ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему

•Познание – процесс изучения фактов, полученных из опыта и источников его описания.
•Познание – это категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми.
•Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
•Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности.
•Познание – процесс анализа и воспроизведения действительности посредством мышления.
•Познание – обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.poznavatelnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. Л. Н. Толстой Выполнила : воспитатель Чоткараева М.Р.

Слайд 2

Что говорит ФГОС ДО? П. 1.2. Принципы ФГОС ДО: 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности… П. 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. П. 2.6. Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие ; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Слайд 3

Познавательное развитие (согласно ФГОС ДО) Первичные представления : о себе; о других людях; об объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о малой родине и Отечестве; о социокультурных ценностях нашего народа; об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 4

Что такое познание? Познание – процесс изучения фактов, полученных из опыта и источников его описания. Познание – это категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми. Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание – процесс анализа и воспроизведения действительности посредством мышления. Познание – обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире.

Слайд 5

Стадии познавательного развития детей дошкольного возраста

Слайд 6

Способы эффективного построения линии познавательного развития детей в ДОО ( программно-методический комплекс «Диалог» ) «Стереоскопический эффект» - « двуполушарный » подход. 2. Комплекс приемов, направленных на формирование устойчивой позитивной мотивации. Соблюдение правила «пилюли». + - + 3. Сказочная метафора* как способ предъявления информации. * Метафора – это выражение, применяемое в переносном значении и основанное на неком подобии, сходстве сопоставляемых Предметов описания и их отношений. ИНФОРМАЦИЯ

Слайд 7

Способы эффективного построения линии познавательного развития детей в ДОО ( программно-методический комплекс «Диалог» ) 4. Отсутствие упрощения содержательной стороны в сочетании с предельной доступностью формы, максимально адаптированной к особенностям мышления дошкольников. 5. Механизмы реальной разноуровневости («плановый регулятор» интеллектуальной нагрузки). Разная «планка» для разных/особенных детей. 6. Присутствие параллельных потоков информации, обращенных к зрительному, слуховому и тактильному сенсорным каналам. Дети- визуалы . Дети- аудиалы . Дети- кинестеки .

Слайд 8

Способы эффективного построения линии познавательного развития детей в ДОО ( программно-методический комплекс «Диалог» ) 7. Ассоциативный алгоритм запоминания информации. Например: игровые приемы запоминания слов, стихотворений («ассоциативные зацепки»). 8. Элементы сказкотерапии как регулярный компонент образовательного процесса. Например: сопровождение сказкой в режимных моментах. 9. Предельная минимизация репродуктивной составляющей образовательного процесса: о тсутствие однотипных заданий; о тсутствие повторяемости формы в процессе подачи информации; д ля более прочного усвоения материала меняется форма, формулировка заданий, вопросы и пр.

Слайд 9

Дополнительные рекомендации педагогу (на занятиях желательно…) Удивлять детей. Аристотель: «Познание начинается с удивления». Реагировать на ошибки детей как на естественную составляющую обучения и сделать так, чтобы дети не боялись ошибаться. Р. Тагор: «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти». Помогать детям каждый день совершать что-то новое – в первый раз. Г. Лихтенберг: «Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершать что-то новое». Стараться вызвать у детей, даже самых маленьких, любопытство и внимание к слову, к его значению и звучанию. Антисфен из Афин: «Начало образования состоит в исследовании слов ». Смешить детей. К.Д. Ушинский: «Учить нужно весело!» Внимание! В процессе любого занятия, игры путь познания должен лежать не от текста к картинке, а от картинки к тексту.

Слайд 10

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 11

ВОСПРИЯТИЕ Носит непроизвольный характер (дошкольники не умеют управлять своим восприятием). Основные сенсорные и перцептивные процессы : обоняние, вкус, осязание; с лух; з рение. Комплексные процессы восприятия : восприятие предметов (окраска, величина, форма, структура, расположение в пространстве) Эксперимент «Визуальный обрыв»

Слайд 12

Особенности человеческого восприятия

Слайд 13

Этапы развития восприятия 1. И спользование сенсорных эталонов Геометрические фигуры – восприятие формы С пектральная гамма цветов – восприятие цвета Дидактическая задача: сравнение воспринимаемого объекта в процессе работы с ним.

Слайд 14

Этапы развития восприятия 2. Знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. 3. Внешнее восприятие предмета превращается в умственное: узнавание свойств объектов, отличие одних предметов от других, выяснение существующих между ними связей и отношений.

Слайд 15

ПАМЯТЬ Типы памяти: наглядно-образная (лица , звуки, цвет предметов); словесно-логическая (формулы , схемы, термины); э моциональная (чувства, переживания, эмоции). ? Виды памяти в зависимости от длительности хранения информации: 1) кратковременная память; 2) долговременная память.

Слайд 16

Пример упражнения на развитие зрительной памяти

Слайд 17

ВНИМАНИЕ

Слайд 18

Свойства внимания Объем внимания : количество объектов, которые ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени. Устойчивость внимания: способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Распределение внимания: умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение внимания: сознательный переход от одного объекта к другому.

Слайд 19

Упражнение «Что потерялось?» Упражнение «Чем отличаются?» Упражнение «Закрась названный объект»

Слайд 20

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ? 1. Игровая деятельность. д идактические игры; с южетно-ролевые игры; п сихологические/терапевтические игры; с портивные игры; т еатрализованные игры. 2. Проектная деятельность. 3. Опытно-экспериментальная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели

Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и пре...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Тесты для детей.

laquo;Познавательное развитие»Схема развития любого вида деятельности:сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,затем в совместной деятельности со сверстникамии, наконец,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...