Картотека прогулок ( старшая группа)
картотека по физкультуре (старшая группа)

Мочалова Татьяна Петровна

На цветных, заламинированных карточках с одной стороны наблюдение за окружающей природой,  с другой стороны подвижная игра! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti.docx29.41 КБ
Файл nablyudenie.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

(старшая группа)

МУРАВЬИ

Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

МОКРЫЕ КОТЯТА

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок»,с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

СНЕГОВИК

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук – лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате всё не слезть ему с кровати.

(В. Викторов)

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.

ГИПНОТИЗЕР

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит: «Спите, спите, спите…Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону ( «бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

ПАЛЬМА

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. « Выросла пальма большая пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

« Завяли листочки»: уронить кисть.

« Ветви»: уронить руку от локтя.

« И вся пальма»: уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

КАКТУС И ИВА

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога

«Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактус» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены.

ШТАНГА

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает её, отдыхает.

БУРАТИНО И ПЬЕРО

Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение возобновляется. По команде «Пьеро»- опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу.

БАБА – ЯГА

Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.

Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.

Бабка-Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала!

(Дети идут врассыпную по залу.)

А потом и говорит: «У меня нога болит!».

(Дети останавливаются.)

Пошла на улицу – раздавила курицу,

Пошла на базар – раздавила самовар!

Вышла на лужайку – испугала зайку!

(Дети продолжают движение, напрягая сначала

левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)

НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок – надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивая пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями.

ТЮЛЬПАН

Цель. Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1. Утром тюльпан раскрывается -  соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить

2. На ночь закрывается -  соединяя ладони, опустить руки вниз.

3. Тюльпанное дерево внизу соединить тыльные стороны ладоней

и поднимать руки над головой.

4. Раскидывает свои ветви руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.

5. И осенью листики опадают повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз,

чуть перебирая пальцами.

ИГРЫ  МАЛОЙ  ПОДВИЖНОСТИ.

«Круговорот»

Цель: Развивать у детей быстроту реакции на сигнал, упражнять в ходьбе в колонне по два, плечом к плечу, равняясь за ведущим.

Инвентарь: бубен, свисток.

Дети строятся парами, берутся за руки, идут по залу/группе. По сигналу ( хлопок, удар в бубен, свисток) они останавливаются, дети последней пары расцепляют руки и бегут вперёд колонны (каждый со своей стороны) и берутся за руки. Колонна снова начинает движение, если даются два или более сигналов, то вперёд бегут две пары или более.

Вариант: игра проходит без ходьбы, только круговорот, интервал между сигналами уменьшается.

«Быстро шагай»

Цель: Упражнять в ходьбе шеренгой с одной стороны зала на другую, формировать  умение управлять своими эмоциями.

Дети строятся в шеренгу на одной стороне зала. Водящий стоит на другой стороне. Он произносит слова: «Быстро шагай! Смотри не зевай!...Стоп!» На каждое слово дети делают только один шаг. На слова «стоп» останавливаются. И так далее, до тех пор, пока один из детей не дойдёт до водящего. Это ребёнок становится водящим, остальные уходят назад.

Правила игры: запрещается делать лишние шаги, идти прямо, не толкаться; если правила нарушены, дети уходят на первоначальную линию.

«Разверни круг»

Цель: Упражнять в ходьбе по кругу, взявшись за руки, друг за другом, слышать индивидуальный сигнал, разворачивать круг.

Дети строятся в круг, берутся за руки, идут по кругу  (вправо, влево), затем останавливаются. Взрослый называет имена двух детей ( потом роль ведущего выполняет ребёнок), стоящих рядом. Они расцепляют руки между собой и двигаются за кругом, ведя за собой детей ( каждый в свою сторону), разворачивая круг, снова берутся за руки. Теперь дети стоят спиной в круг. Движение продолжается, едущий называет новую пару детей, которые разворачивают круг в исходное положение.

Правила игры: запрещается расцеплять руки, тянуть и дёргать друг друга за руки, двигаемся одновременно.

«Путешествие на корабле»

Цель: Закреплять умение выполнять повороты  направо и налево, упражнять в ходьбе в колонне по одному.

Дети строятся в шеренгу на одной стороне зала, они  «матросы». Взрослый - капитан корабля.( потом эту роль выполняет ребёнок) Он даёт команды: «Мы плывём на корабле. Приготовиться к высадке, справа земля! Дети должны повернуться направо, кто повернулся в другую сторону, лишается « выхода» на берег и остаётся на корабле. Остальные «матросы» в колонне обходят зал и возвращаются на корабль .Команды «справа», «слева» чередуются.

