Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов обучения
статья на тему

Статья "Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов обучения" интересна будет не только музыкальным руководителям, но и воспитателям и родителям дошкольников. В презентации показаны различные методы воспитания дошкольника на музыкальных занятиях. В ней рассказано о коммуникативных музыкальных танцах-играх, ритмодекламации, пальчиковых играх, играх звуками, об игре на музыкальных инструментах, о сказках-шумелках. Презентация была представлена на августовском ГМО и дополнила доклад. Каждый педагог вносит в свою работу что-то новое, инновационное.

Наши музыкальные занятия-это путешествие в сказку, занятие театрализация, занятие концерт. Детям интересны такие занятия и они всегда с нетерпением ждут встречи с новыми героями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 16»

Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов обучения

Подготовила

музыкальный руководитель

Бонет Елена Юрьевна

г. Майкоп

2018г.

  Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют    «зеркалом души человеческой»«эмоциональным познанием»  (Б. М. Теплов)«моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина.  

Как же заинтересовать и увлечь ребенка музыкой? Этот важный  вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.  Существуют музыкальные методы и приемы, которые могут быть использованы в работе с детьми не только музыкальными руководителями, но и воспитателями, родителями. Эти методы оказывают воздействие на всестороннее развитие   детей дошкольного возраста. Наряду с традиционными занятиями  я   использую в своей практике тематические, комплексные, интегрированные, доминантные (по восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям, музицированию и т.п.), а так же познавательно-тематические (по творчеству какого-либо композитора, о балете, оперетте, опере и т.п.), постоянно использую ИКТ. Темы использую согласно тематическому планированию ДОУ.

 Детей привлекает необычность таких занятий и то, что здесь соединяются разные обучающие предметы в одно: музыка и развитие речи, музыка и ИЗО, музыка и природа, а также: занятие - путешествие, занятие - экскурсия, КВН, занятие - игра, занятие - сказка, занятие - концерт.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

В работе использую следующие приемы:

Коммуникативные танцы

       В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

• развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

• развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

• развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Музыкально-коммуникативные танцы-игры способствуют формированию умений:

• согласовывать движения с музыкой;

• передавать в движении характер музыки;

• реагировать на смену частей музыки сменой движений;

• отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;

• развитию ритмического и динамического слуха;

• совершенствованию качества движений.

Коммуникативные танцы построены на мини-сюжете шуточно- игрового характера, объединённые разнообразной тематикой. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Музыкально-коммуникативные  игры (музыкальные и речевые)

Без музыкально-коммуникативных игр невозможно провести ни один вид музыкальной деятельности. Музыкально-коммуникативные игры помогают детям внутренне раскрепоститься, снять физическую зажатость, почувствовать себя увереннее. Свободное состояние детей помогает более ярко раскрыть индивидуальные творческие способности.

К музыкально-коммуникативным играм относятся всем известные игры как «Плетень» для детей подготовительной группы. Игра «Ищи» Т. Ломовой,   «Найди пару» латв. н. м. для детей ст. гр., «Угадай, кто тебя зовёт», игра- упражнение «Передача платочка»Такие игры  дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Они   стимулируют развитие ловкости, точности, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.   До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Декламация оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос: если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позы, а при такой позе все звучит лучше и, до известной степени, исключается возможность говорить и петь "хныкающим" и "горловым" голосом.  

 Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации.

Игры звуками

В работе с играми звуками  выделены следующие направления:

  • звучащие жесты и музыка моего тела,
  • шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми  необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и  доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.  

Общение детей с музыкальными инструментами развивает:

  • музыкальность
  • тембровый слух
  • тонкость восприятия
  • ассоциативность
  • художественность.

Сказки-шумелки

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Использование  сказочек с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Использовать их можно как на занятиях с малышами  так и в семье.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

  • Ребенок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
  • Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
  • Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
  • Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
  • Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
  • Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержкаДети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом   сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. 

 С помощью занимательных сказок – шумелок дети  знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладевают различными приёмами извлечения звуков.  Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании. 

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Таким образом, использование разнообразных форм и методов музыкально-эстетического воспитания способствует более полному и глубокому развитию музыкальных способностей детей, помогает реализации музыкально-эстетического воспитания в целом, прививает любовь к прекрасному, учит творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов рисования".

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что сл...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...

Проект по самообразованию «Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

laquo;Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Для развития творческой активности я изучила и апробировала Программу ...