Программа Развитие познавательных способностей
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ольга Аполихина

Необходимость логически мыслить у дошкольников является актуальной проблемой. Ребёнок с хорошо развитым логическим мышлением легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. Содержание программы позволяет создать условия для:

– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей

детей;

– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в

том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_rps_apolihina.docx558.53 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Иркутска

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования г. Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества»

Рекомендована

решением методического совета

МАОУ ДО г Иркутска.

«Дворец творчества»

Протокол №1 от 08.09.2017 г.                                    

Утверждена

приказом по МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»

от 12.09.2017 г № 75-ОД

Дополнительная общеразвивающая программа

Развитие познавательных способностей

                                                                           Адресат программы: учащиеся 5 – 6 лет

                                                                          Срок реализации: 1 год

                                                                           Направленность: социально - педагогическая

                                                                           Разработчик программы:

                                                                           Аполихина Ольга Александровна

                                                                           педагог дополнительного образования

г. Иркутск, 2017 год


Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Информационные материалы и литература

3

1.2.

Направленность программы ДО

3

1.3.

Актуальность программы

3

1.4.

Отличительные особенности программы

3

1.5.

Цель и задачи программы

4

1.6

Адресат программы

4

1.7

Срок освоения программы

4

1.8.

Режим занятий

4

1.9.

Формы обучения

4

1.10.

Особенности организации образовательного процесса

4

2.

Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программ

5

2.1.

Объем программы

5

2.2.

Содержание программы

5

2.3.

Планируемые результаты

7

3

Комплекс организационно – педагогических условий

8

3.1.

Учебный план

8

3.2.

Календарный учебный график

9

3.3.

Условия реализации программы

10

3.4.

Формы аттестации

10

3.5.

Оценочные материалы

11

3.6.

Методические материалы

19

3.7.

Список литературы

21

4

Иные компоненты

21


  1. Пояснительная записка

  1. Информационные материалы и литература: 

Дополнительная общеразвивающая программа (далее – программа) «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы О. Холодовой «Готовимся к школе», в соответствии с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам:

Программа разработана в соответствии с нормативными документами в сфере образования:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008;
  • СанПин 2.4.4.3172 – 14, утвержденного Постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 г. №41;

  1. Направленность программы: социально-педагогическая.

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Необходимость логически мыслить у дошкольников является актуальной проблемой. Ребёнок с хорошо развитым логическим мышлением легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. Содержание программы позволяет создать условия для:

– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей

детей;

– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в

том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета

Настоящая программа востребована родителями (законными представителями) детей.

  1. Отличительные особенности программы

Содержание, методы и формы организации образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В процессе обучения используются стихи, загадки, пословицы, игровые упражнения, наглядный и счетный материал. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, узнать много нового, научиться обобщать.

Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами – это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. В программу включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления

учащихся. Развитие логических структур мышления дошкольника тесно связано с развитием других познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи) и зрительно-моторной координации руки. В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. В этой связи программа направлена на развитие различных видов и свойств познавательных процессов. А в содержании программы интегрированы задания из различных областей знаний: развитие речи, математики, окружающего мира. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, сказка, рисунок, объект, преподносимые на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, рисуя, действуя с предметами, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.

Программа составлена в соответствии с принципами системности и постепенного повышения уровня сложности представленного учебного материала.

1.5. Цель и задачи программы

Цель:

формирование познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.

Задачи:

Обучающие:         

  • Познакомить

- со способами запоминания информации;

- с алгоритмом изучения объекта с помощью вопросов;

-  с алгоритмом наблюдения за объектом.

  • Обучить способам зрительно-пространственной ориентации.

Развивающие

Развивать:

  • мыслительные операции: умения анализировать и сравнивать объекты
  • внимания, памяти, восприятия, речи;
  • познавательный интерес;
  • крупную и мелкую моторику рук.

Воспитательные

Способствовать воспитанию:

  • добросовестного отношения к учебе, дисциплину;
  • уважения к словотворчеству, к старшим и друг другу
  • умения слушать друг друга;
  • самостоятельности и аккуратности при выполнении заданий;
  • прививать навыки работы в группе;
  • культуры поведения.