«Повернись – не ошибись»

Цель: Упражнять в поворотах на месте: направо, налево, кругом.

Дети строятся в шеренгу, размыкаются на расстояние шага друг от друга. Закрывают глаза и выполняют команды взрослого: направо, налево, кругом.

После каждой команды дети делают остановку , открывают глаза и проверяют себя. Выигрывают те, кто сделал меньше ошибок.

«Запретное движение»

Цель: Упражнять в ходьбе  в колонне по одному, развивать внимательность.

Дети строятся в колонну по одному, идут по залу друг за другом. Заранее обговаривается движение, которое нельзя выполнять. Затем взрослый (роль ведущего может  выполнять ребёнок) начинает давать задания, которые дети выполняют при движении. Запретное движение не выполняется. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.

ПРАВИЛА  ВО  ВРЕМЯ  ИГРЫ:

В ИГРАХ НЕЛЬЗЯ КРИЧАТЬ: ДЕТИ МОГУТ НЕ УСЛЫШАТЬ СИГНАЛА ВОДЯЩЕГО;

НЕЛЬЗЯ ТОЛКАТЬСЯ И СПЕЦИАЛЬНО ПАДАТЬ, ЕСЛИ МЫ ИГРАЕМ В КРУГУ: ДРУГИЕ МОГУТ УПАСТЬ;НЕЛЬЗЯ ТЯНУТЬ ДРУГ ЖРУГА ПРИ ПОСТРОЕНИИ В КРУГ: ДЕТИ ДЕРЖАТСЯ ЗА РУКИ И МОГУТ НЕ УДЕРЖАТЬ РАВНОВЕСИЕ И УПАСТЬ;

ИГРЫ  С  БЕГОМ.

«Свободное место»

Цель: Развивать у детей быстроту ответной реакции на сигнал, умение ориентироваться в пространстве, тренировать дыхательную систему.

Инвентарь: обручи на каждого участника.

Дети строятся по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Перед каждым ребёнком лежит обруч. По сигналу дети начинают передвигаться по кругу заданным способом( вправо-влево).По второму сигналу дети должны встать в обруч. Проигрывает тот, кто встал последним.

Вариант:  обручей меньше, чем детей.

« Иголка и нитка»

Цель: Упражнять в запоминании и выполнении ряда последовательных действий, развивать выносливость.

Инвентарь: предметы для сооружения препятствий.

Дети становятся в колонну по одному. Впереди колонны становится водящий – «иголка». Он выбирает на площадке препятствия и преодолевает их определённым способом(обегает, подлезает, перепрыгивает, наступает одной ногой…). Дети повторяют за ним все действия, запоминая последовательность. Затем водящего меняют.

Правила игры: двигаться медленно, оказывать помощь, не подсказывать задания.

«Тропинка, копна, горка»

Цель: Упражнять в быстром построении « тропинкой», «копной», «горкой», запоминать игроков своей команды.

Игроки делятся на группы по 5 -7 человек, запоминают друг друга. Затем все строятся в большой круг и бегут по кругу друг за другом. По сигналу «тропинка» каждая группа строится в колонну по одному. По сигналу «копна» каждая группа встает в круг, берётся за руки и поднимает руки вверх. По сигналу «горка» каждая группа строится в колонну, первые встают во весь рост, а остальные приседают, изображая горку. Группа, выполнившая задание раньше всех, получает очко.

Рекомендации: игру начинаем тогда, когда все дети научатся правильно выполнять команды.

«Хитрая лиса»

Цель: Упражнять детей в убегании и увёртывании, развивать выносливость.

Дети строятся в круг плечом к плечу, закрывают глаза. Водящий обходит вокруг них и незаметно касается одного из детей – «лиса». Дети открывают глаза и три раза зовут лису: «Хитрая лиса, ты де?».

Ребёнок - «лиса» зовёт вместе со всеми, а после третьего раза выбегает в круг, поднимая руки и кричит: «Я здесь!». Все разбегаются, «лиса» их ловит. Подсчитывается число пойманных детей.

Правила игры: нельзя толкаться и кричать во время игры.

«Салки в два круга»

Цель: Упражнять в передвижении по кругу заданным способом.

