Есть ли критерии качества дошкольного образования.
статья по теме

Легчакова Оксана Алексеевна

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Между тем проблема определения качества дошкольного образования нормативно не решена до настоящего времени. Вопрос о том, что понимать под этим термином, остается дискуссионным. Большинство работников системы дошкольного образования (ДО) и потребителей дошкольных образовательных услуг рассматривают качество ДО на бытовом уровне – как его полезность и добротность. Интуитивно в это понятие каждый пользователь вкладывает свой смысл. Для кого-то это, в первую

очередь, хорошие воспитатели, с которыми ребенок чувствует себя спокойно

и комфортно. Кто-то акцентирует внимание на том, по каким программам

осуществляется образовательный процесс в детском саду. Кого-то волнуют

«видимые» достижения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_formula_kachestva_2.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формула качества дошкольного образования.

Критерии качества дошкольного образования.

Дошкольное образование – это фундамент

всей образовательной системы, так как именно

здесь закладываются основы личности, определяющие

характер будущего развития ребенка.

В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. 

На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность. Понятие «качество» очень динамичное. Рассуждая о качестве дошкольного образования, необходимо учитывать степень соответствия системы образования ее назначению, ценностям и целям. Сейчас мы как раз находимся на таком историческом этапе, когда к дошкольному образованию предъявляются требования Федерального государственного образовательного стандарта. Который разработан на основе Конституции Российской Федерации,  законодательства Российской Федерации, а так же с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие основные принципы:..

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Между тем проблема определения качества дошкольного образования нормативно не решена до настоящего времени. Вопрос о том, что понимать под этим термином, остается дискуссионным. Большинство работников системы дошкольного образования (ДО) и потребителей дошкольных образовательных услуг рассматривают качество ДО на бытовом уровне – как его полезность и добротность. Интуитивно в это понятие каждый пользователь вкладывает свой смысл. Для кого-то это, в первую

очередь, хорошие воспитатели, с которыми ребенок чувствует себя спокойно

и комфортно. Кто-то акцентирует внимание на том, по каким программам

осуществляется образовательный процесс в детском саду. Кого-то волнуют

«видимые» достижения ребенка.

В  Концепции  общероссийской  системы  оценки качества  образования  под  качеством  образования  понимается  «характеристика  системы образования,  отражающая  степень  соответствия  реальных  достигаемых  образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

В Федеральном законе об образовании РФ ст. 2 п. 29 прописанно определение понятия «качество образования». «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;».

Я предлагаю проанализировать понятие  «качество  дошкольного  образования»    исходя из трех различных аспектов.

С  точки  зрения  общегосударственного  аспекта,  качество  дошкольного  образования можно  определить  мерой  его  соответствия  социально-экономическим  условиям  общества.

Здесь  качество  соприкасается  с  такими  категориями,  как  уровень  жизни,  экономический потенциал страны.

В  социальном  аспекте  оно  определяется  соответствием  образовательных  услуг реальному  запросу  родителей.  Исходя  из  этого,  можно  сказать,  что  удовлетворенность родителей  оказываемыми  образовательными  услугами  является  показателем  качества дошкольного образования.

Педагогический аспект определяет качество дошкольного образования в соответствии с реализацией принципа вариативности  в образовании, а также личностно-ориентированное взаимодействие  педагога  с  воспитанниками,  а  также  успешное  взаимодействие  педагога  с родителями.

Понятие  «качество»  многогранно.  Его  можно  трактовать  по-разному  с  позиции каждого участника образовательных отношений.
Для  детей  качество  дошкольного  образования  –  это  обучение  и  воспитание  в разнообразной, интерактивной игровой для них форме.  

Для родителей как участников образовательных отношений – это удовлетворенность предоставляемыми ДОО образовательными услугами, успешность обучения детей, а также сохранение и укрепление их здоровья.