1.6. Адресат программы: дети 5-6 лет

Состав групп: разновозрастной, постоянный

1.7. Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения

1.8. Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.

1.9. Формы обучения

Форма обучения очная

1.10. Особенности организации образовательной деятельности:

В основе образовательной деятельности – игровая технология, индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений.

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей в дошкольном образовании программа предполагает взаимосвязь с окружающим миром, с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие познавательных процессов происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.


2. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы

2.1. Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, составляет 36 часов.

2.2. Содержание программы

№  п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Введение.

1

1

2

Тема 1.1. Техника безопасности. Выявление уровня развития познавательных интересов.

Тема 1.2. Диагностика познавательных функций.

Раздел 2.  Развитие восприятия.

8

8

Тема 2.1.

Упражнения на развитие тактильной чувствительности. Разрезные картинки.

Тема 2.2.

Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление рисунка по образцу.

Тема 2.3. Определение предмета по его элементу. Дорисовывание объектов.

Тема 2.4. Выделение элементов объекта. Игры на развитие слуховое восприятия. «Звуковое лото».

Тема 2.5. Определение объектов по схематичным изображениям. Выделение признаков предметов.

Тема 2.6. Выделение объектов из наложенных друг на друга.

Тема 2.7. Упражнения па развитие целостности восприятия.

Тема 2.8. Нахождение изображения по образцу. Соотношение понятий и предметов.

Раздел 3.  Развитие внимания.

5

5

Тема 3.1. Сравнение рисунков с указанием сходства и различий

Тема 3.2. Нахождение на рисунке несоответствий, ошибок.

Тема 3.3. Игры на быстроту реакции (повторять за взрослым движение).

Тема 3.4. Выполнение заданий по инструкции.  

Тема 3.5. Тренировка концентрации внимания.

Раздел 4. Развитие памяти

5

5

Тема 4.1. Запоминание и воспроизведение пар: предмет – символ

Тема 4.2. Запоминание расположения предметов, изменения в картинках

Тема 4.3. Запоминание различных предметов до семи штук

Тема 4.4.   Запоминание цепочки из 5-7 слов. Слуховой диктант

 Тема 4.5. Запоминание  последовательности событий. Зрительный диктант.

Тема 5. Развитие мышления

8

8

Тема 5.1. Выделение существенных признаков объектов

 Тема 5.2. Выявление закономерностей и их использование для выполнения задания. Логические цепочки.

 Тема 5.3. Закономерности в таблицах. Упражнения на обобщение и классификацию

Тема 5.4. Определение последовательности событий.

Тема 5.5. Определение причины событий.

Тема 5.6. Задачи на пространственное мышление.

Тема 5.7. Знакомство с алгоритмом действия сравнения.

Тема 5.8. Упражнения на сравнение: нахождения сходства и отличия.

Раздел 6.  Развитие воображения.

2

2

Тема 6.1. Придумывание рассказов, сказок с предметами.

Тема 6.2. Составление предметов из частей, преобразование одной фигуры, предмета в другой.  

Раздел 7. Развитие зрительно-моторной  координации

6

6

Тема 7.1. Копирование изображения по клеткам и точкам.

Тема 7.2. Штриховки. Овладеваем различными приемами штриховки.

Тема 7.3. Раскрашивание.

Тема 7.4. Непрерывные линии, параллельные линии

Тема 7.5. Обведение без отрыва карандаша от бумаги.

Тема 7.6. Обводки. Соединение по точкам. Лабиринты. Силуэты.

ОБЪЕМ программы:

1

35

36


2.3. Планируемые результаты освоения программы:

 Личностные результаты:

  • позитивное эмоционально-ценностное отношение к познавательной деятельности;
  • инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
  • сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • появление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Предметные результаты:

Умения:

  • анализировать и сравнивать объекты;
  • формулировать вопросы при изучении объектов;
  • освоены отдельные способы запоминания информации;
  •  работать с алгоритмом наблюдения за объектом.

Метапредметные результаты:

  • развитие внимания, памяти, восприятия, речи;
  • проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями.