Дети образуют два круга – внутренний и внешний. Оба кругу двигаются в противоположных направлениях заданным способом. По сигналу дети останавливаются, игроки внутреннего круга пытаются осалить игроков внешнего круга раньше, чем игроки успеют присесть. «Осаленные» встают во внутренний круг и игра возобновляется. Заканчивается игра, когда во внешнем круге останется 4-5 игроков. Они  и есть победители.

«По два, по три»

Цель: Упражнять детей в убегании и увёртывании, развивать быстроту реакции и умение ориентироваться в пространстве.

Дети выбирают водящего. Остальные размещаются по площадке. Водящий догоняет разбежавшихся игроков и пятнает их. Игрок, которого водящий коснулся рукой, становится новым водящим и игра повторяется.

Правила игры: игроки, чтобы их не запятнали, должны встать  по двое или по трое, взявшись за руки, игрокам нельзя долго стоять, взявшись за руки, водящему запрещается долго стоять около игроков, образовавших пары или тройки, игрок, которого коснулся водящий, должен поднять руку вверх и громко сказать: «Я водящий».

ПРАВИЛА  ВО  ВРЕМЯ  ИГРЫ:

ПРИ БЫСТРОЙ СМЕНЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЕГА НУЖНО ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОСМОТРЕТЬ, НЕТ ЛИ КОГО-НИБУДЬ РЯДОМ, А ПОТОМ ПРОДОЛЖАТЬ ДВИЖЕНИЕ; ПРИ ИГРАХ  С УБЕГАНИЕМ, ДЕТИ ИДУТ ШЕРЕНГОЙ, НЕЛЬЗЯ ТОЛКАТЬСЯ; НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ СЗАДИ, ПОТОМУ ЧТО УБЕГАЮЩИЕ МОГУТ СБИТЬ С НОГ; ПРИ ИГРАХ С БЕГОМ НЕЛЬЗЯ ПАДАТЬ НА ПОЛ ИЛИ ЛОЖИТЬСЯ, Т.К. ДРУГИЕ ДЕТИ МОГУ НЕ ЗАМЕТИТЬ И УПАСТЬ;

ИГРЫ  С  МЯЧОМ.

«Перестрелка»

Цель: Упражнять в метании бумажных комочков в цель,Развивать мышцы рук.

Инвентарь: шнуры, бумажные комочки на каждого играющего.

Посередине зала выкладывают шнурами на полу  две параллельные линии на расстоянии 2м одна от другой. Дети делятся на две команды и встают друг напротив друга по линиям. По сигналу начинается  «перестрелка» - дети метают комочки, стараясь попасть на площадку противника. Комочки, упавшие на площадку, поднимают и бросают. По второму сигналу игра останавливается, подводятся итоги. Выигрывает команда с меньшим количеством комочков на их поле.

Правила игры: во время  «перестрелки» игрока нельзя заходить за линию, на которой они стоят, игрок, нарушивший правила, выбывает из игры.

«Не выпусти мяч из круга».

Цель: Упражнять детей в отбивании мяча одной рукой на месте.

Инвентарь: мячи по количеству детей, кружочки на полу диаметром 50 см. по числу игроков.

На полу расположены кружочки, Дети берут по мячу и встают у кружочка. По сигналу они начинают отбивать мячи правой рукой, стараясь не выпустить мяч из кружочка. По второму сигналу – меняем руку.

Выигрывают те, у кого мяч не убежал.

Вариант:  отбивать мяч то правой, то левой рукой по очереди, не выпуская его из круга,

отбивать мяч в паре: то один, то другой.

« Вызови по имени»

Цель: Упражнять в ловле мяча двумя руками, развивать быстроту реакции.

Инвентарь: мячи по одному на группу.

Дети делятся на группы по 5 человек. Каждая группа строится вкруг и выбирает водящего. Он - в центре круга с мячом. Водящий называет имя одного из игроков, подбрасывает мяч вверх и быстро убегает из круга. Игрок, которого назвали по имени, ловит мяч , не уронив его, называет имя следующего игрока и подбрасывает мяч вверх. Выигрывает группа, которая реже всех роняла мяч. Если ребёнок не поймал мяч, он всё равно продолжает игру.

«Земля, вода, воздух»

Цель: Упражнять в ловле мяча двумя руками, ориентироваться в пространстве, соизмерять свои усилия в совместных действиях.

Инвентарь: мяч.

