Кратковременные наблюдения на прогулке
методическая разработка на тему

КРАТКОВРЕМЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ЗИМОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фадеева Ольга Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40»,

8 951-602-85-39

КРАТКОВРЕМЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ЗИМОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Наблюдение за воробьями

Цель: учить детей узнавать и называть воробья.

Ход наблюдения:

-дети, кто это сидит на дорожке?  - воробей.

Какой он, маленький или большой? – маленький.

Какого цвета? – коричневый.

Что он делает, когда мы ему бросаем хлеб? – клюет его.

Что сделал воробей, когда мы подошли поближе? – улетел.

Почему он улетел? -  испугался нас.

 «Я веселый воробьишка,

Серый, маленький воришка.

Я беспечен и болтлив.

И пуглив,

Чив-чив.»

Д/И:«Воробышки и автомобиль».

Наблюдение за морозной погодой

Цель: познакомить детей с морозом и ветром.

Ход: 

Ребята, сегодня на улице холодно или тепло?

А почему холодно? Почему мы одели: шубы, валенки, варежки? – наступила зима. А сегодня очень холодно, потому что дует ветер, посмотрите на мой ветречок, хвостик у рыбки шевелится, значит на улице ветер. Да и утром, когда мама вела вас в детский сад, завязала шарфиком лицо. Почему она это сделала? Потому, что дует ветер. Какой ветер, сильный или слабый? А какой еще: мягкий или колючий?

«А колючий ветер – щиплет нос и щеки,

На дворе большой мороз, отморозит кукле нос.

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей»

Д/И: «Ветер и снежинки».

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

  1. Наблюдение за воробьями и синицей

Цель: учить узнавать и называть воробья и синицу, видеть характерные признаки птиц: крылья, клюв, тело покрыто перьями.

Ход наблюдения:

«Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать её…… синичка.»

Дети, на ветке сидит птичка. Вы её знаете, кто это? – синица. Как вы узнали её? Какая она, большая или маленькая? – Чем покрыто её тело? – перышками. Какого цвета пёрушки у синички на голове? – черные и желтые.

А это что за птичка прилетела на дорожку? – воробей. Какого цвета перышки у воробья?  - коричневые.

«Скачет, скачет воробей

Клюёт маленьких детей

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою.

Чик-чирик.»

Как воробышек передвигается? – прыгает. А почему синичка и воробей так хорошо летают? – у них есть крылышки. Чем клевал корм воробей? – клювом. А чем клевала синица? – клювом. Вы у меня молодцы. Синичка и воробей птицы, у них есть клюв и крылышки, они покрыты перышками. Давайте еще покормим птиц.

«Воробей, что ты ждешь?

Крошек хлебных не клюёшь?

Я давно склевал бы крошки.

Да боюсь сердитой кошки.»

  1. Наблюдение за ветром

Цель: учить детей наблюдать за ветром с помощью ветречков, определять его свойства: сильный, слабый

Ход наблюдения:                 «Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена!

Дети, какая сегодня погода? Ветрено или нет? Почему говорят «ветрено»? Давайте посмотрим на волчок, почему он начинает вертеться? – дует ветер. Какой ветер, сильный или слабый? Почему от него лицо начинает мерзнуть? – он резкий. А когда ветер резкий и мерзнет лицо? – когда тепло или когда морозная погода?  - морозная.

Хоть бескрылый, а летает,

Безголовый, а свистит.

  1. Наблюдение за снегом

Цель: познакомить детей со свойствами снега: легкий, пушистый и показать как образуются сугробы.

Ход наблюдения:

 Дети, о ком говорят? – «Бел, да не сахар, ног нет, а идет».

                   О снеге еще говорят: «Вился, вился белый рой,

                                              Сел на землю, стал горой».

Как по-другому называют гору снега? – сугроб. Когда образуется сугроб? – когда ветер наметает много снега в одно место. Когда много бывает снега, он лежит на земле, на крыше, на деревьях и на скамейках? – зимой. Из чего состоит снег? – из снежинок. Давайте рассмотрит снежинку /предложить увеличительное стекло/          или вытянуть руку  и поймать снежинку и рассмотреть её.  На что она похожа? – на звездочку. Какой снег бывает легкий или тяжелый? Давайте подбросим его лопаточкой, - подуем на него. Какой он? – легкий, пушистый. Можно взять снег из глубины сугроба. Всегда ли снег пушистый, легкий? Каким ещё бывает? – тяжелым, плотным. Предлагаю походить по сугробам. Всегда ли сугробы высокие? – нет. Где они низкие? – там где мало снега.

                              Вот зима, кругом бело,

                              Много снега намело.

  1. Наблюдение за снегом

Цель: уточнить представление о снеге: белый, легкий, холодный, из него можно лепить.

Ход наблюдение:

Дети посмотрите вокруг.

Снег пушистый лег на ветки,

У крыльца играют ветки.

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Давайте посмотрим, какой снег, какого он цвета? – белый. Предлагаю взять снег лопаточкой и подбросить его. Какой снег еще? – легкий и пушистый. Давайте подержим снег на ладошке. Какой снег? – холодный. Предлагаю детям сделать из снега колобки и подбросить в мишень.

  1. Рассматривание зимнего дерева

Цель: закрепит представление детей о том, что зимой у деревьев нет листьев, а есть только почки.

