Конспект НОД "Путешествие в мир театрального искусства"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Михайлова Рената Федоровна

Знакомство детей с видами театров. Приобщение детей к театральному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_mir_teatra.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект театрализованного занятия

«Путешествие в мир театрального искусства»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор-составитель: воспитатель

 Михайлова Рената Федоровна

Программное содержание:

Приобщать детей к театральной культуре,  продолжать обогащать их театральный опыт.

Познакомить детей с историей возникновения театра.

Расширить  представления о современном театре, его строении (сцена, театральный занавес, зрительный зал).  

Дать  представления о  видах театрального искусства:  балет, кукольный театр, драматический театр.

Познакомить с различными видами театральных кукол (бибабо, пальчиковые, настольные, ростовые).  Упражнять в  управлении куклами.

Продолжить работу по развитию навыков сценической речи  и сценических движений. Формировать первичные навыки публичных выступлений и умения держаться на сцене. Развивать потребности в самостоятельной театральной деятельности.

Воспитывать любовь к театру,  гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Активизировать в речи слова пуанты, балет, кукловод.

Материал и оборудование:  

-мультимедиа

-презентация «Знакомство с театром»

- видеоролик отрывка танца Феи Дражже из балета «Щелкунчик»

-черный ящик

-пуанты

-театральные куклы разных видов: пальчиковые, ростовые, бибабо, настольные

-театральный занавес, подиум-сцена, звонок, декорации леса

-элементы костюмов сороки, медведя

-театральная  программа  детских спектаклей  театров города

-мелодии для путешествий на троллейбусе, поезде, корабле, самолете

Предшествующая работа:

-чтение сказок с последующим обсуждением (сюжет, герои, характеристики, мотивации героев)

-простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с дальнейшим показом зрителям)

-игры, игровые упражнения «Театр сказок» с театральными куклами;

-беседа «Как вести себя в театре?»

- беседы о словах паразитах речи,  о культуре и технике речи, понятии  «что значит красиво говорить?»

- игровые упражнения «учусь говорить красиво» (интонация, динамика речи, темп речи)

-знакомство с приемами управления театральными куклами;

-занятие «С чего начинается театр?»

-театральная игра «Чем интересна роль»

-театральная игра «Чем интересна роль»

Методические приемы:

- просмотр презентации  и рассказ педагога о возникновении театра

- сюрпризный момент  - внесение шкатулки

- просмотр видео -  отрывок из балета «Щелкунчик» танец Феи Драже

- выставка «Кукольный театр»

- рассказы заранее подготовленных детей о разных видах кукол

- игра-разминка «Море настроения»

- игровая театрализованная деятельность  по сказке Н. Сладкова «Сорока и Медведь» с заранее подготовленными детьми

- поощрение

- анализ непосредственно-образовательной деятельности.

Ход занятия:

- Сегодня к нам в детский сад принесли необычное приглашение. Посмотрите, это театральная афиша - программа детских спектаклей, которые можно посмотреть в театрах нашего города.  А знаете ли вы,  что такое театр? Хотите узнать о театре больше? Тогда приглашаю вас отправиться в путешествие в удивительный мир театрального искусства. На чем поедем? Поедем на троллейбусе. Встаньте парами друг за другом, Катя,  поднимет косички вверх. Итак, в путь (ходьба в парах «змейкой»).

Первая остановка  нашего путешествия  «Историческая». Приглашаю вас пройти в видеозал. Внимание на экран (презентация «Знакомство с театром»).

Театральное искусство возникло давным-давно, в Древней Греции. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места. Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски. Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. Внутри театра есть большой зрительный зал.  Центральное место в нем занимает сцена, на которой выступают актёры.  Для того  чтобы начать и закончить представление в театре существует театральный занавес.  Чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорациями. Шли годы, и театр постоянно менялся. В городах появились большие и красивые здания – современных театров. Посмотрите, как выглядят театры мира: Москва, Сидней, Санкт-Петербург и др. А этот театр вам знаком. Где вы могли его видеть? Узнали?  Это Чувашский драматический театр. Так выглядит  кукольный театр в Чебоксарах.  Кто видел этот театр?  Где он находится? Какую сказку ты смотрел в кукольном театре? (ответы детей) Это – Чувашский театр оперы и балета в Чебоксарах. Здесь можно посмотреть разные музыкальные спектакли.

- Внимание сюрприз! Внесите волшебную шкатулку. Интересно, что же там лежит? Откроем и узнаем. Как вы думаете что это?  Это пуанты - специальная обувь, в которых танцуют балерины.  Послушайте, как красиво звучит это слово: пу-ан-ты. Повторите это слово. Балерины могут танцевать на кончиках пальцев, поэтому носок пуантов сделан твердым. Потрогайте.  Балерины танцуют в балете – это вид музыкального театра, в котором все действие передается в музыке, жестах и, конечно же,  танцах. Я предлагаю вам посмотреть  отрывок из балета «Щелкунчик» танец Феи Дражже. (просмотр видеоролика). Чудесный танец! После просмотра балета у людей возникают  прекрасные чувства восторга, полета, восхищения. А вам понравился танец Феи Дражже? Какие у вас возникли чувства? Что вы испытали? (ответы детей) Замечательно!