Дети стоят в шеренге. Выбирают водящего, Водящий по очереди бросает мяч и говорит слова: «вода», «земля», «воздух». Дети ловят мяч и называют того, кто живёт в этой среде. Мяч бросают обратно водящему. Время от времени водящий говорит: «Огонь, огонь». Все дети должны ответить: «Горит!». Игрок, допустивший ошибку, выбывает.

Вариант:  дети строятся в круг, перебрасывают друг другу мяч через центр, называют среду, делают это те игроки, которые не ошиблись и правильно назвали животное.

«Выбей мяч из круга»

Цель: Упражнять детей в умении владеть мячом ногами, соизмерять силу удара.

Инвентарь: мяч.

Дети стоят в кругу на расстоянии двух шагов друг от друга, руки за спиной. Выбирают водящего, который встаёт в центр круга и пытается выбить мяч из круга, ударяя по мячу ногами. Игроки не пропускают мяч, отбивая его ногами. Если игрок пропустил мяч, то он выбывает из игры.

Правила игры: запрещается касаться мяча руками, отбивать мяч так, чтобы он катился по земле, водящий должен всегда быть в центре круга.

«Мячик  кверху»

Цель: Упражнять в ловле мяча двумя руками и бросках в цель, соблюдать правила игры.

Инвентарь: мяч.

Дети строятся в круг. Выбирают водящего, который встаёт в центр с мячом в руках. Он кричит: «Мячик кверху»- и бросает мяч вверх. Играющие стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой». Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто ближе. Если игрока запятнали, то он становится водящим. Если водящий промахнулся, то он водит ещё раз.

Правила игры: бросать мяч как можно выше, движение начинается только после слов : «Мяч кверху», если кто-то из игроков продолжает движение после слова «стой», то водящий может сделать несколько шагов в его направлении.

ПРАВИЛА  ВО  ВРЕМЯ  ИГРЫ:

НЕЛЬЗЯ  ПИНАТЬ МЯЧ НОГАМИ, ЕСЛИ ИГРОК ХОЧЕТ ЕГО ПОДНЯТЬ; СЛЕДУЕТ СОИЗМЕРЯТЬ СИЛУ УДАРА ПРИ ИГРЕ С МЯЧОМ  НОГАМИ, ЗА МЯЧОМ ИДЁТ ТОТ ИГРОК ,ОТ КОГО МЯЧ « УБЕЖАЛ»; НЕЛЬЗЯ ПАДАТЬ НА КОЛЕНИ, ЕСЛИ НУЖНО ПОДНЯТЬ МЯЧ;

 



Предварительный просмотр:

НАБЛЮДЕНИЕ, БЕСЕДА НА ПРОГУЛКЕ

( старшая группа)

 Наблюдение за березами.

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы: Рассмотреть с детьми участок детского сада. Обратить внимание детей на березы, растущие на участке. Отметить первые приметы осени – пожелтели листья на березах. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? (Ответы детей.)

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку: Висят на ветке, Золотые монетки. (Осенние листья.)

 Наблюдение за листопадом.

Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат.

Ход беседы: Обратить внимание детей на красоту осеннего парка. Продолжать учить детей наслаждаться красотой осенней природы. Воспитатель объясняет, что осенью листья деревьев изменяют свой цвет, у разных деревьев они окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного и коричневого. Рассмотреть вместе с детьми, как долго не опадают и остаются зелеными листья сирени. В конце прогулки воспитатель предлагает найти несколько красивых листьев, чтобы поставить их в вазу в уголке живой природы.

Художественное слово:

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, –

Дождь из листиков и я.  (Л. Разводова)

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактические игры: «Назови ласково» (деревья); «С какой ветки детка?»

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

 Наблюдение за осенними цветами.

Цель: Познакомить детей с названиями осенних цветов – бархатцы, ноготки (календула), настурция. Закрепить понятия «высокий – низкий» (цветок), «длинный – короткий» (стебель).

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Помочь старшим детям выделить основные части растений, предложить им пальцем и назвать: «Стебель, листья, цветок». Объяснить, что эти цветы растут только одно лето, поэтому их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»:

Наши алые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Трудовая деятельность: Уборка засохших растений на цветнике и клумбах. Предложить детям собрать семена цветущих растений на клумбе. Сортировка выносного материала.

Подвижная игра «Вейся, венок!». Закрепить умение водить хоровод. Дети – цветы стоят в круге. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит: «Вейся, венок! Завивайся, венок!». Дети должны образовать круг. Вместе с воспитателем водят хоровод. Игра повторяется 2 раза.

