Статья "Икт и дошкольник"
статья

Костеева Анна Викторовна

В статье расскрываются вопросы использования ИКТ в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt_i_doshkolnik.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Костеева Анна Викторовна

Воспитатель

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 233 ОАО «РЖД»»

Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ.

Информационно - коммуникативные технологии и дошкольник.

Мы живём во время стремительного роста и развития новых информационных технологий. Компьютер проник во все сферы жизни и деятельности современного общества. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Многие эксперты в области образования убеждены, что информационно-коммуникационные технологии  развивают способности и навыки детей в раннем возрасте. Ряд специалистов, вовлеченных в распространение ИКТ, провели исследования, подтвердившие, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей.

Что же подразумевается под понятием ИКТ в ДОУ? Это - использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития воспитанников.

Информационно-коммуникационные технологии являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе. Поэтому я в своей работе стараюсь приобщать детей к современным технологиям, развивать умение пользоваться ими. Для повышения качества  и поднятия интереса у детей, я разрабатываю авторские игры в программах «Microsoft Office Power Point», «Active Inspire»: «Ваня и Маша в гостях у ребят», 2Четвертый лишний», «Едем, летим, плывем». Играя в такие игры, дети выполняют задания, получая конечный результат, типа нахождение лишнего предмета, установление закономерности, нахождение пары. Также это могут быть игры, где детям надо выполнить ряд последовательных заданий для достижения поставленной задачи, например «выращивание рыбы» - из малька вырастить рыбу и запустить ее в озеро. В программе «Active Inspire» мной разработана игра по поликультурному образованию дошкольников «В гостях у Вани и Маши», где через знакомство с героями Ваней и Машей, дети узнают о русском национальном костюме, знакомятся с жилищем русского народа – избой и его убранством, уточняют знания о русских народных сказках.  Кроме этого одним из заданий в игре является отыскать матрешку, поиграть с ней сравнив матрешек по высоте.  

В своей работе я использую интерактивный стол – это эффективное средство развития и обучения детей, так как интерактивный стол представляет собой яркий комплекс с сенсорным экраном, который поддерживает технологию мультитач. Это дает возможность работать сразу с несколькими детьми за одним устройством, что помогает им формировать коммуникативные навыки, а также делает занятия с детьми интересными и увлекательными. Для работы с интерактивным столом мной разработаны игры и задания: «Очисти озеро Байкал от мусора», «Собери снеговиков», «Домино», «Лото». Работу с интерактивным столом я включаю как в организованную образовательную деятельность, так и в совместную образовательную деятельность в разные режимные моменты.

Еще у нас в детском саду в моей группе имеется мобильный компьютерный класс, который включает 14 детских ноутбуков и 1 взрослый, объединенных в беспроводную сеть с возможностью выхода в Интернет. Работу мобильного компьютерного класса поддерживает специальное программное обеспечение для коллективной работы Intel Learning Series ClassRoom Management, позволяющее воспитателю руководить действиями детей со своего компьютера. Мобильный компьютерный класс я активно использую на занятиях по обучению грамоте. Выполняя интересные игровые задания на ноутбуках  дети знакомятся с буквами, сами конструируют печатные буквы, распределяют их по домикам «гласные» - «согласные», определяют позицию звука в слове и т.д.,  оценкой выполнения заданий для детей служат зажигающиеся звезды или открывающиеся морские ракушки. Все это вызывает огромный интерес и желание детей познавать новое. Наличие на каждом рабочем месте персонального компьютера позволяет мне  готовить и выдавать персональные задания; а детям  - выполнять работу самостоятельно в удобном для них темпе. В процессе индивидуальной работы ребенок  может получить мою консультацию; а для меня хорошая возможность мониторить процесс выполнения задания.

Также в своей работе использую виртуальные экскурсии, например «По красной площади Москвы», «В Третьяковскую галерею», а также по ранней профориентации на железнодорожный вокзал, в вагоны разного типа. Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио - и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционной экскурсией:  

- погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;

- у виртуальной экскурсии нет границ, что позволяет посетить достопримечательные места, а также посетить рабочие места людей разных профессий, не выходя за пределы дошкольного учреждения;

- дает возможность неоднократно повторять материал и в нужном темпе;

- улучшает качество образовательного процесса.

Систематическое использование виртуальных экскурсий дает возможность сделать образовательный процесс наиболее эффективным и качественным.

Дети очень активные и любознательные. Зная физические и психологические особенности детей дошкольного возраста и умело пользуясь информационными технологиями, можно продуктивно заниматься обучением, развитием и воспитанием малышей. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому расширение кругозора эффективнее происходит в игровом процессе. В это время дети с наибольшим желанием принимают участие в различных состязаниях. Поэтому я учитывая это, начиная уже со средней группы  стала практиковать участие моих воспитанников в различных интернет конкурсах, в которых дети могут проверить свою эрудицию и получить заслуженную награду. Так например, Всероссиский конкурс «Уникум», где 4 детей из 5 стали победителями, Всероссийский турнир способностей РостОК SuperУм, где из 11 участников, все стали призерами конкурса, заняв 1-3 места, международный конкурс «Загадки математики», и др. Информатизация образования открывает перед педагогом новые  возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используются информационные технологии и интернет ресурсы, что делает образовательный процесс наиболее эффективным и качественным.  

Целенаправленная работа с  использованием информационно-коммуникационных технологий  в работе с детьми дошкольного возраста подготовит детей к будущей жизни в быстро меняющемся информационном пространстве. Они без труда смогут найти нужную им информацию в интернете, пройти онлайн - олимпиады,  потому что мы делаем все возможное, чтобы поддержать интерес детей к жизни в современных условиях, где информационные технологии не стоят на месте, а с каждым днем становятся нашим спутником жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...