацию детей к обучению.
  5. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
  6. Презентации являются одним из основных средств расширения детских представлений. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
  7. Использование компьютерных технологий на занятиях позволяет предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с лексическими темами позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Основной идеей опыта моей работы является формирование у детей полноценного словарного запаса, которым ребёнок активно, сознательно пользовался в общении со взрослым и сверстниками, с помощью мультимедийных презентаций, обеспечивающих, движение, звук, мультипликацию,  вызывающих у детей желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Презентация – это мини-мультик для обучения с красивыми изображениями.

При использовании мультимедийных презентаций  в своей работе придерживаюсь следующих правил:

1.Занятия должны быть непродолжительными по времени ( 5 — 7 минут)

2.Следить за осанкой ребенка.

3. Использовать современный ЖК — монитор.

В своей работе по формированию и обогащению словаря с применением мультимедийных презентаций использую следующие варианты:

  1. Составление предложений из слов по картинке.
  2. Игры типа: «Посмотри и назови» «Чего не стало», «Чего не хватает»,  «Что за предмет?», «Скажи, какой», «Кто, что умеет делать?».

Использование мною данного материала на занятиях по развитию речи способствует усвоению большего количества материала. Для большей эффективности строю презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в нее включаю анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые можно дополнять и  изменять.

 В процессе работы мною были составлены тематические  презентации: «Мой детский сад», «Осень золотая», «Новый год у ворот», «Зима».

Учитывая основные принципы построения развивающей среды, сформулированные В.А. Петровским, а также требования СанПиН  2.4.2.2821-10  от 29 декабря 2010 г. №189, я организовала зону просмотра мультимедийных презентаций, в которой расположила оборудование, ориентируясь на зону ближайшего развития дошкольников.

Разработала план использования мультимедийных презентаций с целью формирования и обогащения активного  словарного запаса у детей.

п/п

Дата

Тема

Цель

1

Сентябрь

«Как я дома живу»

Задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? Что делает? Во что одет? Какого цвета одежда? и т.п.).

 «Игрушки у меня дома»

Учить выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

2

Октябрь

«Листья улетают»

Обогащение речи ребёнка смысловым содержанием,  Учить  устанавливать связь между словом и свойством предмета.

«Новая шубка»

Учить  называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки, отвечать на вопросы, используя форму полного простого предложения;

3

Декабрь

«Елка в гости к нам пришла»

Учить видеть несоответствие представляемых объектов и называть их, правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложении

«Игрушки для елки»

Обогащать  словарь  детей, сравнивая разные игрушки, выделяя противоположные признаки.

4

Январь

«Куклы рисуют и гуляют»

Обратить внимание на слова близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки

«Как звери в лесу живут»

Закрепить в речи детей обобщающие слова, с помощью взрослого рассказывать о  картинке или игрушке (3-4 предложения);

 

Развитие словаря оценивалось по следующим критериям:

  • количественное накопление слов;
  • освоение их смысловой стороны.

Для исследования словаря детей я использовала диагностику М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной. Детям предлагались три задания:

  1. Назвать, одним словом группу предметов. Цель задания – выявить наличие обобщающих слов (игрушки, посуда, овощи, фрукты, семья, транспорт).
  2. Подобрать определения к словам: мама, книга, дом. Цель задания - выявить наличие прилагательных.
  3. Назвать слова, обозначающие крики животных и птиц: мычит, ржет, хрюкает, лает, мяукает, чирикает, каркает, квакает. Цель задания - выявить наличие глаголов у испытуемых.

При оценке словаря я использовала  3-х балльную систему. В соответствии с ней ребенок получает:

0 баллов – когда слово отсутствует и в активном и в пассивном словаре;

1 балл – когда слово есть в активном словаре, но нет его понимания;

2 балла – когда слово есть в словаре, но применяется с ошибками или ограниченно, только в определённых ситуациях;

3 балла – когда слово правильно понимается и употребляется независимо от ситуации. Слово в этом случае имеет обобщённое значение.

Уровень сформирванности словаря январь 2013 года

Количество детей - 10

Использование   обобщающих слов

(%)

Использование  прилагательных

(%)

Использование  глаголов

(%)

0-баллов

10

10

10

1-балл

20

30

10

2- балла

49

30

30

3- балла

21

30

50

Таким образом, можно сделать вывод, что использование мультимедийных презентаций для формирования активного словарного запаса позволяет достичь успехов. Кроме того, мультимедийные презентации: повышают мотивацию к усвоению речевого материала; меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации, что способствует лучшему, запоминаю и осмыслению.

Для воспитателя электронная презентация дает широкие возможности: 

- не надо резать журналы, клеить картинки, покупать папки;

- вы можете задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере;

- презентацию можно изменять в зависимости от темы или реализуемых задач, добавлять, удалять или изменять слайды.

-одну и ту же презентацию можно использовать при решении задач всех четырех направлений развития ребёнка.

Что дает презентация ребенку:

- Просматривая презентацию, огромное количество раз, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию.

- Ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. 

- Формируется целостное представление о мире. 

Вывод: использование мультимедийных презентаций позволяет оптимизировать процесс формирования активного  словаря у детей младшего дошкольного возраста, вместе с тем экономит время педагога при подготовке и проведению образовательной деятельности.

Примечание: при составлении презентаций для формирования и обогащения словаря я использовала Методику развития речи детей дошкольного возраста- Ушакова О.С, Струнина Е.М.: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

Использованные интернет ресурсы:

http://moi-mummi.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/okruzhajushhij_mir/94-4-2

http://doshkolnik.ru/prezentacii.html


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....