Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Весна – утро года»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Остапенко Татьяна Андреевна

Возрастная группа: подготовительная

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная.  

Цель: на примере музыкальных, литературных, изобразительных произведений показать начало весны в музыке, поэзии, живописи;

Задачи:

             - уточнить представление детей о первом весеннем месяце;

             - обратить внимание на тонкую грань перехода от зимы к  весне чрез произведения искусства;

             -  создать ситуацию в которой дети проявят знания, любознательность, поделятся своим опытом, наблюдениями по теме весна;

             - подвести к выводу о том, что весна – это возрождение жизни, «утро года» и приход весны можно не только созерцать, видеть и слышать, но и чувствовать, ощущать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_mart-utro_goda.docx14.49 КБ
Файл poslednyaya_versiya_vesna-utro_goda.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Весна – утро года»

Возрастная группа: подготовительная

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная. 

Цель: на примере музыкальных, литературных, изобразительных произведений показать начало весны в музыке, поэзии, живописи;

Задачи:

             - уточнить представление детей о первом весеннем месяце;

             - обратить внимание на тонкую грань перехода от зимы к  весне чрез произведения искусства;

             -  создать ситуацию в которой дети проявят знания, любознательность, поделятся своим опытом, наблюдениями по теме весна;

             - подвести к выводу о том, что весна – это возрождение жизни, «утро года» и приход весны можно не только созерцать, видеть и слышать, но и чувствовать, ощущать.

Технологии:  «Технология развития музыкально – ритмических движений», «Технология проектной деятельности», «Технология развития творческих способностей через интегрированные занятия и развлечения»

Этапы деятельности

Содержание

1.Мотивация

Прием «Интересно узнать и почувствовать?» Подумайте, по каким признакам человек может узнать, что наступает весна?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо больше узнать о признаках наступающей весны: наблюдая за изменениями в природе на улице, слушая музыкальные произведения, стихи, рассматривая картины, исполняя песни, изображая явления природы в движениях.

2. Постановка цели            

Научить детей видеть и слышать наступление нового времени года, через  музыку, поэзию, живопись.

3.Совместная деятельность

Поиск способов увидеть, услышать, почувствовать приход весны.

4.Самостоятельная          деятельность

Чтение стихов, изображение смены  погоды  танцевальными движениями,  игра на ритмических палочках, пение песен.

5. Рефлексия                      

Как вы теперь ответите на вопрос: «Как узнать о наступлении весны и почувствовать ее дыхание?»



Предварительный просмотр:

                                         -1-

          Ход непосредственной образовательной  

                                 деятельности

Дети заходят в зал под музыку спокойного характера и выстраиваются в единое звено.

Исполняется приветственная песня «День добрый».

Муз. рук.   Ребята, сегодня на занятие я принесла вам календарь. По календарю мы можем узнать, какое сегодня число, какой день недели, какой месяц, какой год. А вот представьте, если бы не было календаря, как можно было бы узнать, о наступлении нового времени года?

Дети. (ответы)

Муз.рук. А хотите, я научу вас видеть, слышать, чувствовать эту тонкую грань перехода  из одного времени года в другое?

Дети. (ответы)

Муз.рук. Это совсем не сложно, надо только быть очень внимательными и наблюдательными в природе. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами картина замечательного русского художника Константина Юона.        

                 Звучит (1 часть) музыкального произведения «Март» П.И.Чайковского.  Музыкальный руководитель читает отрывка стихотворения Н.Рыленкова «Весна» (мелодекламация)

                  Здесь мало увидеть,

                                    -2-

                  Здесь надо всмотреться,

                  Чтоб ясной любовью

                  Наполнилось сердце.

                  Здесь мало услышать,

                  Здесь вслушаться нужно,

                  Чтоб в душу созвучья

                  Нахлынули дружно.

Как вы считаете, ребята, какое время года изобразил художник на своем полотне?

 Дети. Зима. Весна

Муз.рук.  На картине изображено столько снега, что трудно понять, какое это время года. И, все же, если мы очень внимательно  приглядимся, то увидим эту тонкую грань перехода от зимы к весне. Художник Константин Юон дает нам множество подсказок – примет нового времени года. Попробуйте сами найти на картине приметы наступающей весны.

Дети. Высокое небо, длинные голубые тени на снегу от деревьев, снег сползающий с крыш от теплого солнца, куры  разгуливающие по двору, и греющиеся на весеннем солнышке.