Ход наблюдения:

 Дети, посмотрите какое красивое дерево. Кто знает, что это за дерево? – рябина. Как вы узнали его? – на ветках есть ягоды. Дети, а почему на рябине нет листьев, где они? – они облетели.

Почему листья облетели? – зима наступила. А что есть у рябины на ветках? – почки. Какие почки, большие или маленькие? – большие зачем дереву почки? – из них весной вырастут листочки.

Жаль озябшего бедняжку –

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам              /лес/

  1. Наблюдение за солнцем

Цель: показать детям, что когда солнце ярко светит, становится тепло.

Ход наблюдения:

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы                                                                       Побелел морковный нос.        

Дети, когда солнце светит слабо, какая бывае погода? – холодная.

Почему в стихотворении сказано, что у снежной бабы морковный нос побелел? – бывает сильный мороз. Посмотрите, какое солнышко сегодня, яркое или нет? – солнце яркое. Какая погода? – ясная, теплая.

Мороз и солнце

День чудесный…

  1. Наблюдение за поземкой

Цель:  учить детей узнавать, что такое поземка и называть.

Ход наблюдения:

Ветер тучу-мельницу

Крутит во весь дух

И на землю сеется

Белый снежный пух.

Дети, посмотрите, есть ли сегодня ветер? Почему деревья ветками качают, кто их раскачивает? – ветер. Что еще ветер делает, почему снег тоже не лежит на месте? Кто его передвигает? – ветер. Что ветер со снегом делает? – поднимает и переносит по земле. Дети, ветер, какой дует по земле и переносит снег, называется поземкой.

  1. Наблюдение за снежинками

Цель: рассмотреть с детьми снежинку.

Ход наблюдения: 

Дети, посмотрите, как красиво идет снег. Какой снег? – белый. А еще какой снег? – пушистый. Как летят снежинки? Тихо опускаются. Откуда они летя? – из тучи с неба. На что похожа снежинка? – на звездочку. Подуйте на нее, что произойдет со снежинкой7 – она растает.                    Светлая - пушистая

Снежная белая

Какая чистая,

Какая смелая!

  1. Наблюдение за морозной погодой

Цель: учить детей узнавать и называть морозный день.

Ход наблюдения:

Дети, какая сегодня погода? – морозная. А есть ли ветер? – какой ветер, сильный или слабый? Почему сегодня щечки мерзнут? – ветер морозный дует на них. Когда холодно, морозно, как вас мама одевает? – в шубки и валенки. Предлагаю детям погреться, похлопать руками, потопать ногами. Когда топаем, предлагаю детям послушать как хрустит снег.

Дым -  из труб,

Пар из губ,

Под ногами –

Хруп, хруп.

                                    НАБЛЮДЕНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

  1. Наблюдение за воробьем и синичкой

Цель: учить узнавать воробья и синичку по внешнему виду и повадкам.

Ход наблюдения: 

В зимний день, среди ветвей

Стол накрыли для гостей.

Стайкой шумной прилетели

Крошки, зернышки все съели,

Чик-чик чирикают в окошко

 насыпай ещё немножко.

Дети, кто это клюёт крошки и чирикает громко? – воробей. Какой воробей, большой или аленький, какого он цвета? Как воробышек передвигаетя? – прыгает. Какой воробей, смелый или боится всего? – смелый. А что это за птичка? Какая она, больше воробья или нет? – нет. Такая же, как и воробей. Какого цвета синичка? Какого цвета перышки у неё на грудке? Какого цвета перышки на голове? Дети, что есть у воробья и синички? – крылья. Чем покрыто их тело? – перышками. Зачем им нужен клюв? – клевать зернышки.

  1.   Наблюдение за снегом

Цель: формировать представление о снеге.

Ход наблюдения:

Запорошила дорожки,

Разукрасила  окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.                /Зима/

О каком времени года говорится в загадке? Почему о зиме? А как можно сказать про зиму, какая она? /снежная, холодная, морозная, колючая, белая/. Посмотрите на снег и расскажите, какой он? /пушистый, легкий, холодный, мягкий/. Предложить слепить детям из рыхлого снега снежок. Почему в холодную погоду не лепится снег? /рыхлый/. А из чего состоит снег? /из снежинок/. Рассмотреть разнообразие снежинок в зависимости от погоды. В мороз снежинки летят отдельные, а в теплую погоду снежинки как бы приклеиваясь к друг  другу, летят хлопьями.

С неба падают зимой

И окружаться над землей.

Легкие пушинки,

Белые…………../снежинки/

На что похожи снежинки? – на звездочки с лучиками.

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, врезные

А возьмись, вода в руке.

  1. Наблюдение за льдом

Цель: формировать представление детей о льде.

Ход наблюдения:

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло.

Скользко, весело, светло.      /лед/

Вынести цветную воду в формочках на улицу. Что стало с водой? Возьмите льдинки и рассмотрите их. Какой лёд? Предложить сныть варежку и взять льдинку. Дети  определяют свойства льда на ощупь: лед холодный, твердый, скользкий. Предложить детям посмотреть через неокрашенные льдинки. Что можно сказать? Почему лёд в руке тает? – от тепла. Что случилось с льдинкой? – растаяла. Похожи ли снег и лед? /разбить льдинку в порошок/. А чем похожи? Чем не похожи? Из чего состоит снег и лед? В какие игры можно играть на льду? Предложить сломать льдинку – лед хрупкий. Полюбоваться, как блестят на солнце льдинки, а при ударе друг о друга звенят:

И звенят,  как бубенцы

Ледяные леденцы,

Динь-динь-динь.

