Консультация для педагогов "Технология личностного роста"
консультация на тему

Алешкина Екатерина Витальевна

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности. Многие психологи под личностным ростом понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, зрелости и старости. Более интересен в прикладном плане взгляд, согласно которому личностный рост – это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_lichnostnogo_rosta.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технология личностного роста

Автор: Алешкина Екатерина Витальевна

МБДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №168»

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности. Многие психологи под личностным ростом понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, зрелости и старости. Более интересен в прикладном плане взгляд, согласно которому личностный рост – это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.

Личностный рост в широком смысле – чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, молодости, зрелости, подготовка к старости.

Личностный рост в узком понимании может начаться только с того момента, когда у человека появляется личность как источник самостоятельного развития и выбора жизненного пути. Сказать, что эти вопросы волнуют всех – едва ли верно. Кого–то больше волнует выбор успешного или легкого жизненного пути, а не выбор пути своего, кому–то важно «брать от жизни все», а не развиваться. Однако множество людей хотят прожить жизнь свою, которую выбрали сами, и прожить ее ярко и сильно. Их волнует их личностный рост.

Личностный рост – период жизненного пути личности, охватывающий чаще всего юность, молодость и зрелость, когда происходят качественные изменения личностного потенциала, способствующие более успешному решению жизненных задач и открывающие большее богатство жизненных перспектив. В.Леви, в частности, писал об этом так: «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: – интересов, а с тем и стимулов жить – смыслового наполнения жизни, – возможности анализировать – отличать одно от другого, – возможности синтезировать – видеть связи событий и явлений, – понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, – внутренней свободы и независимости, – ответственности, взятой на себя добровольно, – любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно». (В.Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

Понятие «Личностный рост» имеет отношение только к здоровой личности. Позитивные изменения в нездоровой личности – в строгом смысле это выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не тренинги личностного роста.

В настоящее время психотерапия уже не отождествляется с лечением непосредственно больных и рассматривается как терапия, направленная на разрешение внутренних проблем человека, на индивидуальное развитие, изменение сознания и поведения человека, на повышение качества его жизни и личностный рост, а иногда и на изменение физического состояния. И в этом смысле любое направление психотерапии может способствовать личностному росту в том числе.

Сравните субъективные ярлычки работы в психотерапевтическом формате («душевная боль», «ощущение несостоятельности», «расстроенность», «обида», «слабость», «проблема», «нужна помощь», «избавиться») и субъективные ярлычки работы в формате личностного роста («поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес»).

При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я–образа» и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

Главный психологический смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях – более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми.

То есть полноценный личностный рост возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между личностью, внутренним миром и внешним миром не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост – это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально–своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста», который, опираясь на известную формулу К.Роджерса «если – то» (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.

Иными словами, именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве критериев личностного роста. При полноценном личностном росте эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии личностного роста складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие:

ИНТРАперсональные критерии личностного роста:

Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору», веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более – лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть – и часто является – мудрее, чем его сознание».

Открытость внутреннему опыту переживаний. «Опыт переживаний» – одно из центральных понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность – тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как достойной доверия и «жить настоящим».

Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»–концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»–реального и «Я»–идеального – вот основные тенденции личностного роста по этому критерию.

Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М.М.Бахтин, «не–алиби–в–бытии»). Это также означает «внутренний локус оценивания» – ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

Целостность. Важнейшее направление личностного роста – усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно – целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала «младенец... является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся». Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»–реальным и «Я»–идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность – это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий личностного роста – динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» – «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую–то застывшую цель».

ИНТЕРперсональные критерии личностного роста:

Принятие других. В интерперсональном направлении личностный рост проявляется, прежде всего, в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к человеческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности – других людей. Важнейший критерий личностного роста – готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

Социализированность. Личностный рост ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии».

Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс К., 1994,1 с. 81).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений личностного роста происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, – более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как вызов жизни и одновременно – призыв к жизни...

