«Сенсорно-моторное развитие детей»
материал на тему

Жукова Наталья Константиновна

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных навыков.

Психологи  утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребёнка).

 Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учатся слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Упражнения с предметами, можно проводить на занятиях, вместо физкультминутки, или, как самостоятельное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorno-_motornoe_razvite.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование на тему:

«Сенсорно-моторное развитие детей».

                                                                              Подготовила: Жукова Н.К.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных навыков.

Психологи  утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребёнка).

 Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учатся слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Упражнения с предметами, можно проводить на занятиях, вместо физкультминутки, или, как самостоятельное занятие.

Занятие на тему:

«По дороге в Изумрудный город»

Цель: продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Оборудование: персонажи из сказки «Волшебник Изумрудного города», которые крепятся к руке при помощи резинки; сухой песок, манка или поддон со льдом, шероховатая поверхность (имитация травы); колючие валики, мелкие кубики, пробки от бутылок по две на ребёнка. «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами внутри, или банка с горохом, на дне которой лежат геометрические фигурки, картонка с нарисованными фигурами (игра «найди ключ»).

Предварительная работа: чтение книги, или просмотр мультфильма «Волшебник Изумрудного города»

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям, что героям сказки «Волшебник Изумрудного города» срочно нужна помощь. Эли и её друзьям нужно добраться до волшебника Гудвина, чтобы он исполнил их желания. (дети вспоминают, какие герои были в сказке, и какие у них были желания)    

Хотите помочь Эли и её друзьям?

Сможете это сделать?    

Игра – превращение «Ножки»

Наши пальчики, как ноги,

Побежали по дороге,

Очень быстро побежали,

Не столкнулись, не упали.

Проговаривая слова, дети, по очереди соединяют пальцы правой и левой рук: большой с большим, указательный  с указательным и т.д.. Сначала медленно, потом, с ускорением.

Затем, воспитатель надевает на руки детей резиночки к которым прикреплены персонажи сказки. И, показывает путь, по которому надо идти к замку Гудвина.

(берём квадратный фрагмент порогового коврика «травка», по нему натянута жёлтая шерстяная нитка).

Игра «По болоту…»

Герои сказки шагают вдоль нитки по коврику, и доходят до «болота».

(перебраться через болото, можно только в волшебных башмачках)

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Вот, герои сказки добрались до высоких гор. Как же можно перебраться через горы?  - спрашивает воспитатель. Что для этого пригодиться? (верёвка)

Игра «Через горы…»

Берём верёвку диаметром 4-6мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так дальше.

Лезет, лезет альпинист –

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

Поднялись герои сказки в горы, а там…снег и лёд кругом (тазик со льдом), очень холодно и скользко. Как же быть? Что же делать?

Игра «Фигуристы»

Надо словно фигуристы…

Проскользить по льду так быстро,

Чтобы ноги, голова,

Не замёрзли никогда!

 (герои сказки скользят по льду, как фигуристы)

Вот Эли услышала, стук топора. Это были дровосеки, они рубили деревья. Брёвна скручивали верёвкой, но вдруг, верёвка оборвалась, и брёвна покатились навстречу нашим героям.

Игра «По брёвнышку»         (перед героями лежат валики «брёвна»)

По брёвнышку, по брёвнышку

Дорога наша шла.

По брёвнышку, по брёвнышку

До замка довела!

Игра «Найди ключ».

Но попасть в замок не так просто – говорит воспитатель

Коварная волшебница Бастинда, спрятала ключи среди камней на каменоломне, остался лишь один замок. Какие фигуры есть в замке?

Как вы думаете, смогут наши герои достать нужные ключи, на ощупь, не видя их?

(в банку с горохом, на дне которого лежат геометрические фигуры, опускается противоположная рука, без героя, и достаётся ключ)

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Герои сказки достают все ключи, и попадают в замок. А там, как и в сказке их встречает «волшебник Гудвин», который объявляет героям, что они все ловкие, смелые, сильные, преодолели все препятствия и заслужили награду.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическое пособие для сенсорно-моторного развития (для детей раннего , младшего, старшего возраста).

Сюжетный тренажер «Цветные картинки», Сюжетный тренажер «Цветные дорожки», Сюжетный тренажер «Овощи»....

Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»

предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...

Сценарий родительского собрания в группе раннего развития №1 на тему: "Сенсорно-моторное развитие детей 2-3 лет"

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, ак...

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МОТОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МОТОРНЫХ  ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Сенсорные «миры» как способ развития сенсорно-моторной сферы детей дошкольного возраста

Данная статья описывает развитие сенсорно-моторной сферы у детей дошкольного возраста методом создания сенсорной коробки....

Совместная деятельность по развитию сенсорно – моторных действий у детей первой младшей группы № 2

1.Формировать представления детей о цвете, величине и форме.2.Учить группировать предметы по одному из сенсорных признаков: форме, цвету, величине.3.Развивать сенсорно – моторные действия детей....

Изготовление игровых пособий для развития Сенсорно -моторных умений у детей младшего и старшего дошкольного возраста .

Изготовление игровых пособий для развития Сенсорно -Моторных умений у детей младшего и старшего дошкольного возраста ....