Главные вкладки

    Поддержка детской инициативы через художественно – эстетическое развитие.
    статья на тему

    Блохина Наталья Михайловна

    Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podderzhka_detskoy_initsiativy_cherez_hudozhestvenno.docx19.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Поддержка детской инициативы через художественно – эстетическое развитие.

                В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию  личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной  из приоритетной.

               Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.

    Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

                Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности: — самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; — развивающие и логические игры; — музыкальные игры и импровизации; — речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; — самостоятельная деятельность в книжном уголке; — самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; — самостоятельные опыты и эксперименты .

                В своей работе с детьми 5-7 лет стараюсь обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

    Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя —развивать интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество.

                Развитие детской инициативы и самостоятельности особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно – эстетическое развитие». В своей работе я использую парциальную авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», целью которой является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Задачи программы «Цветные ладошки» создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

           Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашем детском саду

    была спроектирована  изо-студия.

          ИЗО-студия функционирует ежедневно, занятия проводятся педагогами и специалистами в основном во второй половине дня. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, все оборудование студии мобильно и трансформируемо. Это позволяет использовать его в различных помещениях, легко переносить, переставлять.

    В ИЗО-студию входят такие мини-студии как:

    • «Волшебная мастерская»- изготовление декораций для театральной деятельности (шитье, декупаж, аппликация, лепка и др.);изготовление кукол в различных техниках для последующего использования в театральной, игровой деятельности (тряпичные куклы, куклы из ниток, пуговиц, пробок, пальчиковые куклы и т.д.);
    • «Изостудия», которая в свою очередь разделяется на следующие модули:
    • «Мы рисуем на стекле» (рисование на прозрачных мольбертах, на горизонтальном стекле с подсветкой);
    • «Мы рисуем на песке» (рисование в песочницах, рисование цветным песком);
    • «Мы рисуем ручками» (рисование ладошками, пальчиками, ступнями ног);
    • «Мы рисуем пластилином» (плоскостное рисование с использованием пластилина);
    • «Мы рисуем всем!» (кляксография, рисование мыльными пузырями, штампами и т.д.);
    • «Основы компьютерной графики» (рисование на детских нетбуках посредством электронных палитр).

    Для того, чтобы дети свободно могли заниматься в любой из мини-студий задействуются помещения музыкального зала, групповых комнат, информационно-развивающего центра, физкультурно-оздоровительного центра. Каждый ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься и идет в выбранную мини-студию.

    Особое внимание стоит уделить модулю «Основы компьютерной графики». В рамках данного модуля деятельность по художественному развитию могут осуществлять только педагоги, хорошо владеющие  компьютерной техникой, знающие основы работы с компьютерными художественными редакторами и палитрами. Для своей работы мы выбрали два таких редактора: Paint и TuxPaint. Эти редакторы просты в обращении, с набором ярких красок и дополнительных функций, позволяющих превратить любую картинку в произведение детского творчества.

    И в заключении хотелось бы добавить: «Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность».

    Использованная литература

    1. Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ. Номер журнала №5 2011 г.
    2. Детская инициатива: поддержка и развитие. // Детский сад: теория и практика №6, 2016 г.
    3. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
    4. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
    5. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.  
    6. Шарова В.Д. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников. Интернет-ресурс http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/izobrazitelnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-doshkolnikov.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИЕ

    Проект "Всем на свете нужен дом" Рассмотрены такие основные понятия как самостоятельность, детская активность и инициатива на примере изодеятельности (рисование, лепка и аппликация) в старшей группе....

    Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников

    Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...

    Поддержка детской инициативы через творчество

    Презентация раскрывает методы поддержки детской инициативы через художественную деятельность в работе на прозрачном мольберте....

    Доклад для педагогов РМО группы детей дошкольного возраста 4-5 лет на тему: Поддержка детской инициативы через трудовую деятельность

    Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

    Поддержка детской инициативы в художественно – эстетическом развитии по теме «Такие разные медведи» по технологии «Три вопроса» в старшей группе.

    Цель: Формировать знания детей о разных видах медведей, об их внешнем виде, среде обитания и жизнедеятельности. Задачи: Поддерживать и стимулировать творческие способности, поддержку дктской иниц...

    Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

    laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

    Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

    Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....