Личностный рост, или самоактуализация (по К.Гольдштейну) – исключительно емкое понятие, в общем смысле вбирающее в себя и стремление человека к выявлению и развитию возможностей собственной личности, и сам процесс его «работы над собой» для достижения этих целей, а в конечном счете – еще и результат его движения по пути самосовершенствования («пробуждение», по Г.И.Гурджиеву).

Личностный рост – это и самопознание, поиск человеком своего настоящего «Я», движение к достижению подлинности, аутентичности, расширению множества личностных смыслов и обретению «самости» (индивидуация, по К.Г.Юнгу). И это же еще и психологическое взросление, стремление к повышению так называемого адаптационного потенциала личности, к самоутверждению, самодостаточности и независимости как от чужого мнения, так и в определенной степени от давления жизненных обстоятельств. 

Личностный рост жизненно необходим для каждого человека, вне зависимости от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Необходим для того, чтобы удовлетворить глубинную потребность в самоактуализации, занимающую, по А.Маслоу, наиболее высокое место в иерархии потребностей. Необходим для достижения гармонии в отношениях с самим собой и с окружающим миром. По большому счету, необходим для поиска своего места в жизни, осознавания индивидуального жизненного смысла и предназначения, без понимания которых невозможно обретение счастья и полноты жизни. 

Понятия личностного роста и самоактуализации подразумевают, что идущий по пути самосовершенствования должен стать в чем–то другим человеком, свободным от прежних проблем. Сохраняя преемственность с предшествовавшим жизненным опытом, он должен в то же время превратиться в новую личность, или говоря образно, обрести «второе рождение» (П.Д.Успенский). Причем на этот раз ему приходится самому стать себе родителем – в духовном плане, конечно (вспомним выражение self–made man). (Впрочем, в античных мистериях и других древних инициатических психотехнических традициях метафора «дваждырожденности» понималась буквально, и человек должен был пройти и через символическую «смерть», и через «воскресение»).

Еще одна точка зрения на личностный рост – это в первую очередь обеспечение человеку доступа к необходимым для его успешной деятельности психологическим ресурсам (Л.С.Белогородский). Нельзя не согласиться с утверждением М. Н. Гордеева и Е. Г. Гордеевой (2002) о том, что «все необходимые ресурсы имеются у человека в любой момент времени. Однако нужны определенные способы, чтобы их пробудить.» Необходимо внести только одно дополнение: когда мы говорим о технологиях личностного роста, не должно создаваться впечатления, что искомые ресурсы личности представляют собой нечто, отдельное от нашего сознательного «Я», живущее самостоятельной жизнью. Нужно уйти от «лечебной» парадигмы, от представлений о том, что эти ресурсы спят беспробудным сном, а после чудесного пробуждения по мановению волшебной палочки (которая, конечно, находится в руках психотерапевта), они начинают действовать самостоятельно и тем самым автоматически решают все жизненные проблемы пациента. Необходимые ресурсы не только есть (на подсознательном уровне), но и всегда готовы к употреблению – просто нужно научить человека осознанно ими пользоваться. 

Базовые круги ценностей и личностный рост

Уже упоминалось о том, что ценностные ориентации определяют потребность и направления развития и роста личности. У каждого из нас свои жизненные ценности, но практика показывает, что основные из них вполне укладываются в три Базовых круга ценностей: Личная жизнь, Дело и Работа, Рост и Развитие.

Предлагается следующий тест: перед вами девять ценностей, разложите их в приведенную таблицу.

Главная цель жизни –

 

для этого:

а для этого:

Важная цель жизни –

 

для этого:

а для этого:

Также хочется:

 

Сейчас не важно:

Совсем не важно:

Ценности:

  1. Дом, комфорт, деньги
  2. Карьера, власть, статус
  3. Мое дело, мои проекты
  4. Любовь, азарт, развлечения и отдых
  5. Духовный рост, познание, реализация предназначения
  6. Образование, повышение профессиональной квалификации
  7. Семья, взаимопонимание, дети
  8. Красота, здоровье, гармоничное развитие
  9. Личностный рост, социальные и психологические навыки

Определенно, что к кругу ценностей «Личная жизнь» точно относятся «Семья, взаимопонимание, дети», «Дом, комфорт, деньги» и «Любовь, азарт, развлечение и отдых», в кругу «Дело и Работа» – «Карьера, власть, статус» и «Мое дело, мои проекты», кругу «Рост и развитие» уверенно принадлежат «Личностный рост, социальные и психологические навыки» и «Духовный рост, познание, реализация предназначения».