  1. Наблюдение за зимним деревом

Цель: формировать  у детей представление о зимнем дереве. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

Дети, кто знает, как называется это дерево? – береза. А как вы узнали? – ствол белый с черными пятнышками. Послушайте про березку стихотворение:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром……

Какие веточки у берёзки, толстые или тонкие? –тонкие. Как они расположены? - свисают вниз. Почему свисают вниз? – они тонкие и длинные. Ребята, а что за шишечки на ветках? – почки.  Для чего почки? – там прячутся листочки. А почему листочки спрятались? – от мороза. Почему березка сегодня такая красивая? Чем покрыта? А хорошо ли ей под снегом? Почему березке нужен снег зимой? – он её укрывает. Снег надежно защищает растения от холода, от сильных морозов. Чем больше снега, тем надёжнее укрыты деревья. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются. Поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу лопатками, не наезжать на деревья санками.

  1. Наблюдение за состоянием погоды

Цель: научить видеть зимние приметы в явлениях неживой природы.

Ход наблюдения:

Ребята, посмотрите, как сегодня красиво на улице, все деревья заснежены как в сказке. А теперь отгадайте мою загадку:

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце припечёт –

Заплачет она и умрёт?      /сосулька/

Правильно, дети – это сосулька. Посмотрите, у нас на участке тоже есть сосульки. Вот на крыше, а вот и на беседке. Скажите, на, что похожа сосулька? Какой она формы? Какого она цвета? Сосулька твердая или мягкая из чего она? Хрупкая она или нет? Что можно определить по сосульке? Не догадались. Сосулька может быть природным барометром и показать, теплая погода или холодная. Если солнце припекает, то сосулька начнёт таять и с неё закапает вода. А что происходит с сосулькой в холодную погоду? Когда сосулька тает, значит, на улице потеплело,  а когда не капает, значит, на улице холодно.

А теперь посмотрите на деревья и отгадайте мою загадку, а на деревьях вы увидите подсказку.

Слышишь? Вьюги говорят.

У зимы-хозяйки нашей

Для деревьев есть наряд

Всех нарядов зимних краше.

Догадались, это иней. Скажите, на что похож иней? Какого он цвета? Из чего получается иней, посмотрите внимательно, все веточки облеплены маленькими кристалликами льда. Рассмотрите в лупу, потрогайте.  Это снег на сильном закристаллизовался и одел дерево в белую шубу. Когда мы выглянем в окно и увидим на деревьях и кустарниках иней,  то это значит, на улице стало холодно. Вы сегодня были молодцы, хорошо наблюдали.

  1. Наблюдение за снегом

Цель: закрепить представление детей о том, что снегирь получил вое название, потому что с первым снегом появляется и живет у нас только зимой.

Ход наблюдения:

Сегодня мы с вами будем наблюдать за зимней птичкой. Но сначала я вам загадаю загадку, отгадка которой вам подскажет, за какой же зимней птицей мы будем с вами наблюдать.

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это……../снегири/

Правильно снегирь. Кто знает, почему снегиря называют зимней птицей? /потому, что она прилетает только зимой/. Снегирь живет на севере. Как вы думаете, от какого слова назвали снегиря? Я вам подскажу, снегиря назвали от слова снег. Потому что снегирь прилетает тогда, когда на землю ложится первый снег. Посмотрите, снегирь – маленькая птица или большая? /маленькая/. Да, правильно, снегирь – маленькая птичка, она немного больше синички. Обратите внимание, какого цвета грудка у снегиря /красная/, а на голове – черная шапочка, какого цвета спинка – серая. Скажите, чем питается снегирь? /он ест красные ягоды рябины/. Молодцы! Снегирь остается у нас до лета? Или нет? /нет/. Как только потеплеет, снегирь улетает обратно. Теперь скажите, когда вы будете ждать снегиря в гости?  - следующей зимой с первым снегом.

  1. Рассматривание ветки ели и сосны.

Цель: познакомить детей с хвойными растениями, показать их отличительные особенности /у ели хвоинки одиночные, расположены по спирали, у сосны они длинные и собраны в пучки по две/.

Ход наблюдения:

Дети, послушайте загадку.

Что это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт.

А в иголках круглый год?

О какой девице, которая стоит круглый год в иголках, круглый год, спрашивается в загадке? /сосна/. Почему сосна ничего не шьёт, а имеет иголки? Что это за иголки? /это листья/. Что можно сказать о листьях сосны? – они похожи на иголки, они длинные, сидят по две вместе, они не колючие. Почему вы думаете, что иголки у сосны листья? /они зелёные/. На чём растут листья сосны? /на ветках/. А если взять веточку сосны и помахать, то как она пахнет? /вкусно, имеет свежий запах/. А о каком дереве говорят:

Зимой и летом

Одним цветом      /ёлка/

А можно так сказать о сосне? /можно, она тоже зимой и летом стоит зелёной/. Дети, а чем ветка сосны отличается от ветки ели?  - у ели иголочки колючие и короткие, а у сосны длинные. Дети, сегодня вы были все молодцы. Теперь сможете ли вы отличить ель от сосны?

  1. Наблюдение за собакой.

Цель: закрепить представление о повадках собаки.