 Наблюдение за деревьями.

Цель: Расширить знания детей о хвойных деревьях; почему называются хвойными; уточнить понятия (ствол, крона, хвоя, шишки и т.д.). Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход наблюдения: Понаблюдать с детьми с возвышенных мест окрестности. Пусть скажут, что они видят перед собой, справа, слева. Спросить детей, каких красок осенью в природе больше. Обратить внимание детей на сосны и ели, как их темная зелень оттеняет осенние краски лиственных деревьев. Педагог рассказывает, почему они остаются зелеными, а если иглы и падают, то заменяются свежими. Говорит, что хвоя – это те же листья, но они не боятся холода. Можно рассмотреть лиственницу, у которой светлая хвоя осыпалась. Подвести детей к выводу: почему это  дерево получило такое название (сбрасывает хвою, как листочки).

Исследовательская деятельность: На прогулке рассмотреть хвоинки и  шишки  хвойных деревьев: ели, сосны и лиственницы, сравнить их между собой. Воспитатель предлагает детям отогнуть чешуйки шишек и рассмотреть семена.

Игры с природным материалом: С шишками можно провести интересные игры: располагать их по величине, форме, цвету. Трудовая деятельность: Составить с детьми коллекцию хвоинок и шишек. Такая коллекция даст детям возможность подбирать к хвоинкам шишки.

Подвижные игры: «Мышеловка»,   «Ручеек» – умение передвигаться в паре, проходить аккуратно через ряд детей.

Художественное слово:

Ели на опушке -                   А внучата-елочки,

До небес макушки -             Тонкие иголочки –

Слушают, молчат,                У лесных ворот

Смотрят на внучат.              Водят хоровод.              

                     

 Наблюдение за ветром.

Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; учить сравнивать погоду, устанавливать причинно - следственные связи; научить определять силу ветра.

Ход наблюдения: Дети отмечают, что деревья качаются, гнуться, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Спросить детей о причине. Педагог уточняет ответы и предлагает вспомнить, какой был ветер летом: совсем слабый – верхушки деревьев чуть качались. Предложить детям побегать в сторону ветра и против него. Спросить, когда было труднее бежать. Использовать на прогулке флажки, вертушки, шарики, чтобы узнать силу и направление ветра.

Художественное слово: Загадки о ветре:

*Без рук, без ног,

А ворота открывает.

*Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, людей с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь его.

Дидактическое упражнение «Какой бывает ветер»? – дети рассуждают о ветре, описывают его. Научить подбирать относительные прилагательные.

Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.

Подвижная игра «Ветер и лужа». Выбирается ребенок - ветер, 4 ребенка образовывают круг-лужа (когда лист попадает в лужу, он не может из нее вылететь). Остальные дети - листочки с деревьев. После слов:

Ветер, ветер, ты могуч:

Ты гоняешь стаи туч,

Ты шумишь в открытом море,

Ты гуляешь на просторе,

С земли листья поднимаешь

И по свету их гоняешь.

«Листочки» убегают от «ветра», стараясь не попасть в «лужу».

 Наблюдение за ветром

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.

Ход наблюдения: Наблюдение за облаками в ветреную погоду. Дети интересуются, куда ветер гонит облака, в какую сторону. Воспитатель предлагает заметить, над каким предметом на участке находится облако, за которым наблюдают, тогда будет видно, в какую сторону от предмета оно движется, направо или налево. Туда и дует ветер. Учить детей наблюдать не только за направлением, но и за силой ветра.

Исследовательская деятельность: Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый – слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный – качает крупные ветки, срывает листья с деревьев, метет по земле упавшие листья).

Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих ветер).

Конструктивная деятельность:  Постройки из песка «Город с садом». Развивать конструктивные способности, закреплять знания о свойствах песка, использовать в строительстве бросовый материал.

Индивидуальная работа: «Кто быстрее соберет». Дети по просьбе собирают природный материал:  Собери 5 березовых листьев, собери 3 осиновых и 2 тополиных листа, найди 1 длинную палочку и 2 коротких и т.д.

Подвижная игра «Ловишка с обручем».

Заучивание считалочки:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 Наблюдение за облаками.

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая прилагательные с существительными.