-  Ребята,  наше путешествие продолжается,  приглашаю вас проехать  на  следующую станцию. На чем поедем? На поезде! В путь! (ходьба в колонне с имитацией вращения колес руками) Остановка  «Кукольный театр».  Перед нами выставка театральных кукол.  Мы уже знакомы с некоторыми видами. Это кукла бибабо, это пальчиковая кукла.  Дима и Катя расскажут о них и покажут,  как ими управлять (рассказы детей.) Это ростовая кукла. Посмотрите, как нужно ею управлять (показ воспитателя).

 Артиста кукольного театр, который  управляет куклой,  называют – кукловод. Повтори, Маша. Кира.  Перед представлением кукловоды делают разминку, чтобы пластично двигаться по сцене, четко и ясно проговаривать слова, иметь ловкие руки. Приглашаю вас на игру-разминку «Море настроения». Разволнуем море, поднимем волны: пластичные кисти, плавные ручки до локтей, взмахи до плеч, покачивание из стороны в сторону (шторм). Повторяем вместе: Море волнуется 1, море волнуется 2, море волнуется 3,  фигура удивления замри! Почему у тебя такое удивленное настроение? А ты почему так удивлен? (ответы детей)  Отомри. Еще раз повторяем вместе: Море волнуется 1, море волнуется 2, море волнуется 3,  фигура злости  замри! Почему ты так зол? Кто тебя так разозлил? (ответы детей)  Отомри. Продолжаем: Море волнуется 1, море волнуется 2, море волнуется 3,  фигура радости замри! Почему у тебя такое радостное  настроение? А ты чему радуешься? (ответы детей) Отомри.  Вот какое замечательное море настроений у нас получилось!  Поаплодируйте себе.

Путешествие продолжается. Плывем на корабле (ходьба с махами рук вперед). Остановка  «Драматический театр». В драматическом театре главное средство слово, речь артистов.  Сейчас мы с вами поиграем в театр. Покажем маленькую театральную сценку. Кто сегодня будет артистом?  Пройдите за ширму и наденьте костюмы. Я буду рассказчицей. Остальные ребята кем будут в нашем театре? Зрителями. Сцена, театральный занавес у нас  есть. Что нам нужно еще приготовить? Зрительный зал. Поставьте стулья в несколько рядов.  Перед началом представления в театре звучит звонок: первый - приглашает в зал,  звучит  второй звонок,  третий  – спектакль начинается. Зрители бурными аплодисментами приглашают артистов. Занавес открывается.

                                «Сорока и Медведь» (по Н. Сладкову)

Медведь медленно вылезает из берлоги (ребенок встает со своего стульчика), потягивается, зевает, трет глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идет к ней.

Сорока легко слетает с дерева (ребенок спрыгивает со своего стульчика), летит к медведю, плавно размахивая крыльями.

Сорока (склонив голову на бок). Ау, Медведь, ты утром что делаешь?

Медведь (медленно поводит в стороны головой). Я-то? (Остановился, задумался.) Да ем!

Сорока (удивленно моргнув). А днем?

Медведь (делает те же движения головой). И днем ем.

Сорока (подпрыгнув от удивления). А вечером?

Медведь (махнув лапой). И вечером ем.

Сорока (от удивления округлив глаза). А ночью?

Медведь. И ночью ем.

Сорока. А когда же ты не ешь?

Медведь. Да когда сыт бываю!

Сорока (удивленно взмахивает крыльями). А когда ты сыт бываешь?

Медведь (медленно разводит лапы в стороны). Да никогда. (Отрицательно машет головой.)

Артисты после представления выходят на поклон. В роли Сороки выступила Аня, роль Медведя исполнял Максим! Все замечательно справились со своей ролью. Сорока искренне удивлялась, говорила тонким голоском, а от голоса медведя даже мне стало страшно. Аплодисменты зрителей! Занавес закрывается. Спектакль закончился.

Наше путешествие продолжается. На чем будем путешествовать?  Полетим на самолете (легкий бег с раздвинутыми в сторону руками). Остановка «Детский сад». 

Путешествие в мир театра подошло к концу, поделитесь своими впечатлениями. Что больше всего понравилось и запомнилось? Как называется обувь балерины?  Назовите музыкальный спектакль, в котором все действие предается в танце? Кто управляет куклами? Что есть внутри театра? Как называют кукол, которых приводят в движение, надевая на пальцы? (ответы детей) Я рада, что вам все понравилось.  Продолжить знакомство с миром театра нам поможет  театральная афиша, в которой указаны  детские спектакли театров нашего города. Мы обсудим и  выберем, на какой спектакль пойдем вместе со всеми  ребятами и родителями. Согласны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»

Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных теа...

Конспект НОД по приобщению к искусству: "Театральная страна"

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».  Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщение к искусству. Тема: «Театральная страна»....

Консультация «Методы и приемы формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания видов словесного искусства (худ.лит-ра, фольклор) средствами и формами театрального искусства»

Чтение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка достаточно велико. Прежде всего, это воспитательное, затем познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладыва...

Консультация для воспитателей «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»

Нравственно - эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и и...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства «Театральные ступеньки»

Программа дополнительного образованияпо развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства«Театральные ступеньки»срок реализации: 2 года...