3. Комплекс организационно – педагогических условий

3.1. Учебный план

№  п/п

Наименование разделов, тем программы

Количество часов

Форма промежуточной аттестации (контроля

Теория

Практика

Всего

1

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Техника безопасности. Выявление уровня развития познавательных интересов.

Тема 1.2. Диагностика познавательных функций

1

1

2

2

Раздел 2.  Развитие восприятия.

Тема 2.1.

Упражнения на развитие тактильной чувствительности. Разрезные картинки.

Тема 2.2.

Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление рисунка по образцу.

Тема 2.3. Определение предмета по его элементу. Дорисовывание объектов.

Тема 2.4. Выделение элементов объекта. Игры на развитие слуховое восприятия. «Звуковое лото».

 Тема 2.5. Определение объектов по схематичным изображениям. Выделение признаков предметов.

 Тема 2.6. Выделение объектов из наложенных друг на друга.

Тема 2.7. Упражнения па развитие целостности восприятия.

Тема 2.8. Нахождение изображения по образцу. Соотношение понятий и предметов.

8

8

3

Раздел 3.  Развитие внимания.

Тема 3.1. Сравнение рисунков с указанием сходства и различий

Тема 3.2. Нахождение на рисунке несоответствий, ошибок.

Тема 3.3. Игры на быстроту реакции (повторять за взрослым движение).

Тема 3.4. Выполнение заданий по инструкции.  

Тема 3.5. Тренировка концентрации внимания.

5

5

4

Раздел 4.  Развитие памяти

Тема 4.1. Запоминание и воспроизведение пар: предмет – символ

Тема 4.2. Запоминание расположения предметов, изменения в картинках

Тема 4.3. Запоминание различных предметов до семи штук

Тема 4.4. Запоминание цепочки из 5-7 слов. Слуховой диктант

Тема 4.5. Запоминание  последовательности событий. Зрительный диктант.

5

5

5

Раздел 5. Развитие мышления.

Тема 5.1. Выделение существенных признаков объектов

Тема 5.2. Выявление закономерностей и их использование для выполнения задания Логические цепочки.

 Тема 5.3. Закономерности в таблицах. Упражнения на обобщение и классификацию

Тема 5.4. Определение последовательности событий.

Тема 5.5. Определение причины событий.

Тема 5.6. Задачи на пространственное мышление.

Тема 5.7. Знакомство с алгоритмом действия сравнения.

Тема 5.8. Упражнения на сравнение: нахождения сходства и отличия.

8

8

6

Раздел 6.  Развитие воображения.

Тема 6.1. Придумывание рассказов, сказок с предметами.

Тема 6.2. Составление предметов из частей, преобразование одной фигуры, предмета в другой.  

2

2

7

Раздел 7. Развитие зрительно-моторной  координации.

Тема 7.1. Копирование изображения по клеткам и точкам.

Тема 7.2. Штриховки. Овладеваем различными приемами штриховки.

Тема 7.3. Раскрашивание.

Тема 7.4. Непрерывные линии, параллельные линии

Тема 7.5. Обведение без отрыва карандаша от бумаги.

Тема 7.6. Обводки. Соединение по точкам. Лабиринты. Силуэты.

6

6

Открытое занятие

ОБЪЕМ программы:

1

35

36


3.2. Календарный учебный график программы

 «Развитие познавательных способностей»

Гр. № 1, 2, 1 год обучения

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Недели обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Кол-во часов

т

1

п

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

инд

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Промежу

точная

аттестация

Мониторинг

Всего часов

3

4

5

5

3

4

4

4

4

Объем 2016 -2017 уч. год.

ОБЪЕМ ПО ПРОГРАММЕ 36 ЧАСОВ


3.3. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

Для успешной реализации поставленных задач занятия проходят в кабинете, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям с хорошим освещением, сухим с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией; есть вся необходимая материально-техническая база; в наличии учебно-методический комплекс и наглядно-демонстрационный материал.

Для проведения занятий необходимо следующее оснащение и оборудование:

№п/п

наименование

количество

1

Столы для обучающихся

15

2

Столы для педагогов

2

3

Доска меловая, магнитная

2

4

Стулья детские

35

5

Стулья для педагогов

5

6

Шкаф книжный

4

7

Шкаф закрытый

1

8

Плакаты (алфавит)

3

9

Конструктор, настольные игры

20

10

Мяч игровой

2

11

Счетные палочки

15 уп

12

Рабочие тетради

45

13

карандаши

15 уп

14

пластилин

8 уп

15

Трафаретные линейки

15

16

альбомы

15

17

бумага

6 уп

18

Демонстрационный материал

15 шт

Информационное обеспечение:

К необходимым информационным ресурсам относятся: литература по изучаемым предметам (смотреть список литературы) и мультимедийный материал

Кадровое обеспечение:

Программа предусмотрена для педагогов с высшим образованием (по специальности педагог дополнительного образования), а так же имеющего образование по специальности «Учитель начальных классов», владеющего практическим опытом с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Данная программа реализуется педагогом дополнительного образования Аполихиной Ольгой Александровной

3.4. Формы аттестации

Входной контроль: в начале учебного года – наблюдение,

Текущий контроль: в течение учебного года по результатам изучения темы, раздела- наблюдение, тест, практическая работа

Промежуточная (итоговая) аттестация: в конце учебного года  - мониторинг

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их

образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой

эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– карта развития ребенка;

Данная система позволяет комплексно подойти к оценке знаний учащихся, так как дает возможность оценить не только качество усвоенных знаний, но также умение применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Оценочные материалы (приложение 1)

3.5. 3.6. Методические материалы

Формы организации учебного занятия:

исходя из возрастных особенностей детей, наиболее приемлемыми формами занятий являются:

дидактические игры, уроки-сказки, беседы, загадки, физкультминутки, коллективная работа, тактильные упражнения, конструирование. Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, геометрические и объемные фигуры, технические средства обучения.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

По источнику познания:

  • словесный (объяснение, рассказ, сказка, загадки)
  • практический (измерение и сравнение объектов, тактильные упражнения, конструирование, лепка, графические диктанты);
  • наглядный (рассматривание, наблюдение, показ образцов и моделей);
  • работа с литературой;

По типу познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
  • проблемный (проблемная ситуация);

На основе структуры личности:

  • методы формирования сознания, понятий, взглядов, убеждений (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа);
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера).

Методические пособия:

  1. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М. : Эксмо, 2009. - 176 с


3.7. Список литературы

Основная:

  1. Ткаченко Т.А. Развиваем логику и речь (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2016. – 48 с.
  2. Вахрушева,Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л. Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2015. - 187 с.
  3. Холодова О.А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет). Рабочая тетрадь.

Дополнительная:

  1. Веракса, Н. Е. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: пособие для психологов и педагогов / Н. Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
  2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками» / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: Издательство АСТ», 2004. – 124 с.

4. Иные компоненты

Календарно – тематический план (приложение № 2)


Приложение 1

Оценочные материалы

Оценочные материалы по предмету «Развитие познавательных способностей»

Задание 1

        

«Разделить на группы»        

Цель: оценка образно-логического мышления ребенка.

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Задание 2

«Что здесь лишнее?»

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении инструкции.

Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

2

Задание 3

        «Обведи контур»

Цель: исследовать процессы наглядно-действенного мышления, умственные операции анализа и сравнения.

Инструкция: Детям показывают рис. и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Задание 4

        «Кому чего недостает?»

Инструкция: Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

Задание 5

Цель: исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Инструкция: Ребенку предлагается 4 рисунка: На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Задание 6

         «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на 3 рисунках, составляет 14.

Задание 7

        «Чем залатать коврик?»

 Цель:  определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.

Инструкция: Перед показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Задание 8

        «Найди и вычеркни»

Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.

Ребенку показывают рис. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

 В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Критерии оценки

Задание 1

Оценка выполнения:

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Задание 2

Оценка выполнения:

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

  1. балл – очень низкий.

Задание 3

Оценка выполнения:

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

  • 10 баллов. Ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам
  • 8-9 баллов. На выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.
  • 6-7 баллов. На выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.
  • 4-5 баллов. На выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.
  • 2-3 балла. На выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.
  • балл. На выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Задание 4

Оценка выполнения:

10 баллов – время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек.