Ход наблюдения:

Дети, отгадайте загадку.

Лежит под крылечком,

А хвост колечком.

Правильно, собака. Сегодня мы с вами понаблюдаем за собакой. Ребята, а где живет собака? – дома. Правильно это домашнее животное. Чем питается собака? Что есть у собаки на лапах? /когти/. А для чего заводят собак люди? - охранять дом. А как они его охраняют? – громко лают.  Дети сегодня вы молодцы, правильно ответили на все вопросы. Мы знаем, что собака домашнее животные, и что, несмотря на свой небольшой рост, она может постоять за себя и за своего хозяина. И ещё ребята, если собака пушистая ее чешут, а пух собирают и вяжут для ребят варежки.

НАБЛЮДЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

  1. Наблюдение за снегом

Цель: закрепить  знания детей о свойствах снега. Наблюдения за снегом на прогулке.

Ход наблюдения:

Дети, на что похож снег в холодную и ветреную погоду? /снег похож на белую крупу/. В  морозную, тихую погоду снег падает отдельными снежинками, плавно спокойно. А в тихую и более тёплую погоду, почему снег выпадает хлопьями? /снежинки склеиваются своими лучиками и отпускаются на разные предметы, в такую погоду хорошо лепить снежную бабу и играть в снежки/. Почему вы так считаете? Если их рассмотреть, то увидим, что хлопья снега состоят из множества отдельных снежинок.  В  морозную погоду, каким бывает снег? / хрустит под ногами, потому что ломаются снежинки/. Почему так происходит? /на морозе снежинки становятся хрупкими/. Ребята, а сегодня сможем ли с вами слепить снежную бабу? /объясняют в зависимости от погоды/.

  1. Наблюдение самого короткого дня

Цель:  показать, что 22 декабря самый короткий день.

Ход наблюдения:

 Падает снежок,

Засыпает лужок.

День убывает, когда это бывает?       /зима/

Правильно, все это бывает зимой.  Вот в загадке говорится о том, что снежок падает, лужок засыпает, а еще что-то изменяется? Что убывает зимой? – день. А что прибывает? – ночь. Правильно. Зимой, а именно 22 декабря, т.е., сегодня самый короткий день и самая длинная ночь, еще этот день  называют, днём зимнего солнцестояния. А кто-нибудь знает, почему это так происходит? Не знаете, ну хорошо, я вам расскажу. Все дело в том, что солнце зимой на небосводе находится очень низко, поэтому день короткий. Предлагаю посмотреть, как высоко сегодня стоит солнце на небосводе?

  1. Наблюдение за сосной и березой

Цель: закрепить представление детей о состоянии хвойных и лиственных деревьях.

Ход наблюдения:

Заколдован невидимкой.

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Дети, когда мы видим лес заколдованным? Почему мы его считаем  таким?  /зимой лес стоит тихий, он спит/. Что отличает зимнее дерево от летнего? /у него нет листвы, оно покрыто снегом или инеем/. Дети, кто знает это дерево? – берёза. Как вы его узнали, укажите его отличительные признаки. – белая кора, ветки тонкие, черные, свисают вниз. Где у берёзы зимой сохраняется жизнь? – в почках. А это, что за дерево, чем оно отличается от березы? – это сосна. У неё листья в виде иголок и они не опадают зимой. Это хвойное дерево. Почему сосна листья не сбрасывает осенью? – у неё листья узкие, покрыты смолой, они мало испаряют влагу. Где сохраняется жизнь зимой у сосны? – тоже в почках и зелёных листьях-хвоинках.

  1. Наблюдение за состоянием погоды

Цель:  показать зависимость состояния погоды от продолжительности дня.

Ход наблюдения:

В сибирской стороне моей

От снега даль бела.

Всю ширь немерянных степей

Низовка замела.

Дети, когда бывает такая погода? – зимой. Какая сегодня погода, что можно сказать о сегодняшнем дне? – солнце светит очень слабо, мороз. Каким мы видим солнце? Как оно высоко стоит на небосводе? – солнце бледное, тусклое. Оно очень низко расположено  над горизонтом. Как долго длится день? – день короткий. Как вы определили, что день короткий? – мы приходим в детский сад темно и уходим из детского сада на улице, тоже темно. Молодцы, ребята вы правильно определили продолжительность дня.

  1. Рассматривание ветки тополя.

Цель: дать детям представление о том, что зимой дерево отдыхает, у него нет листьев, но есть почки.

Ход наблюдения:

Дети, ветку такого дерева мы нашли на участке?- тополя. Как вы узнали, что эта ветка тополя? Опишите – ветка зеленого цвета, почки большие, овальные, с острой верхушкой, покрыты душистой смолой. Что такое почка, зачем она нужна тополю? – в почках спрятались листочки, которые весной начнут расти. Предлагаю детям  разломить почки посмотреть на неё в увеличительное стекло. Что вы видите? – зеленые листочки. Какие они, как сохраняются в почке?  - они плотно укрыты чешуйками и залиты смолой. Как можно узнать тополь по почкам? – по запаху, они пахнут свежестью. Что можно сказать о почке, какое значение она имеет? – она несёт растению жизнь.

Здесь сучья лишь темнеют строго

Морозный блеск и тишина.

И облетают понемногу

С продрогших веток семена…..

Природа зимняя бедна,

Но разве беден лес,

Который доверил лесу семена.                     /В.Берестова/

Что хотел автор сказать этим стихотворение? – что зимой лес спит, а с теплом он проснётся.