Для воспитателей качество образования характеризуется следующим образом:

1.  Положительная оценка их педагогической деятельности;

2.  Оптимальный подбор методов, приемов и форм взаимодействия с детьми, а также с родителями;

3.  Успешное развитие детей в соответствии с требованиями к реализации основной образовательной программы дошкольного образования и целевыми ориентирами;

4.  Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, как одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками;

5.  Рациональное использование рабочего времени;

6.  Обеспеченность  образовательного  процесса  всем  необходимым  оборудованием, пособиями, дидактическими материалами и т.д.

Для руководителя ДОО качество образования – это:

1.  Высокая  оценка  деятельности  педагогов  родителями,  повышение  тем  самым престижа учреждения;

2.  Сохранение и укрепление здоровья детей;

3.  Рациональное использование рабочего времени всех участников образовательного процесса;

4.  Полное  усвоение  выбранных  программ,  соответствие  ФГОС  и  ООП,  по  которой, работает  дошкольная  организация,  а  также  качественная  подготовка  детей  к  школьному обучению,  что  определяет  преемственность  между  дошкольным  и  начальным  школьным

обучением.

Так на что же опираться, на какие критерии, на какой инструментарий?

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены  на две группы – внутренние и внешние.

1) Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа,  условия ее реализации и результаты ее освоения.

Данные факторы являются  в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.

Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия (или просто соответствие):

- принципу интеграции образовательных областей;

- принципу развивающего образования;

- комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;

- специфике условий осуществления образовательного процесса;

- виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ;

- личностно-ориентированному характеру образования

и т.п.

Далее - при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень  их соответствия (в некоторых случаях просто наличие) следующего:

- обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;

- наличие необходимой нормативной правовой базы;

- состояние предметно-развивающей среды

и др.

При установлении соответствия фактических  результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к  планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень    сформированности (или просто наличие)

 - интегративных качеств.

Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь,  самих образовательных учреждений и их учредителей.

2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой.  Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования,  но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:

- влияние семьи;

- социально-экономические  факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);

- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);

- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные)

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1. Образовательная деятельность

2. Развивающая среда

3. Психологический комфорт ребенка

4. Здоровьесберегающая деятельность

5. Удовлетворение потребности семьи

В связи с этим можно сделать вывод, что качество дошкольного образования – это есть  и  процесс,  и  его  результат.  Вместе  с  понятием  «качество  дошкольного  образования» как мы с вами уже поняли раскрывается такое понятие, как «оценка качества дошкольного образования». Оценка  качества  дошкольного  образования  в  ДОО  рассматривается  как многоуровневая система, каждый уровень которой имеет свой объект оценки, предполагает использование многоуровневого подхода.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0896/0003c59d-99c84a8f/img2.jpgКачество дошкольного образования.

Подводя итог своего выступления, хотелось бы отметить, что оценка качества услуг ДО призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников ДО, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации воспитанников на получение качественного дошкольного образования. Любое улучшение, даже если его осуществление потребует времени и усилий, повысит качество образовательных услуг, оказываемых детям и их семьям, активизирует творческий потенциал сотрудников.

Я полагаю, что без целенаправленной и  системной  работы  в  данном  направлении  все  инициативы  будут  иметь локальный успех и не повлияют на изменение системных параметров качества дошкольного  образования,  к  которым    относятся  кумулятивные (накопительные)  эффекты  взаимосвязанного  развития  основных  пространств  дошкольной образовательной организации:  

а) пространство педагогов;

б) пространство родителей;  

в) пространство детей;  

г) условия развития образовательной организации.  

Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении. В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации. Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе №  273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки — в зависимости от масштаба объекта оценивания.

Источник: https://www.resobr.ru/article/59388-qqe-16-m8-kak-obedenit-osnovnie-pokazateli-kachestva-obrazovaniya-v-doshkolnom-ychregdenii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...

Экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением

Целью данной статьи является экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением....

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Консультация для воспитателей «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»

Консультация для воспитателей«Современное качество дошкольного образования:критерии и показатели результативности»  Воспитатель: Михалева Л.К.Представление о качестве образования...

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...