«Красота, здоровье, гармоничное развитие» – лежит на пересечении «Личной жизни» и «Роста и развития», также как «Образование, повышение профессиональной квалификации» на пересечении «Рост и развитие» с «Делом и Работой», а «Дом, комфорт, деньги» находится на пересечении «Личная жизнь» и «Рост и Развитие».

Эти данные – достоверны статистически, но как обстоит дело лично для каждого – стоит определять самостоятельно. Итак, из какого круга та ценность, которую вы поместили в ячейку «Главная цель жизни»? Из какого круга – «Важная цель жизни»? Если обе они принадлежат кругу «Личная жизнь», то на ближайшем этапе жизни настоящее направление – ценности личной жизни, а все остальное только обслуживает это.

Личностный рост – это стабильное изменение личностных особенностей, обеспечивающий продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям. И если наши ценности принадлежат кругу «Личная жизнь», то наш личностный рост – это все те изменения в структуре нашей личности, которые приближают нас к любви и пониманию, близости и гармонии с близкими нам людьми. При этом совершенно не очевидно, что эти же изменения нашей личности, взглядов и нашего характера будут способствовать нашему успеху в делах и бизнесу: нет, личностный рост в бизнесе другой, также как есть своя специфика в личностном росте тех, кто идет по пути личностной самоактуализации.

Личностный рост не есть одна дорога, по которой одинаковым образом пройдет каждый. У каждого – свой путь. Другое дело, что типовые пути хорошо прочерчены, колеи давно набиты, и основные характеристики типовых направлений личностного роста описать несложно – через те ориентиры, которые фиксируются в описании личностных черт, навыков и убеждений личности. Свои ориентиры есть на пути самоактуализации, другие ориентиры у тех, кто двигается в направлении межличностной гармонии, и существенно другие у тех, кому важнее всего деловая успешность.

Личностный рост в направлении самоактуализации. К чему стремится человек, ищущий личностной самоактуализации? На этот вопрос А.Маслоу, автор концепции самоактуализации, отвечал следующим образом:

«Мы можем определить самоактуализацию как эпизод, или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт непосредственным впечатлениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей, и т.д. Во время этих «прорывов» он становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком». (Маслоу, Пиковые переживания).

Для успешно самоактуализирующейся личности характерны следующие черты, навыки и особенности (сформулировано на основе самоактуализационного теста (САТ), авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз):

  1. Умеет заниматься делом.
  2. Внешнему влиянию не подвержен: советов не ищет, в указаниях не нуждается, предпочитая все решать по–своему, руководствуясь только собственными целями и ценностями.
  3. Легко меняет свой стиль и тактику, способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
  4. Любит читать, учиться и разносторонне повышать свою квалификацию.
  5. Не любит рутины, и, как творческая личность, между привычным, проверенным, и новым, возможно перспективным, как правило, выбирает новое.
  6. Ведет себя в целом позитивно, доброжелательно относится к окружению.
  7. Эмоционально открыт и расположен к установлению близких, доверительных, глубоких отношений с другими сотрудниками.
  8. Не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, не просчитывая заранее их последствия.
  9. Спокойно, с самопринятием относится к тому, что когда–то он, в том числе, и на работе может быть раздражительным, злым и агрессивным.
  10. Для него важны его эмоции, чувства и потребности – он всегда к ним прислушивается, ощущая, что ему подходит, а что нет.
  11. Хорошо видит и высоко ценит свои положительные качества.
  12. Живет сегодняшним днем и моментом, не тяготясь прошлым и не готовя себя к будущему.
  13. Принимает себя без самоедства таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а иногда вопреки последним.

Характерные убеждения самоактуализирующейся личности:

«Люди в массе своей скорее добры. Большинству людей можно доверять. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих».