  1. Наблюдение за инеем

Цель:  сформировать понятие «иней».

Ход наблюдения:

В морозный день обратить внимание детей на окружающие деревья.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре…

Дети, о каком серебре говорит автор в своём стихотворении? – это иней. Почему иней похож на серебро, как вы это можете объяснить? – он серый, блестит на солнце. Что такое иней, есть ли что ещё, похожее на иней вокруг нас? – снег похож на иней, значит иней – это тоже кристалл воды. Посмотрите, как красивы деревья в этом наряде. Как снег лежит на деревьях, а как иней? – снег лежит маленькими горками сверху, а иней украшает ветки со всех сторон. Как можно зимой увидеть иней, в какую погоду? – в морозные дни. Какой можно сделать вывод: иней – это кристалл льда, которые образуются на деревьях в морозную погоду.

Мороз и солнце –

День чудесный.

  1. Наблюдение за ветром

Цель:  сформировать представление о свойствах зимнего ветра /холодный, морозный, резкий, сильный и т.д./

Ход наблюдения:

Ребята, я вам хочу предложить понаблюдать за чем-то невидимым. Чтобы узнать, что это, попробуйте отгадать загадку:

Я березу качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь угадать?

Правильно, это ветер. Все вы конечно знаете, что ветер дует во все времена года: летом он тёплый, спокойный, но иногда и сильный. А теперь внимательно посмотрите вокруг себя и скажите, какой ветер сегодня? – холодный, сильный. Правильно, ещё ветер бывает морозный, так как когда он дует – щиплет щёки. Ещё ветер бывает не только сильный, но и резкий. Посмотрите внимательно на дерево. Сейчас оно стоит спокойно, ветки не раскачиваются, а теперь смотрите, оно сильно закачало ветками, почему? – подул сильный, резкий ветер, он налетел неожиданно. Ребята, а как называется сильный ветер со снегом? – вьюга. Я даже знаю загадку о вьюге:

«Кручу, урчу, знать никого не хочу»  

Зимой часто бывает вьюга. Сегодня вы были молодцы, что вы расскажете сегодня своим родителям о ветре? – дети обобщают свои знания.

  1. Наблюдение за метелью

Цель: показать детям, что метель бывает только при сильном ветре.

Ход наблюдения:

Ребята, послушайте загадку: 

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу,

В даль села пробегаю,

Сугробы наметаю.                                

Правильно, это метель. В какое время года бывает метель? Вспомните , как вы вечерами сидите дома, а за окном что-то завывает, ветки деревьев колышаться. Что это значит? – дует ветер. А какой ветер? – сильный. Как зимой падает снег, если дует легкий ветерок? – снег покрывает землю, крыши домов, падая легко и медленно. А что бывает при сильном ветре? – сильный ветер поднимает снег с земли и несёт его охапками, бросая хлопья в лица прохожих. Вы, наверно, и сами помните, как отворачивались от порывов снега. Скажите, как же называется такое природное явление, когда сильный ветер метет снег, наметая огромные сугробы? Значит, когда мы можем наблюдать метель? При каком ветре? Можно ли метель назвать сильным ветром со снегом?

  1. Наблюдение за погодой

Цель: измерить с детьми температуру и сделать обобщение: солнце светит – становится тепло, нет солнца – холодно.

Ход наблюдения:

Ребята, какое сейчас время года? – конец зимы. Дети, посмотрите вокруг и скажите, что изменилось в природе? – стало теплее, появились проталины. А почему всё это происходит? Почему становится теплее? – солнце светит ярче. Правильно! Солнце поднимается высоко над горизонтом, и его лучи становятся теплее. А как вы думаете, где теплее, в тени или на солнце? – предлагаю проверить.  А чтобы это доказать, давайте с вами поставим эксперимент. Посмотрите. Что это такое? – термометр. Правильно, термометр. А что замеряют термометром? – температуру.  Мы  с вами измерим  температуру воздуха на солнце, а потом в тени и узнаем, правильно вы сказали или нет. Измеряем температуру.

Вот  мы с вами и провели эксперимент и теперь уж точно знаем, что в тени температура ниже, а на солнце – выше. Значит,  когда светит солнце, то становится тепло, а если нет – холодно.

  1. Наблюдение за оттепелью и метелью

Цель:  сформировать представление. Оттепель и капель можно наблюдать только тогда когда стоит солнце высоко на небосводе. Ярко светит.

Ход наблюдения:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Первый солнечный денёк,

Дует весенний ветерок,

Воробьи развеселились

В эти тёплые часы,

И сосульки прослезились

И повесили носы.

А теперь, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? Как вы догадались? Какие приметы весны вы ещё знаете? Правильно. Но ведь солнце светит зимой тоже, а капель только весной. Почему?  Весной солнце поднимается выше на небосводе и греет сильнее, поэтому всё тает. Сейчас приближается весна, а можно ли сказать что она пришла? Почему, как вы думаете? Правильно, ребята, потому что, когда солнце уходит с небосвода., все замерзает. Значит,  когда мы можем наблюдать оттепель и капель? – когда солнце высоко стоит на небосводе и ярко светит.

НАБЛЮДЕНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

  1. Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: познакомить детей с признаками февраля как последнего месяца зимы.