Ход наблюдения  за облаками в солнечный день: По небу медленно плывут облака. Воспитатель предлагает детям посмотреть и пофантазировать, на что они похожи. Дети с интересом рассматривают облака и говорят, что они увидели в том или ином облаке. Далее дети замечают, что облака движутся: иногда они плывут медленно, а иногда быстро-быстро. Воспитатель предлагает понаблюдать, от чего зависит движение облаков. Дети приходят к выводу: в тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную – быстро. «Это ветер гонит облака», - догадываются они. Педагог уточняет ответы детей и говорит, что осенью часто дуют ветры.

Дидактическая игра «Какое небо?». Дети рассматривают небо и плывущие облака, описывают их. Научить подбирать относительные прилагательные.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «нарисуй палочкой» - нарисовать палочкой на песке облака и тучи.

Трудовая деятельность: Сбор природного материала для поделок.

Подвижные игры:

«Пузырь» - научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

«День – ночь» - развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.

Художественное слово: Загадки и пословицы.

Пушистая вата                              Голубая простыня

Плывет куда-то.                            Весь свет покрывает.

Чем вата ниже –                                            (Небо.)

Тем дождик ближе. (Туча.)

Осенью серенькое утро, красненький день.

Наблюдение за небом и облаками.

Цель: Развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».

Ход наблюдения за облаками в пасмурный день. Воспитатель обращает внимание на то, что облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие. Наблюдая за ними. Дети узнают, что облака в разную погоду бывают разными. Вот медленно ползут темные, почти черные облака, их называют тучами, из них обычно идет дождь.

Художественное слово: (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра: «Назови больше». Подбор прилагательных к существительному  «небо».

Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.

Конструктивная деятельность: Практиковать в постройке многоуровневых башен с использованием ведер разного размера.

Индивидуальная работа: Выучить скороговорку:

Дед Данил делил дыню:

Дольку- Диме, дольку- Дине.

Подвижная игра «Уголки» (перебежки).

 Наблюдение за насекомыми.

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу и вред  для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.).

Ход наблюдения: Летом на улице было много бабочек, жучков, мух и комаров. Постепенно дети замечают, что насекомые исчезают. «Куда делись кузнечики? Почему не видно бабочек?» - спрашивают обычно дети. Предложить им поискать насекомых под полусгнившими пеньками, под камнями. Дети находят под камнями целые скопления жуков, а в щелях спрятавшихся бабочек.  Воспитатель предлагает детям подумать, почему они туда попрятались. Дети ответят, что стало холодно, почва охладела, травы увяли. Питаться насекомым нечем – и они прячутся, засыпают на зиму, чтобы не замерзнуть.

Исследовательская деятельность: Показать детям, куда и как прячутся насекомые. Педагог собирает сухие листья и просеивает их через сито. Дети увидят много живых существ. Показать сухие свернутые листья, которые висят на концах веток. Они опутаны паутиной, а внутри – белые коконы. В них зимуют маленькие гусеницы бабочки-боярышницы. Садовники уничтожают их. Это вредители, и если их не снять, то весной они будут объедать молодые побеги, а потом и листья.

Конструктивная деятельность: «Насекомые» – развивать умение конструировать плоскостные картинки из природного материала (песок, камни, трава, палочки, листья).

Подвижная игра: «Бабочки и цветы». Дети делятся на две команды - бабочки и цветы. По сигналу ведущего, бабочки занимают цветок, кто не успел, становится ведущим.

Трудовая деятельность: Работа на цветнике: выкапывание растений для группы, срезание сухих стволов.

 Наблюдение за насекомыми.

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.). Напомнить, что паук не является насекомым.

Ход наблюдения: В солнечные, погожие осенние дни обратите внимание детей на блестящие нежные ниточки, лежащие на желтой вянущей траве, и на такие же ниточки, летящие по воздуху. Иногда удается увидеть, как ветер подхватит паутинку вместе с паучком и понесет на новое место. Там он свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Педагог говорит детям, что паук полезен: он уничтожает мух – разносчиц грязи и болезней.

Исследовательская деятельность: Поймать одну из паутинок, положить на ладонь и рассмотреть с детьми в лупу. На нижнем конце ее дети увидят крохотного паучка. Понаблюдайте за ним: сначала он будет лежать неподвижно, потом, перебирая малюсенькими ножками, побежит по ладони; добежав до края, выпустит паутинку и спустится по ней. Можно осторожно посадить его на веточку, оттуда он опять начнет свое путешествие по воздуху.

Подвижная игра: «Пустое место». Дети встают в круг, руки на поясе - это «домики». Водящий ходит за кругом :

-Вокруг домика хожу, и в окошечки гляжу:

К одному подойду и тихонько постучу: (останавливается, стучит и заглядывает в окно) - Тук, тук, тук.