«Хорошо, когда мужчины и женщины сочетают в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера».

«Эмоциональное и рациональное в человеке чаще всего не противоречат друг другу».

«Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка».

«Неспособных к творчеству – нет. Способность к творчеству – природное свойство человека».

«Люди должны быть образованными. К примеру, каждый человек должен иметь представление об основных законах физики».

«Создание в жизни нового – важнее, чем приносить людям пользу».

«Понять, что я хочу сам – как правило важнее, чем понимать, что от тебя ожидают окружающие».

«Любимая работа – как правило, важнее, чем счастливая семейная жизнь».

«Выбирая для себя какое–либо занятие, надо делать то, что интересно, а не считаться с тем, насколько это необходимо».

«В работе важнее всего удовлетворение от процесса работы, а не полученный результат».

«Меня мало волнует проблема самоусовершенствования».

Описывая коротко, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. Мы провели опросы руководителей – руководители утверждают, что человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом.

Личностный рост в направлении межличностной гармонии. Выбирающий межличностную гармонию как основную жизненную ценность ищет близких и доверительных отношений в паре или, шире, в семье – с супругом (супругой), с родителями и детьми, близкими и друзьями. Для людей, умеющих достигать межличностной гармонии, обычно характерны следующие черты, навыки и особенности:

  1. Активное слушание
  2. Эмпатия, умение вчувствоваться
  3. Командность, привычка все делать вместе
  4. Заботливость, привычка думать о других
  5. Умение договариваться и строить отношения
  6. Умение ссориться: культура конфликта, включающая разумную сдержанность в проявлении эмоций.
  7. Умение любить: освоенность безусловного принятия (материнская модель любви) и заботливой требовательности (отцовская модель)
  8. Позитивное отношение к физической близости
  9. Умение видеть плюсы и ценить имеющееся
  10. Управление привязанностями
  11. Свободное владение и использование межличностных ролей «Родитель» – «Взрослый» – «Дитя».

Из убеждений, характерных для людей, умеющих достигать межличностной гармонии, можно выделить следующие:

«Людям можно доверять».

«Настоящая любовь существует, счастье возможно».

«Я о–кей, ты о–кей, мужчины и женщины равно достойны уважения».

«Чтобы найти своего принца, нужно самой стать принцессой».

«Нет людей без недостатков, но в любимом важно видеть его лучшие стороны».

«Любовь – это тоже работа, требующая умений и дисциплины».

«Отношения – не случаются, отношения – строятся».

«В любом конфликте есть вклад обоих сторон».

«Ссора – не повод для разрыва, а возможность задуматься над тем, чему надо учиться каждому из нас».

Можно видеть, что черты, навыки и убеждения человека с ценностями межличностной гармонии достаточно близки и мало противоречат чертам и убеждениям самоактуализирующейся личности, но включают в себя навыки, которые могут быть совершенно не характерны и не развиты у личности самоактуализатора. С другой стороны, свобода и творчество самоактуализирующейся личности не так важна и не так характерна для человека, ориентирующегося преимущественно на межличностную гармонию.

Личностный рост в направлении деловой успешности. Человек, стремящийся к деловой успешности, стремится к успешному бизнесу: в роли перспективного работника, квалифицированного и востребованного специалиста, эффективного руководителя или удачливого инвестора. Опрашивая опытных специалистов со стажем работы не менее десяти лет на руководящей должности, мы получили следующее описание черт в портрете успешного делового человека:

  1. Ответственность, дисциплинированность и целеустремленность: если руководитель дал поручение такому сотруднику, он может быть уверен, что оно будет выполнено. Если он сам поставил себе цель – он ее достигнет.
  2. Привычка и умение вести учет и планирование времени: естественно анализировать итоги прошедшего дня (недели, месяца) и планировать свое будущую деятельность.
  3. Командность. Сотрудник умеет работать в группе, сочетая требовательность и поддержку окружающих.
  4. Уверенное и лидерское поведение. Сотрудник умеет быть лидером, беря на себя ту групповую роль, которая востребована интересами дела.
  5. Позитивность. Сотрудник слышит разумное в словах окружающих, использует то, что есть, а не охает по нехватке чего–то, опирается на сильные стороны окружающих, обходя их «острые углы», видит в прошлом уроки, а в будущем – перспективы.
  6. Работа на перспективу. Сотрудник за мелочами видит главное, умеет отодвигать в сторону собственные эмоции и амбиции, становиться каким надо. Его действия, эмоции и слова всегда отвечают на вопрос «Зачем?», а не «Почему?».
  7. Подтянутость. Сотрудник бодр, аккуратен, всегда в деловом настрое и никогда с кислым или раздраженным лицом.
  8. Деловитость в общении. Сотрудник контактен и открыт в коллективе, но, владея учетом времени, на работе занят делом и никогда не треплется впустую.
  9. Эмоциональная стабильность. Сотрудник не подвержен неконтролируемым эмоциям, умеет настраивать себя на дело и легко создает вокруг себя нужную для работы атмосферу.

Что касается убеждений, то среди характерных можно отметить следующие:

«Лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон».

«Сотрудничество и принцип «выиграл–выиграл» – основа цивилизованного бизнеса».

«Правота – приз неудачников. Если твоя правда не работает, смени картину мира и добейся нужного результата».

«Смысл любой деятельности не в процессе, а в конечном результате».

«Опережающее лидерство: формируй события, а не реагируй на то, что создали тебе другие».

«Не можешь победить – возглавь!»

«Доброе слово и пистолет могут больше, чем просто доброе слово».

«Нет невозможных вещей, есть цена вопроса. Считай!»

«Из любой неприятности можно извлечь свою прибыль».

Соответственно, личностный рост в направлении деловой успешности состоит в встраивании в себя данного списка навыков и убеждений, при этом на каждом этапе личностного роста стоят свои задачи. Так, например, задачи личностного роста начинающих сотрудников и специалистов отличаются от задач личностного роста опытных, матерых управленцев.

Итак, личностный рост – это реальность вполне определенная и измеряемая, надо только понять, что есть разные направления, разные оси личностного роста. И кто–то, продвинутый как личность на оси бизнеса, оказывается малосостоятельным в межличностных отношениях, так же как и успешно самоактуализирующийся человек может оказаться не вполне готовым, как личность, к требованиям современного бизнеса.

Личностный рост – это стабильное изменение личностных особенностей, обеспечивающий продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям. Различие базовых жизненных ценностей, таких как, например, деловая успешность, личностная самоактуализация или межличностная гармония, дает разное направление личностного роста, свой круг убеждений и свой круг вполне определенных востребованных умений и навыков. Через сравнение усвоенных человеком умений, навыков и привычек можно с достаточной определенностью говорить о величине личностного роста по оси, задаваемой базовой жизненной ценностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия- как возможность интеллектуально- личностного роста дошкольников

Из глубины веков человечество воспитывалось на произведениях художественной литературы. Особую ценность имели и имеют сказки. Именно этот жанр ярко демонстрирует постигающему законы мира ребёнку ...

Деловая игра с педагогами "Лестница личностного роста"

 В дошкольном учреждении педагог проводит значительную часть жизни. Насколько комфортно он чувствует себя здесь? Находится ли он в гармонии с миром и самим собой? Что нужно изменить, чтобы...

Программа социально-личностного роста "здравствуй"

Программа рассчитана на детей от 3 до 10лет, так что может подойти и для начальной школы....

Тренинг личностного роста педагогов ДОУ

Использование социально-психологического тренинга позволяет развивать у педагогов чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию окружающих. Умение понимат...

КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...

КОНСПЕКТ тренинга личностного роста для педагогических сотрудников «Работа с ребенком с СДВГ в ДОУ ».

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать в...

Консультация с элементами тренинга для педагогов Тема: «Влияние использования ТРИЗ технологии в работе с детьми на профессиональный и личностный рост самого педагога»

Цель  консультации - повышение психолого -  педагогической компетентности педагогов в области использования  ТРИЗ технологии в работе с детьми....