Ход наблюдения:

Дуют ветры в феврале,

Веют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.        /С.Маршак/

Дети, почему С.Маршак в своём стихотворении о феврале говорит как о месяце ветреном? Чем отличается февраль от января? Что его роднит  с январём? – бывают сильные морозы.

В каком месяце может быть такая погода:

Ветры, ветры, ураганы,

Дуйте, сто есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны

Разыграйтесь к ночи!

В феврале могут быть морозы, часто дуют ветры, бывают оттепели. А почему ещё его называют «бокогрей»? – солнце  уже начинает пригревать. Какие приметы весны можно ещё наблюдать в феврале? – оттепель, капель.

  1. Наблюдение за ветром

Цель: закрепить представление детей о том, что февраль месяц ветров.

Ход наблюдения:

Дети, почему февраль называется месяцем ветров? Какие ветра бывают в феврале? – сильные, ледяные, со снегом, позёмка. Кто знает, что такое позёмка? – это низовой ветер, который переметает снег с одного места на другое. Что такое метель? – ветер со снегом. Почему этот ветер так называют «метель»? – он метет снег. Какой силы бывает ветер, который может переметать снег? – сильный ветер. Можно ли зазвать метель, буран, вьюгу родственными?  - да это ветер. А чем он отличается? – своей силой и ещё сколько снега он переносит. Как вы считаете, какой сильнее ветер, метель или буран? – буран. Дети, а какая сегодня погода? Можно ли о сегодняшнем ветре сказать: «Кручу, урчу, знать никого не хочу»   - метель.  Дети, какой сегодня ветер? Какие приметы ветреной погоды вы знаете:

 - вороны и галки на вершине деревьев – к ветру.

-дым из трубы по земле стелется -  к ветру.

3. Наблюдение за снегом

Цель: познакомить со свойствами снега в феврале.

Ход наблюдения:

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня

Словно пухом устилает

Все долины и поля.

Всё в природе замирает

И поля и тёмный лес

Снег летает и сверкает

Тихо падая с небес.

Дети, когда мы наблюдаем такое явление природы, которое называется «снегопад»? когда, это происходит чаще: в начале, в середине или в конце зимы? – в начале зимы. Каким бывает первый снег? Опишите его. – белый, пушистый, лёгкий. Почему первый снег лёгкий? – снежинки не плотно летают. А почему он белый? – между снежинками много воздуха. Всегда, ли снег белый, пушистый? Каким он ещё может быть? – колючим. Когда он бывает таким? – когда морозно и ветрено. колючий снег и не годится для построек. Почему снег скрепит? Когда это бывает? – в морозную погоду под ногами снежинки ломаются. Посмотрите какой снег сейчас? – серый, плотный, тяжёлый. Почему он серый, на что похож стал снег? – снег стал похож на лёд, а серый потому, что между снежинками мало воздуха, снег стал плотным. Когда бывает такой снег? – в конце зиы.

О ком говорят:

Бел, а не сахар, ног нет, а идёт?      /снег/

Почему в народе говорят:

- Много снега – много хлеба.

- Спасибо, мороз, много снега принес.

С. Есенин писал о зиме:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

  1. Наблюдение за снегом

Цель: показать детям, что февральское небо более светлое, часто светит яркое солнце.

Ход наблюдения:

Вот погода! Вот так погода.

Ветер сбивает с ног пешехода.

Дети, когда это бывает?  - когда метель, дует сильный ветер. А какая сегодня погода? – сегодня ярко светит солнце. Какое сегодня небо, что можно о нём сказать? – ясное, светлое, голубое. Есть ли на небе тучи? Какая бывает погода, когда на небе нет туч? – ясная, солнечная. Что можно сказать о февральском небе? Всегда ли оно ясное, без туч? – нет. В феврале ясная погода часто сменяется ветреной, бывают метели. Чем отличается небо в феврале от январского неба?  - в январе небо затянуто тучами, солнца почти не бывает, а в феврале небо светлое, голубое.

 Наблюдение за солнцем

Цель: установить закономерность: чем солнце поднимается выше, тем теплее становится.

Ход наблюдения:

Отгадайте  загадку:

Золотое  яблочко по небу катится,

 от улыбки лучи очень горячи.                 /солнце/

Дети, о ком эта загадка? – солнце. Почему говорят: «от улыбки лучи очень горячи»?  Что называют улыбкой солнца? – это когда солнце сияет на небе и становится тепло. О солнце ещё говорят:

«Один костёр весь мир согревает».

Всегда ли солнце согревает мир? Когда солнце не греет? – зимой. Почему  зимой солнце не может согреть землю? – поднимается очень низко над горизонтом. Когда солнце стоит на небосводе? – летом. Почему в феврале стоит погода более теплая, солнце часто нам улыбается? – потому, что в феврале солнце поднимается выше на небосводе, чем в январе. Дети, какой можно сделать вывод? – чем выше солнце будет подниматься на небосводе, тем будет теплее.

  1. Наблюдение за поведением птиц у кормушки

Цель:  показать закономерность: птицам зимой тяжело жить, они ищут помощи у людей.