Ребенок: Кто пришел?

Ведущий: называет имя

Ребенок: Зачем пришел?

Ведущий: Бежим наперегонки? (бегут по кругу, место занимает тот, кто первый добежит).

Конструктивная деятельность: Выложить из природного материала на тротуаре: бабочку, гусеницу, муравья.

 Наблюдение за почвой.

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Ход наблюдения: В начале прогулки предложить детям потрогать почву рукой и сказать, какая она. Дети отмечают, что земля теплая – ее нагрело солнце, она сухая – рассыпается в руке, светло-серого цвета. Затем можно посмотреть, какой цвет земли в огороде. Сравнить с песчаной и глинистой почвой.

Художественное слово:

Поздняя осень,

Грачи улетели.

Лес обнажился,

Поля опустели.  (Н.Некрасов)

Дидактическая игра «Обгон»:

я еду – а я приехал,

я иду – а я пришел,

я копаю – а я выкопал,

я пою – а я спел…

Исследовательская деятельность: Взять на прогулку три стеклянные баночки. Предложить детям насыпать в одну из них песчаную землю, в другую – глинистую. Налить воды, размешать и посмотреть, что будет. Песок скоро осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути. Дети наглядно узнают, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третью баночку положить огородную землю. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Воспитатель объясняет, что это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.

Трудовая деятельность:  Засыпание цветника и клумб  листьями.

Подвижные игры: «Мышеловка», «Ручеек» – умение передвигаться в паре, проходить аккуратно через ряд детей.

 Наблюдение за дождем.

Цель: Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени – дождливой погодой. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Словарная работа: активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;

обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.

Ход наблюдения: Осенью часто идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух – влажным. После нескольких наблюдений воспитатель задает детям вопрос: холодный или теплый дождь? Предлагает вспомнить, какой дождь был летом. Далее дети вместе с воспитателем сравнивают летний и осенний дожди. Дети рассказывают, что осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. В конце осени холодные дожди усиливаются, и вскоре из туч на землю будут падать снежинки.

Художественное слово: Заучивание стихотворения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома. (Г. Ладонщиков)

Подвижная игра:

«Мы – веселые ребята» (бег)

Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.

Индивидуальная работа: Выучить считалку:

Дождик, дождик поливай -

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут сладкие ватрушки.

 Наблюдение за птицами.

Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету. Вспомнить названия птиц, улетающих на юг.

Ход наблюдения за птицами. Приходя осенью в парк, воспитатель обращает внимание детей на тишину, спрашивает, почему так тихо. Дети замечают, что в парке нет птиц. Они интересуются, почему улетают птицы. Вспомните, чем питались птицы летом, чем кормили своих птенцов. Осенью стало холодно и насекомые исчезли, а ведь они были основным кормом птиц. Рассказать детям, что осенью птицы улетают в теплые края на зимовку. Они летят не спеша, делая большие остановки: видно, не хочется им расставаться с родиной! В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые задерживаются. Рассказать о том, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. (Молодняк летит посередине). Журавли летят клином. Цапли и гуси – шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. У птиц длинный, долгий путь.

Подвижная игра «Перелетные птицы».

Трудовая деятельность: Подкормка птиц, чистка кормушек.

Дидактическая игра: «Кто с кем летят на юг». Учить образовать уменьшительно – ласкательные суффиксы: журавли летят с журавлятами, утки  -,гуси  -, лебеди -, аисты  -.

Пальчиковая гимнастика: «Птички».

Эта птичка – соловей,            - поочередно загибать пальчики;

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан.    – машут сложенными ладонями;

Птички, птички, по домам!  - машут руками, как крыльями.

 Наблюдение за птицами.

Цель: Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.

Ход наблюдения. Проводив в путь-дорогу перелетных птиц, посмотрите, кто же остается с нами на зиму. Прежде всего это воробьи. Они питаются разнообразной пищей. Своих птенцов воробьи кормили насекомыми. Осенью они переходят на другой корм: зерно, крошки. Обратить внимание, что среди обычных серых воробьев появились воробьи с другой расцветкой – с белой полоской на крыле. Эти воробьи живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям. Позже дети заметят появление таких птиц, как галки, сороки и вороны. Это зимующие птицы. Они прилетают из лесов, где жили летом, поближе к людям, чтобы прокормиться в холодную зиму. Воспитатель говорит детям, что птицы могут рассчитывать на нашу помощь. Зимой мы будем их подкармливать. Пока кормушка не установлена, можно насыпать зерно прямо на землю, чтобы птицы привыкли к месту подкормки.