8-9 баллов – время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.

6-7 баллов – время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.

4-5 баллов – время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек.

2-3 балла – время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.

  1. балл – время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла низкий

  1. балл очень низкий

Задание 5

Оценка выполнения:

  1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
  • правильно расположенные флажки — 1 балл;
  • правильный угол пересечения линий — 1 балл;
  • максимальная оценка этого задания — 3 балла.
  • Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
  • четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
  • две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
  • четыре точки в квадратах — 1 балл;
  • точность в пропорциях — 1 балл;
  • максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
  • Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
  • все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
  • маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
  1. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
  • центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
  • фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

Выводы об уровне развития:

Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат — 14 баллов.

О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов; о средней – 9 – 6 баллов; о низкой – 5 – 0 баллов

Задание 6

Оценка выполнения:

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл – за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Задание 7

Оценка выполнения:

10 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

8-9 баллов – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 се

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Задание 8

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов

– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

6-7 баллов

– показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов

– показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл

– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

10 баллов

– все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

  1. Карты развития (Приложение 2)

Лист диагностики уровня сформированности метапредменых результатов

Учебный год _2017-2018 уч, г___________________________________________________

Название ДОП: «Развитие познавательных способностей».

Год обучения: __1____________________________________________________________

Группа ___ _________________________________________________________________

Фамилия учащегося

Внимание

Память

Речь

Любознательность

Моторика

Подвижность

Выдержка

Трудолюбие

Целеустремлённость

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание:

  1. результаты первого полугодия (текущая аттестация);
  1. – результаты второго полугодия (промежуточная аттестация)

Уровни оценки:

высокий уровень (3б) -  качество сформировано, проявляется систематически;

средний уровень(2б) – качество не достаточно сформировано, проявляется редко

низкий уровень (1б) – качество недостаточно сформировано, проявляется очень редко

Лист диагностики уровня сформированности  предменых результатов

Учебный год _2017-2018 уч, г___________________________________________________

Название ДОП: «Развитие познавательных способностей».

Год обучения: __1____________________________________________________________

Группа ___ _________________________________________________________________

Фамилия учащегося

Умение анализировать

Умение сравнивать

Запоминание информации

Наблюдательность

Зрительная ориентация

Пространственная ориентация

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание:

  1. результаты первого полугодия (текущая аттестация);
  1. – результаты второго полугодия (промежуточная аттестация)

Уровни оценки:

высокий уровень (3б) -  качество сформировано, проявляется систематически;

средний уровень(2б) – качество не достаточно сформировано, проявляется редко

низкий уровень (1б) – качество недостаточно сформировано, проявляется очень редко

диагностики уровня сформированности  личностных результатов

Учебный год _2017-2018 уч, г___________________________________________________

Название ДОП: «Развитие познавательных способностей».

Год обучения: __1____________________________________________________________

Группа ___ _________________________________________________________________

Фамилия учащегося

Познавательный интерес

Самостоятельность

Активность

Сотрудничество

Взаимопомощь

Доброжелательность

Дисциплина

Трудолюбие

Уважение

Воля

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание:

  1. результаты первого полугодия (текущая аттестация);
  1. – результаты второго полугодия (промежуточная аттестация)

Уровни оценки:

высокий уровень (3б) -  качество сформировано, проявляется систематически;

средний уровень(2б) – качество не достаточно сформировано, проявляется редко

низкий уровень (1б) – качество недостаточно сформировано, проявляется очень редко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Образовательная программа "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через художественное творчество".

Данная программа составлена по области "Художественное творчество" и рассчитана на детей подготовительной группы....

ПРОГРАММА "Развитие познавательных способностей"

Данная программа способствует развитию познавательных способностей деетй старшего дошкольного возраста с помощью современных технологий....

Развивающая программа "Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха посредством нестандартного дидактического материала"

Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, на расширение возможностей познавательного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха.Основные направления в развити...

"Логозаврик". Программа развития познавательных способностей дошкольников с помощью ИКТ.

quot;Логозаврик". Программа развития познавательных способностей дошкольников  с помощью ИКТ....

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...