                                  -3-

Муз.рук. Правильно вы подметили, что куры греются на солнышке. Но ведь зимой тоже часто светит солнце, отчего же куры больше в курятнике сидят, чем по двору гуляют?

Дети. Оттого, что зимой солнце светит, но не греет.

Муз.рук. А отчего же солнце не греет?

Дети. Зимой солнце находится очень низко и от лучей его тепла нет, поэтому оно и не греет. Но с наступлением весны солнце поднимается все выше и выше и жаркие лучи его охватывает всю землю.

Муз. рук. Посмотрите,  сколько света в этой картине!  Весеннее солнце поднялось высоко, лучи его очень яркие и горячие. Художник Константин Юон так и назвал свою картину «Начало марта. Полдень». Зима хоть и прошла, но еще долго будет сопротивляется: не хочет уступать место весне. Весна – это пробуждение природы, которое ждут и люди,  животные, растения, земля. Поэт А.С. Пушкин назвал весну – утром года. А кто прочитает стихотворение, где Пушкин пишет о начале весны?

Чтец.  Гонимы вешними лучами,

            С окрестных гор уже снега

            Сбежали мутными ручьями

            На потопленные луга.

            Улыбкой ясною природа

                                       -4-

            Сквозь сон встречает утро года.

            Синея блещут небеса.

            Еще прозрачные леса

            Как будто пухом зеленеют.

Муз. рук. Так тонко чувствовал Александр Сергеевич наступление весны, потому что безмерно любил русскую природу, любил созерцать ее и чувствовать. Картина наполняет нас радостью ожидания перемен благодаря тому, что солнце светит, снег тает, становится рыхлым. Но, обратите внимание, что деревья еще не проснулись от зимней стужи.

Послушайте, как звучит в этой картине стихотворение русского поэта Е.Баратынского

                  Весна, весна! Как воздух чист!

                  Как ясен небосклон!

                  Своей лазурию живой

                  Слепит мне очи он.

                  Весна, весна! Как высоко

                  На крыльях ветерка,

                  Ласкаясь к солнечным лучам,

                  Летают облака.

                  Под солнце самое взвился

                                        -5-

                И в яркой вышине

                Незримый жавронок поет

                Заздравный гимн весне.

Поэты воспевали эту маленькую птичку – жаворонка, потому что связывали появление его песен – нежных, звонких трелей над полями -  с началом весны. Издревле на Руси  люди звали жаворонка своими закличками, чтобы приблизить наступление весны. Дети выходили на улицу и кричали: «Жаворонки прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Давайте все вместе проговорим эти слова четко и ритмично. Первый раз говорим громко, а второй раз тихо.

 Женщины пекли из ржаной муки жаворонков и угощали всех детей. Давайте вспомним русскую народную песенку -  закличку «Жавората, жавората». Возьмите ритмические палочки и разойдитесь по всему залу. Задание первое: сначала мы поем песенку- закличку. Задание второе: поем эту же песенку и палочками отстукиваем ритм, первую часть песенки короткими звуками, а вторую – длинными. Задание третье: делимся на две группы. Дети, которые стоят справа от меня простукивают ритм 1 части песенки, а дети, которые стоят слева от меня- 2 часть песенки.

Русские поэты складывали о жаворонках стихи. Кто прочитает стихотворение «Жаворонок»?

                                  -6-

Чтец.    На солнце темный лес зардел,

              В долине пар белеет тонкий

              И песню раннюю запел

              В лазури жаворонок звонкий.

             Он голосисто с вышины

            Поет на солнышке сверкая:

            Весна пришла к нам молодая,

            Я здесь пою приход весны.

Композиторы тоже посвящали свои сочинения жаворонкам. Сейчас я вам сыграю музыкальное произведение «Март», в котором вы услышите, какими изумительными трелями заливается эта маленькая полевая  птичка, как чудесно ее пение. А кто написал это произведение скажете мне вы.

              На экране портрет Петра Ильича Чайковского

Дети.  Петр Ильич Чайковский

Муз.рук. Март – это первый месяц весны, очевидно, что и музыка должна быть весенняя. Это музыкальное произведение имеет еще одно название – «Песнь жаворонка». Ведь жаворонки прилетают к нам в марте самыми первыми. Нежно и звонко разливаются их трели над полями. Вы услышите эти трели и в музыке.

   

                                          -7-

      Так музыкой Петр Ильич Чайковский рассказывает нам о     первом месяце весны.  