Исследовательская деятельность: Проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону.

Художественное слово: Стихотворение Н. Рубцова

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре,

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны…

После прочтения стихотворения, воспитатель объясняет детям значение не понятных слов.

Подвижная игра «Перелет птиц». Продолжать учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

 Наблюдение за птицами.

Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать. Воспитывать желание кормить птиц.

Ход наблюдения за птицами. На прогулке дети замечают появление новых птиц. Они похожи на воробьев, но немного крупнее, темнее воробьев, с белой грудкой и белыми полосками на крыльях. Они летают стайками по дорогам, но не чирикают, а посвистывают. Это пуночки. Они прилетели к нам с далекого севера. А вот появились еще интересные гостьи: на голове хохолок, как будто птица зачесала его назад. Это свиристель, тоже прилетевший к нам с севера. Особенно много этих птиц там, где есть ягоды рябины, калины. Это их любимое лакомство.

Трудовая деятельность: Чтобы привлечь побольше птиц, нужно поспешить с установкой кормушки. Кормушку лучше всего установить в укромном месте, окруженном деревьями и кустарниками, на которых будут сидеть птицы в ожидании пищи. Напомнить детям, что корм нужно давать в одно и тоже время. Если в определенный час корма не будет, птицы исчезнут и появятся только через несколько дней.  Зимой им холодно долго ждать на кормушке, поэтому не стоит забывать насыпать корм ежедневно.

Художественное слово:

Прилетела к нам синица села прямо под окном.

Эту маленькую птичку  с нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче было, (ведь исчезли червячки)

Для нее кусочек сала мы повесим на сучки.

Снегири, синицы на ветвях как зимние цветы!

Мы для них в кормушках принесли немного доброты.

Беседа по содержанию стихотворения

Домашнее задание: Воспитатель предлагает детям переходящую баночку (красиво оформленную), дети дают ей название (доброта, доброе сердце, добрые люди…). В ней дети каждый день по очереди приносит корм для птиц (крошки, пшено).

 Наблюдение за солнцем.

Цель:  Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.

Ход наблюдения: Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит. Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Художественное слово:

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте, да шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат.   (М. Пожаров)

Беседа по содержанию стихотворения.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Выложи сам» - из камней выложить солнышко.

Трудовая деятельность: Ремонт выносного материала.

Подвижная игра: «Лети, листок, ко мне в кузовок!» Различение деревьев по форме листа, развивать память. Ход:

дети заводят хоровод. В центре круга стоит ведущий с корзиной и говорит: – Рябиновый листок, лети в мой кузовок. Дети, у кого рябиновый лист кладут его в корзину.

Исследовательская деятельность: Изготовление солнечных часов.

Наблюдение за инеем.

Цель: Научить чувствовать детей предвестников зимы; учить различать снег и иней, устанавливать связи; наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.

Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.

Ход наблюдения: В конце осени дети отмечают, что становится все холоднее и земля делается холоднее. Показать детям белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. От солнца он тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Дети делают вывод: скоро почва покроется снегом.

Художественное слово:

В октябре, в октябре

Утром травы в серебре.

Как серебряные блюдца

Блещут лужи на заре.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность: Определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.

Трудовая деятельность: Ремонт машин, ведерок, совков, подметание дорожек.

Отгадывание загадок о природных явлениях:

Летел пан,                                        Летит без крыльев и поет,            

На воду пал.                                    Прохожих задевает.                      

Сам не тонет                                    Одним проходу не дает,  

И воды не мутит. (Лист)             Других он подгоняет. (Ветер)            

 

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий

В тучах прячется во мгле

Только ноги на земле. (Дождь)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Способствовать общению детей, учить использовать термины, предметы – заменители.

Наблюдение за туманом.

Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

Ход наблюдения за утренним туманом: Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово:

Кто – то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром – исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.  (И. Токмакова)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

Беседа по содержанию стихотворений.

Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

Трудовая деятельность: Уборка листьев, засыпание ими клумб, и цветника. Воспитывать трудолюбие, знание о пользе гниющих листьев для почвы.

Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись» По условному сигналу, после свободного перемещения, дети объединяются в круги по 2,3,4,5человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...