Презентация "Руководство сюжетно-ролевой игрой"
презентация на тему

Ванеканева Татьяна Анатольевна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_rukovodstvo_s-r_igroy.pptx190.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности педагогического руководства Сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ» подготовила воспитатель ВАНЕКАНЕВА Т.А 2013 год

Слайд 2

Содержание образовательной области «Социализация»: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу .

Слайд 3

Известные авторы - учёные, занимающиеся проблемами изучения игры Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, А.П Усова, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая ; Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко , С.Л. Новоселова, Е.В.Зворыгина Н.Ф. Тарловская , В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д..

Слайд 4

Метод комплексного руководства игрой (Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. ) следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание; необходимо использовать специально обучающие игры; нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей; во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.

Слайд 5

Основные принципы концепции поэтапного формирования способов игры Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «от­крывал» и усваивал специфические, посте­пенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

Слайд 6

Этапы формирования сюжетно-ролевой игры 1этап – воспроизведение действий 2 этап – становление ролевого поведения 3 этап - сюжетосложение

Слайд 7

Подход Новосёловой С.Л., Зворыгиной Е.В. Подход Михайленко Н.Я. Коротковой Н.А. Своевременное изменение игровой среды Создание условий для активизации самостоятельной игры : обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Планомерное обогащение жизненного опыта детей Формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта. Постепенная передача дошкольникам усложняющихся способов построения игры в совместной игре взрослого и детей Активизирующее общение взрослого с детьми Демонстрация взрослым образцов игрового поведения

Слайд 8

Назовите компоненты сюжетно-ролевой игры? Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности. Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии

Слайд 9

Предпосылки сюжетно-ролевой игры Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы. Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Третий этап — сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Слайд 10

Возрастная группа Планируемые задачи 1 младшая Сформировать умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником 2 младшая Развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу», выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил её, уложил спать), стимулировать интерес к совместным играм со взрослыми и детьми. средняя Побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре, отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых и детей старшая Учить организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки , предметы., распределять их между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний. подготовительная Формировать умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты., согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей; договариваться, обсуждать, планировать действия всех играющих, объединять сюжетные лини в игре, расширять состав ролей

Слайд 11

Особенности руководства сюжетно –отобразительной игрой в 1 младшей группе Планируется : - в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе - в ходе режимных моментов - в самостоятельной деятельности детей. Роль педагога : Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре

Слайд 12

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой во 2 младшей группе Планируется - в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (50 минут – 1 час); - в ходе режимных моментов (20 – 25 минут); - в самостоятельной деятельности детей. Роль педагога - при сговоре на игру - главное действующее лицо - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты. - Включается в игру во второстепенной роли .

Слайд 13

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой в средней группе Планируется - в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе ( 1 час – 1 час 10 минут); - в ходе режимных моментов (25 - 40 минут); - в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре. Роль педагога - при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру. - при обсуждении содержания игры – репликой, советом , напоминанием актуализирует их личный опыт. - Включается в игру во второстепенной роли .

Слайд 14

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой в старшей и подготовительной к школе группах Планируется - в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (1 час 40 минут); - в ходе режимных моментов (45 – 50 минут); - в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре. Роль педагога (в ходе игры - второстепенная ) Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность Включает в игру застенчивых детей способствует поло -ролевой социализации мальчиков и девочек в игре Способствует овладению детьми более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. (Михайленко Н.Я)

Слайд 15

Используемые источники: Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1996. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г. Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 31.

Слайд 16

Используемые источники: Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. -С. 262-281. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.-С. 12-22. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50. Монина И.// Наши помощники – игры // Ребёнок в детском саду. – 2007, №4, сю72 Михайленков Н.Я Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова- 3-е изд, испр. – М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.- 96с Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.:Просвещение, 2008 Михайленко Н., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 4 года жизни /Дошкольное воспитание, №6, 2003. Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности /Ребёнок в детском саду, 2005, №4 Юрова Н.А. Играть – развивая, Развивать – играя. //Дошкольная педагогика, ноябрь – декабрь, 2004,№6/21

Слайд 17

С пасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....