        Дети слушают произведение «Март» П.И.Чайковского

Муз. рук. Понравилась музыка?  (ответы детей)                          Щебечущие трели – это только часть песни, напоминание о звонком жавороночьем пении. А сама песня светлая, мелодичная. И чувствуется в музыке какая – то по особому холодноватая звонкость. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по – зимнему ветерка, воздух прозрачный и свежий. Мы с вами знаем игру «Жаворонок», хотите поиграть?

                  Проводится игра «Жаворонок»

Описание игры.

Дети идут по кругу слева на право, а водящий ребенок – «жаворонок» держит в руке колокольчик и идет справа на лево. Все поют песню:

                         «В небе жаворонок пел,

                           Колокольчиком звенел.

                           Порезвился в тишине,

                           Спрятал песенку в траве».

                                         -8-

 В конце песни все дети останавливается, а «жаворонок» поворачивается лицом к двум детям, и протягивает руку   между ними. Эти дети поворачиваются спиной друг к другу.

Все говорят: «Тот кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое детей оббегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым дотронется до колокольчика становится « жаворонком».

Муз. рук.   Так прекрасна ты, Весна

                     Но погода не ясна:

                    Когда -  ветер, снег и  дождь,

                    Толком и не разберешь.

Ребята, давайте мы, сейчас, придумаем танец, где будет настоящая мартовская погода: и снег, и дождь, и ветер, и солнце. Слушайте музыку, она вам все подскажет. Движения ваши должны быть изящными, легкими, танцевальными. Надо придумать название танцу.

Дети. (Например: «Март», «Начало весны», «Весеннее настроение» и т.д.

Под музыку Л.Бетховена дети придумывают танец (дети самостоятельно выбирают атрибуты: ленты голубые и желтые, снежинки, голубые помпоны.

Муз. рук. Однажды, утром, вы выйдите из дома и почувствуете  необыкновенный запах – это запах весны. Чем же пахнет весна, хотите узнать?

                                           -9-

(Ответы детей)

Воспитатель выносит столик на середину зал, дети встают вокруг. На столе стоят три ведерка: в первом -  снег, во втором – оттаявшая земля, в третьем веточки липы с набухшими почками.

Муз. рук. Понюхайте, чем  пахнет снег?

Дети. Свежестью.

Муз. рук. Понюхайте холодную, оттаявшую после зимних холодов землю. Чем она пахнет?

Дети. Растаявшим снегом, холодом, свежестью.

Муз.рук. А теперь понюхайте веточки тополя. Чем они пахнут?

Дети. Травой, свежестью.

Муз.рук.  Пусть снег не растаял, капель не стучит,

                  Не видно цветов здесь и ветер не ласков.

                  Закрою глаза, все вокруг замолчит

                  И я уловлю этот запах прекрасный.

             

                 Его я вдохну вместе с утренней влагой,

                 В нем запах дождей, и цветов, и травы,

                 В нем нежность листвы молодой, лета радость,

                                          -10-

                 Он самый живой – этот запах весны!

Ребята, так как же узнать о том, что пришла весна?

Дети. (Примерные ответы) Наблюдать за изменениями погоды, вспомнить, как художники рисовали начало весны. Как композиторы звуками изображали жаворонка и капель и весеннее солнце.

Муз рук. Вот как много вы узнали о марте месяце и начале весны. Будем продолжать наблюдать за весенними изменениями в природе, слушать музыку и любоваться полотнами художников.

                            К нам весна шагает быстрыми ногами,

                            И сугробы таят под ее ногами.

                           Темные проталинки на полях видны,

                           Видно очень теплые ноги у весны.

 

     

 

                   

   

                                 

                                                                                                                                 

                                                                             

                           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Весна! Весна! Проснись со сна!»

Участники: дошкольники, ранний возраст.Количество детей: 12 человекДлительность: 10 минутПедагогический замысел: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через сюжетно-ролевую игру: «Закли...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весна, весна на улице, весенние деньки…»

Педагогический замысел: задачи мониторинга освоения детьми содержания образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Задачи:выявить круг представлений детей об окружающем мире;опр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Весна пришла и насекомых привела»

Программное содержание:Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому.Развивать умение видеть признаки сходства и различия.Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных призн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Весна пришла"

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весна. Признаки весны»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весна. Признаки весны» для младшей группы детского сада. Непосредственно образовательная деятельность по теме...