Организация сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте
консультация (младшая группа) по теме

Артемьева Марина Валерьевна

Данный материал будет полезен воспитателям для работы с детьми младшего дошкольного возраста при организации сюжетно-ролевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx792.17 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок»

 «Организация центра сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте»

http://www.maam.ru/upload/blogs/39e45882b5fe2dcb083e4616bae28b0f.jpg.jpg

Воспитатель первой категории

Артемьева Марина Валерьевна  

1. Содержание ППРС

· Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей.

· Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения).

· Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.).

· Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.).

· Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия (например, «Шофер»).

· Игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий.

· Игрушки-животные.

Роли. 

Зверята – мамы, папы, дети; артист, дрессировщик  помощник дрессировщика.

Основные игровые действия.

Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, подскоки) – кланяться зрителям; кормить животных – мыть их; показывать концерт; выступать в роли животных, вступать в диалог.

· Дидактическая кукла (40–50 см). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.).

· Куклы, изображающие представителей различных профессий (клоун, врач, солдат и др.).

· Куклы, изображающие представителей разных народов

(имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду).

· Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле (кольца большого размера, матрешки, деревянные шары, яйца и пр.).

· Игрушки-двигатели (каталки разной формы, каталки-гремушки, коляски и тележки; автомобили (15–20 см) и пр.).

· Многофункциональные ширмы.

· Модули-макеты игрового пространства.

· Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.

· Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных

игр – приготовления еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д.

Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров, модули для детей. Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине куклам, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок  (1–2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п. Куклы: мягконабивные,  пластмассовые; имитирующие ребенка 3–4 лет (40–50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; имитирующие ребенка-младенца (голыш); куклы, сделанные из ткани, с какой-либо характерной для одежды человека деталью (бант, кепи, фартук). Животные из пушистых тканей. Коляски для кукол.

Роли

 Мама (папа), ребенок (дочка, сын), бабушка, дедушка, тетя, дядя, братья, сестры, друзья, соседи.

Основные игровые действия

Кормить куклу – купать; купать – укладывать спать; укладывать спать – петь колыбельную; готовить кукле обед – кормить; одевать куклу на прогулку – гулять с ней; встречать гостей –- провожать гостей, разговаривать по телефону – подзывать к телефону кого-либо; ремонтировать кран.

Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватки разных размеров (3–4 шт.) с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало – 3–4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья; пеленки для кукол-младенцев; одежда для кукол-мальчиков, девочек; наборы зимней и летней одежды.

Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т. д., набор овощей и фруктов (из папье-маше).

Ванная комната (для игровых действий, игры с куклами): ванна с душем или ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка

(не леска) для белья, прищепки, веничек, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д.

Прачечная: гладильная доска, утюжки.

Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы), игровые модули.

Роли

Мастер (парикмахер, мастер по маникюру).

Основные игровые действия

 Мыть голову шампунем – вытирать; причесываться – смотреться в зеркало; стричь, красить ногти; делать массаж; красить волосы.

Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров

из пластика, картона; таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи продуктов (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т. д.).

Роли

Покупатель, продавец, подсобный рабочий, шофер.

Основные игровые действия 

Привозить товар – разгружать; взвешивать на весах – продавать; резать продукты ножом – взвешивать на весах; покупать товар.

Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина – красный крест), фонендоскоп, градусник, можно тематический набор.

Роли

Врач, больной, медсестра, фармацевт.

Основные игровые действия

Осматривать больного

(слушать, ставить градусник) – лечить (давать лекарство, лечить уши, зубы, делать уколы).

Мастерская: набор инструментов (молоток, ножницы, отвертки и т. д).

Роли. Мастер, клиент, столяр, плотник.

Основные игровые действия. Привозить в ремонт – ремонтировать (стучать, шить, включать, кроить, сметывать, примерять, снимать колесо).

Гараж: различные машины, набор инструментов (гаечный

ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг).

Роли. Шофер, пассажир, работник бензозаправки, летчик, машинист, капитан, тракторист, кассир, кондуктор, грузчик.

Основные игровые действия. Машину нагружают грузом – машина везет груз; пассажиры входят в автобус – выходят из авто- буса на остановках; машину осматривают - ремонтируют; подъемный кран привозит плиты – поднимает – опускает; самолет заводит мотор, поднимается, летит, опускается на аэродром; машина заводится – едет; машину моют из шланга – вытирают; в кузов самосвала загружают груз с помощью крана – самосвал разгружают.

· Большое количество реальных предметов.

· Одежда для ряжения (для надевания на себя) – узорчатые

цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки и т. д.

· Стойка, плечики для одежды, сундучок, расписанный

в народном стиле.

· Зеркало (в рост или в полроста ребенка).

· Бижутерия из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов.

· Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка; клюющие курочки; дерущиеся бараны; мишка, играющий на балалайке; танцующая собака; пингвин, машущий крыльями; скачущая лошадь и пр.). Русские народные игрушки-забавы (клюющие курочки, медведь-дровосек, скоморохи и пр.).