Ход наблюдения:

Я кормушку
Из дощечек мастерю,
Сыплю крошки,
— Пообедай, — говорю.
А синица
Не похожа на синиц,
Не дерётся,
Угощает прочих птиц.
Прилетели
Воробьи да снегири —
А синица сторонится:
— На, бери!                                        /А. Яков/

Предлагаю детям, понаблюдать за поведением птиц у кормушки и сказать прав ли автор, рассказывая о синице. Кто сегодня прилетел к кормушке? – воробей, синица, ворона. Как ведет себя синица? Пытается отогнать других птиц? – нет она клюёт рядом с другими. Почему в тёплое время года синица не уступает другим птицам свой корм, ссорится с ними, а у кормушки ведёт себя совершенно дружелюбно? – она знает, что зимой всем птицам трудно и человек им помогает. \что склёвывает воробей? – зёрнышки и семечки. Как он себя при это ведёт? – суетится., прыгает, громко чирикает. Что клюёт синица? – кусочки сала. Что ищет ворона? Какой корм нужен ей? – ворона ест разную пищу, она всеядна. Почему ворону называют санитаром? – склёвывает остатки пищи, погибших животных. Как себя ведёт ворона у кормушки? – она мешает искать мелким птицам свой корм.

Я – маленький воробей.

Я гибну, дети, спасите…

Я летом всегда подавал сигналы,

Чтобы сторож ворон с огорода гнал.

Пожалуйста, помогите!

- сюда, воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда!

Благодарим за работу!                                       /Бертольт Брехт/    

  1. Наблюдение за зимней веткой клёна

Цель:   учить детей узнавать зимнее дерево по расположению веток, почкам, плодам.

Ход наблюдения:  

    Дети, кто из вас знает, что это за дерево? – клён. как вы определили? По каким признакам? – по плодам. Какие у клёна плоды? – самолётики. Это парная летучка. Она состоит из двух крылышек с семечками у основания крылышка.  Что можно сказать о ветке клёна? Какого цвета кора? – бурого. Как маленькие ветки располагаются на большой? – напротив попарно сидят на ветке. А почему ветки так располагаются, как располагаются почки? – почки так же, как ветки сидят напротив друг друга.  Дети, какой можно сделать вывод? – у клёна ветки растут из почек, которые сидят на ветке одна напротив другой. Какие почки по форме и величине и цвету? – почки средней величины, округлые, коричневые, с сероватыми ворсинками.      

Клены спят, березки спят,
На ветру не шелестят.
Снится им зимой студеной
Летний шум листвы зеленой.
Снится дальняя зарница,
И веселый дождик снится.

  1. Наблюдение «Что может рассказать дерево в феврале»

Цель: систематизировать знания детей о жизни дерева зимой.

Ход наблюдения:

По каким признакам можно определить, что в конце февраля дерево готовиться к весне? – образование лунок вокруг ствола.

 Отчего такая лунка образовывается? – дерево берёт тепло от солнца идёт испарение, дерево начинает дышать.

А от чего стало теплее? – солнце поднимается выше над горизонтом и лучше пригревает.

Изменился ли цвет коры? – приобретает цвет загара. От чего меняется цвет? – от того, что дерево оживает, дышит, от тёплого солнца, начинает заращивать трещины, которые образовались от сильных морозов.

Какими становятся веточки и почки, почему? – веточки расправляются, делаются мягче, почки отходят от веток, слегка разбухают. Рассмотреть с детьми почку в разрезе. Что увидели внутри почки? – листочки.

Февраль пришел в конце зимы,
Холодный он, но рады мы,
Ведь очень скоро снег сойдет,
Подснежник нежный расцветет.              / Л. Луканова /

  1. Наблюдение за небом

Цель: показать детям, что зимой небо чистое или покрыто тёмными снеговыми тучами.

Ход наблюдения:

Дети, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.                              /небо/

Дети, посмотрите на небо и скажите, какое оно сегодня? – чистое, голубое. В какую погоду небо  бывает чистым? – в солнечную, ясную, безоблачную. Новеть солнце зимой на небе не всегда бывает? Почему? Что мешает солнышку ярко светить? – снеговые тучи.

Послушайте ребята стихотворение Эммы Мошковской про снеговую тучку, как автор её описывает:

Жили-были в тучке точки:
точки-дочки и сыночки -
двадцать тысяч сыновей!
Двадцать тысяч дочерей!
Сорок тысяч белых точек -
сыновей и точек-дочек -
сразу за руки взялись
И на землю понеслись.

  1.  Наблюдение за снегом

Цель: показать детям свойства  снега в конце зимы /серый, плотный, тяжёлый/

Ход наблюдения:

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят,
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.       /В.Алфёров/

Конец февраля – начало марта – это время, когда зима ещё не ушла, а весна пытается вступить в свои права. Из стихотворения вы узнали, что происходит в начале марта. Что же именно? На месте где растаял снег – видна земля. Это место называют проталиной. Скажите, а сейчас по сравнению с зимой, много снега?  Почему? Приглядитесь внимательно, какого цвета снег сейчас? Что с ним случилось?  Давайте походим по снегу. Обратите внимание – ноги проваливаются не глубоко – значит, снег плотный. Когда снег подтаивает днём и замерзает вечером, образуется наст.  Возьмите в руки снег. Скажите, какой он? /лёгкий, тяжёлый/.Почему?–плотный.
  

Снег - хозяин полноправный -
Он, в начале марта, цел,
Вид, хотя и своенравный,
Но уже, слегка, осел.
Не сверкает, как бывало,
На морозе хрусталём:
Обветшало покрывало -
В чистку Солнцу отдаем!     /Т.Страхова/

  1. Наблюдение за позёмкой

Цель: продолжать формировать представление детей о позёмке.

Ход наблюдения:

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка…                /С.Маршак/

Что такое поземка? – снег стелется по земле.

От чего образуется позёмка? – от ветра, который перемещает снег. Почему при позёмке ветер называют низовым? Как вы понимаете выражение  «низовой ветер»? чем отличается ветер при метели? Да ребята правильно, позёмка – это метель без снегопада, во время, которой снег переносится ветром по поверхности земли или снежного покрова.

По дороге змеей
Запетляла поземка,
Оставляя с резьбой
Белоснежной тесемку

А затем на лугах
С молодецкой замашкой
Покружилась в снегах
И уснула в овражках.    /А.Леун/

Примерные вопросы для наблюдения зимой:        

  • Наблюдение за ветром  в зимний день

 «Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…»                     /А.С.Пушкин/

- Как узнать, есть ли сегодня ветер? /по дыму из труб, видно качание деревьев, развиваются флажки, ленточки, перемещается по земле снег, бумажка летит по ветру/.

-Каким бывает снег? /сильным, порывистым, слабым, тихим, холодным, ледяным, студеным/.

- Как назвать сильный ветер? /ветрище/. А слабый? /ветерок, ветерочек/.

- Как называется погода с ветром? /ветряная/.

- Как вы радуетесь, когда дует теплый ветер? /дети поднимают лицо кверху, подставляя его под ветерок, улыбаются, радуются/- упражнение в мимике.

- Как мы чувствуем себя, когда дует сильный ледяной ветер? /прячем лицо в шарф, шапку, закрываем лицо руками/.

- Как узнать, в какую сторону дует ветер? /куда летит снег, куда снег перемещается по земле, по качанию деревьев/.

- Кто знает загадку про ветер? «Без рук, без ног, а ворота открывает».

  • Наблюдение за снегопадом

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый…                      /М. Познанский/

- Как называется состояние погоды, когда летит снег? /снегопад/.

Если бы не было ветра – это просто снегопад, если с ветром, то , то как называется состояние погоды? /вьюга, метель, пурга/.

- Куда ложится снег? /на дома, Землю, деревья, скамейки…/

- какое бывает небо, когда идет снег? /пасмурное, грустное. Облачное, серое, печальное/.

- Подставьте лицо снегопаду. Что вы ощущаете? /щекотание, холодно, мокро, неприятно, вкусно, интересно/.

- О чем вы думаете, когда снег падал вам на лицо?

- Если погода теплая, снегопад, что падает на землю? /целые хлопья снега, слипшиеся между собой, они дружат друг с другом, водят хоровод/.

- А если снегопад в холодную погоду? /идет снег отдельными снежинками/.

                 «Белый снег пушистый в воздухе кружиться

      И на землю тихо падает, ложится».   /И.Суриков  «Зима»/

- О чем может рассказать снегопад?

  • Наблюдение за инеем на деревьях

- Когда, в какую погоду, теплую или морозную можно наблюдать иней на деревьях? /только в морозную/.

- Чем отличается иней от снега? /иней укутывает ветки на деревьях со всех сторон, а снег лежит только сверху/.

- На что похож иней? /на пушистую ниточку, на иголочки, на елочку из снега, на ежика/.

- Какой же иней? /холодный, колючий, пушистый, красивый, белый, нежный/.

- Чем полезен иней для деревьев? /он помогает деревьям перенести мороз и холод, укутывает веточки, согревает их от холода/

- Опишите картину, когда: мороз, иней на деревьях, светит морозное солнце /иней блести на солнце, переливается всеми цветами радуги/.

  • Наблюдение за птицами в зимнее время 

- Как называют птиц, которые остаются зимовать у нас? /зимующие/.

Почему они не улетели в теплые края? /есть чем питаться, теплое оперение/.

- Кто, каких птиц встречал зимой? /снегирей, синиц, воробьев, голубей, сорок, свиристелей, ворон, поползней/.

- Чем же питаются птицы зимой? Вспомните, что мы с вами клали в кормушку? /семена, зернышки, семечки, хлебные крошки, сало/.

- Без чьей поддержки и помощи не прожить птицам в суровую зиму? /без помощи людей: люди помогают тем, что вешают кормушки, сыплют корм для птиц/.

- Что страшнее для птиц: холод или голод?

- Как ведут себя птицы во время метели? /прячутся по карниз, под крыши/.

 Прочитать отрывки С.Есенина « Воробушки игривые как детки сиротливые прижались у окна».

 «Голуби, голуби,  раз, два, три,

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей,

Кто накормит крошками сизарей?»        /И. Токмакова /

Осмотр снега у кормушки. Прилетели ли птицы? Наблюдение за синицей, снегирем, свиристелями /по возможности/.

Литература:

  1. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования// Педагогика. – 1997. - № 6. – С.31-36.
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
  3. Кемеровская виртуальная детская библиотека

http://xn--d1acalj5bg.xn--90aamkbbnf2a4b.xn--b1afaboidnttn.xn--p1ai/index.php?p=static/beresnev_museum.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений в процессе кратковременных наблюдений в природе Кемеровской области зимой с детьми дошкольного возраста

Наблюдения – это целенаправленная и планомерная деятельность, сложный познавательный процесс, в котором участвуют: память, речь, требуется активная мыслительная деятельность и устойчивое внимани...

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за работой дворника"

Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"

Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за небом"

Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со...