План самообразования на 2019 г.- 2023 год.
методическая разработка по теме

Ахунзянова Гульфира Шайхелисламовна

Тема самообразования: « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

 

Цель:  Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_ahunzyanovoy_g.sh_.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

 воспитателя Ахунзяновой Гульфиры Шайхелисламовны

Образование: средне специальное

Тема самообразования: « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

Цель:  Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Начало работы над темой:  январь 2019 год

Предполагаемые результаты: 

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и экспериментируют с ним.

2.   Находят нестандартные способы художественного изображения.

3. Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности.

4.  Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства, скульптуры, понимать смысл художественных работ мастеров – художников.

Литература:

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.
  2.  Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.
  3. Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение,1987.
  4.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
  5. Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – М., 2005.

                 Сроки работы над проектом: сентябрь 2018 г.- май 2023  год.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

1

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Январь

2019г – Февраль 2019г.

 Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2

Основной этап.

Март 2019 г. – Март 2023г.

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ.

3

Заключительный этап.

Апрель 2023 г.

Диагностика. Мониторинг.

4

Обобщение.

Сентябрь 2023 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Итог:

1.Провести мастер – класс  для педагогов  «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»  

2.Провести консультацию для родителей  по ознакомлению с необычными техниками рисования.
3. Провести анкетирование родителей.

4. Выставка рисунков.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

-кляксография с трубочкой;

-монотипия пейзажная;

-печать по трафарету;

-монотипия предметная;

-кляксография обычная;

-пластилинография.

-рисование пальчиками;

-оттиск печатками из картофеля;

-рисование ладошками.

-тычок жесткой полусухой кистью.

-печать поролоном;

-печать пробками;

-восковые мелки + акварель;

-свеча + акварель;

-отпечатки листьев;

-рисунки из ладошки;

-рисование ватными палочками;

-волшебные веревочки.

-рисование песком;

-рисование мыльными пузырями;

-рисование мятой бумагой;

1 ЭТАП  информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

 Изучение научной и учебно-методической литературы:

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.
  2.  Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.
  3. Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение,1987.
  4.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
  5. Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – М., 2005.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП —  представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете.

                           

   Актуальность.

   Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно.  Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.


  Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.  Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Перспективный план для второй младшей группы на 2019 – 2020 гг.

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Рисование ладошками
«Вместо кисточки рука»

Необходимые материалы и инструменты:

Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук).

Порядок работы:

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.

Октябрь

Печатаем пальчиками

«Радужная рыбка».

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

Порядок работы:

 Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

Ноябрь

Рисование пальчиками

«Цветок».

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

Порядок работы:

Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку

Декабрь

Тычок жёсткой полусухой кистью
«Ёжик».

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, вырезанный силуэт ёжика.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь силуэт ёжика. Получается имитация фактурности  колючей поверхности

Январь

Рисование ватными палочками
 «Снег идёт».

Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, ватные палочки, салфетки.

 Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу.

Февраль

Оттиск печатками из картофеля
 «Цыплёнок».

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Март

Рисование ладошкой                «Тюльпаны».

Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Апрель

Свечи + акварель               «Облачко».

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Май

Рисование ладошкой        «Лебедь белая».

Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Перспективный план для средней группы на 2020 – 2021 гг.

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Рисование пальчиками
«Красавец мухомор»

Необходимые материалы и инструменты:

 изображения мухомора, пальчиковые краски белого цвета, аппликация «Мухомор» без белых пятнышек на шляпке, салфетки.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций и картин «Мухомор» из серии «Грибы» загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.

 Октябрь

Тычок полусухой жёсткой
кистью
«Пушистый котенок»

Необходимые материалы и инструменты:

альбомный лист, с нарисованным контуром котёнка или трафарет, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Предварительная работарассматривание иллюстраций и картин «Кошки» из серии «Домашние животные» загадки и стихи о котятах.

Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Ноябрь

Рисование ладошки + кисточки
«Весёлая зебра»

Необходимые материалы и инструменты:

Игрушка зебра, листы цветной бумаги зелёного цвета, белая и чёрная гуашь, подносики, баночки с водой, салфетки, кисточки.
Цели занятия:

способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;

формировать предметные представления у детей по теме «Животные»

развивать зрительное восприятие,

развивать мелкую моторику,

развивать зрительную память, внимание, речь.

вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования (ладошкой).

сочетать несколько  приёмов рисования (ладошкой, кисточкой

Декабрь

Рисование поролоном
«Снеговики»

Материалы: : широкие блюдечки с гуашью, кисть,поролоны круглой формы, плотная бумага, листы  формата А4, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в белую гуашь поролон и наносит пятна на бумагу, затем прорисовывает детали.

Январь

Рисование ладошками «Ёлочка».

Материал: мисочки с зелёной гуашью, плотная бумага, , салфетки.

 Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток  на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Февраль

Рисование ватными палочками                   «Зимний вечер».

Материалы:белая гуашь, ватные палочки, чёрная цветная бумага, салфетки.

Способ получения изображения: : ребёнок опускает в белую гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу.

Март

Рисование ладошкой              «Цветы для мамы».

Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Апрель

Монотипия
«Солнечный закат»

Материалы: акварель, кисти, альбомный лист.

Способ получения изображения: ребенок рисует на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получается почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.

Май

Монотипия с прорисовкой контура                  «Ромашки».

Материал: любая скользкая, гладкая поверхность, которая не пропускает воду (например, кусок оргстекла или стеклянная тарелка ), краска гуашевая,

губка для мытья посуды или валик для краски, если усложнить – толстые кисти,.ватные палочки,бумага.

Способ получения изображения: Ребенок краской синего цвета закрашивает всю поверхность доски для лепки. Ватной палочкой процарапывает рисунок. Затем листом бумаги покрывает доску, проглаживает и аккуратно снимает.

Перспективный план для старшей группы на 2021 – 2022 гг.

Сентябрь

Точечный рисунок
«Разноцветные бабочки»

Оборудование: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, цветочки из картона со стебельком на каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки для рук.  Способ получения изображения:  карандаш окунается в густую краску, поставить  перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Октябрь

Печать листьев
«Осень на опушке краски разводила»

Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, листья. . Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Ноябрь

Восковые мелки + акварель
«Аквариум»

Материалы для занятия: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Декабрь

Обрывание и скатывание бумаги
«Я слепил снеговика»

Оборудование: плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, мягкие белые салфетки для скатывания их в комок либо обрывания, кусочки цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками. . Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Январь

Граттаж
«Зимний лес»

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Февраль

Рисование поролоном
«Плюшевый медвежонок»

Материалы:собака, медведь, заяц, альбомный лист; простой карандаш; набор гуашевых красок;2 кусочка поролоновой губки;

тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка. Способ получения изображения: ребёнок опускает в цветную гуашь поролон и наносит пятна на бумагу, затем прорисовывает детали.

Март

Ниткография

«Волшебные цветы»

Оборудование: шерстяные нитки,  альбомный  лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, по одному  карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол,  мокрые тканевые салфетки для рук. Порядок работы: Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают детали.

Апрель

Кляксография

«Чудесный букет»

Материалы для работы: альбомные листы;

 гуашь или акварель; крупная кисть; трубочка для напитков или можно использовать пипетку;

 вода в баночке; влажная тряпочка.Порядок работы: макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные  капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее.

Май

Рисование на мокрой бумаге

«Одуванчики»

Материалы: альбомный лист А4,стакан воды, комочек ваты, акварельные краски, кисти. Порядок работы: нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Перспективный план для подготовительнойк школе  группы на 2022 – 2023 гг.

Сентябрь

Техника граттаж
«Путешествие в морское дно»

Оборудование: образцы   для показа последовательности техники «граттаж», альбомные листы формата  А-4 (тонированные, покрытые слоем свечи и затушеванные) для работы детей; стеки, деревянные палочки, кисти, разносы, маленькие листы для экспериментирования. банка с водой.  Способ получения изображения. ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Октябрь

Отпечатки листьев
«Золотая осень»(коллективная работа)

Материалы: листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, листья. . Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Ноябрь

Пластилинография
«Волшебное царство»

Материалы для занятия: . картон или плотная бумага; деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина; емкость с водой для смачивания рук; набор разноцветного пластилина; влажные салфетки для рук; набор стеков разной формы.Способ получения изображения: ребенок приемами скатывания, надавливания, размазывания  создает сюжетную картину.

Декабрь

Тычок полусухой жесткой кистью
«Деревья зимой»

Оборудование: альбомный лист, с нарисованным контуром дерева, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект.

Январь

Чёрно-белый граттаж
«Зимний вечер в лесу»

Материалы: свеча, плотная бумага, черная гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист черной гуашью. Рисунок свечой остается белым.

Февраль

Рисование свеча + акварель
«Ночной город»

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Март

Оттиск печатками (картофель, пробки)

«Поспешим на помощь весне» (коллективная работа)

Оборудование: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля, пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Апрель

Поролоновый рисунок

«Какого цвета весна?»

Материалы для работы: альбомный лист; простой карандаш; набор гуашевых красок; кусочки поролоновой губки; тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка. Способ получения изображения: ребёнок опускает в цветную гуашь поролон и наносит пятна на бумагу, затем прорисовывает детали.

Май

Рисование на мокрой бумаге

«Вальс весенних цветов»

Материалы: альбомный лист А4,стакан воды, комочек ваты, акварельные краски, кисти. Порядок работы: нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

План самообразования музыкального руководителя на 2019-2023год

План самообразования музыкального руководителя.«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Работы по самообразованию на2019-2020-2021 учебный год

Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.Физическое развитие  приобре...