· Заводные игрушки-забавы.

· Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные

различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками

и пр.)

http://www.maam.ru/upload/blogs/635184ed86535458997a149751575ec9.jpg.jpg

2. Условия

1. Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (кукольной семье) (каждая кукла имеет имя, свой характер,

гардероб).

2. Для накопления опыта игровых действий использовать действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, наблюдений и целевых прогулок, способствующих возникновению самостоятельных игр детей. Игрушки размещаются по тематическому принципу.

3. Включать игровых персонажей в режимные моменты (дети вместе с куклой или мишкой едят, спят, одеваются).

4. Чем меньше дети, тем крупнее мебель для кукол

и другое оборудование.

5. Располагать вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре.

6. Использовать в «Центре игры» разные виды игрушек:

– реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей);

– прототипические – условно воспроизводящие детали предметов

(плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, ручки, с которыми нельзя манипулировать);

– предметы-заместители,

не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования

в условном значении.

7. Игрушки-предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т. д.) должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовыми к использованию.

8. Игрушки-маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т. д.) также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию.

9. Игрушки-персонажи должны представлять собой прототипические по облику игрушки, крупные и средние по размерам (крупная – 35–50 см, средняя – 10–30 см, мелкая – 5–10 см).

10. Существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и «вести» рядом с собой.

11. Мягкие игрушки-персонажи – подобия животных. Как и куклы, должны быть прототипическими: задавать в своем облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым (мишка, зайчик, собачка и пр.). Условность мягких игрушек-животных заключается еще и в том, что, намекая  на облик реального животного, они антропоморфны – имеют строение человеческого тела.

12. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактические материалы, природный материал.

13. Игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов, и т. п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

14. Воссоздание обстановки, похожей на настоящую.

15. Копии бытовых предметов должны находиться в коробках, а не выставляться.

16. Побуждение к эмоциональному отклику на участие в совместной игре

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-228326-1417492128.jpg

3. Виды и содержание деятельности детей

Примерная тематика сюжетных игр-ситуаций (набор игровых действий и сюжетов):

· Игры с куклами:

– кормление кукол;

– купание;

– укладывание спать;

– куклы одеваются на прогулку;

– куклы на прогулке;

– обед для кукол;

– кукла заболела;

– комната для куклы;

– куклы идут в детский сад;

– куклы отдыхают (смотрят телевизор, читают, слушают музыку, идут в гости, на праздник, едут на дачу, на море).

· Наши куклы: кукла-модница, кукла-чистюля, кукла-сладкоежка.

· Кукла встречает гостей.

· У куклы день рождения.

· Мама и дочка.

· Бабушка приехала.

· Папа – хороший хозяин.

· Игры с машинами и другим транспортом:

– машина едет по улице;

– мойка машины;

– ремонт машины;

– заправка машины;

– легковая машина везет гостя, катает друзей;

– грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж, домой);

– подъемный кран работает на стройке;

– трактор работает в поле;

– самосвал выгружает кирпичи, песок и т. д.;

– продуктовая машина везет продукты (в магазин,

в больницу);

– автобус везет пассажиров;

– паровоз (поезд) едет в город (везет детей на дачу);

– железная дорога;

– самолет летит;

– летчики готовы к полету;

– корабль (пароход) плывет.

– Кто шофер?

· Игры в животных и с игрушечными животными:

– уход за животными: кормление, прогулка, купание,  лечение;

– цирк зверей, концерт зверей;

– я - ежик (котик, собачка, лиса);

– диалог зверей (котик и ежик, цыпленок и ежик).

· Игры в магазин: – овощной магазин;

– хлебный магазин;

– мясной, колбасный магазины;

– бочка с квасом;

– магазин одежды;

– обувной магазин;

– мебельный магазин;

– магазин посуды;

– диалоги у прилавка;

– кукла выбирает товар;

– новые товары;

– вежливый продавец.

· Игры в больницу:

– прием в кабинете врача;

– работа процедурного кабинета (прививки);

– аптека;

– работа физиокабинета;

– в травмопункте;

– вызов врача на дом;

– стоматологический кабинет.

· Игры в деревню

· Игры в мастерскую:

– ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников);

– ремонт одежды, обуви;

– изготовление инструментов, приспособлений (замков, ключей);

– изготовление мебели;

– ателье.

· Игры в парикмахерскую:

– стрижка волос;

– прически;

– маникюр.

· Игры в почту

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-251477-1425293451.jpg

Наблюдения и целевые прогулки для накопления впечатлений об окружающей действительности в целях отражения их в игре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе детского сада по сказке"Теремок"

Задачи: способствовать возникновению игры по мотивам знакомой сказки; формированию у детей умения взаимодействовать и ладить в совместной игре; пользоваться салфеткой во время еды; развивать у детей у...

Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра.. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в ...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

«Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Цель:Представить опыт работы по организации и проведению  сюжетно-ролевой игры в детском саду; повысить уровень знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры...