Педагогические ситуация группа раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Главинская Елена Анатольевна

Методическая разработка

 

Педагогические ситуации и их решения

на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.

Главинская Елена Анатольевна

Санкт-Петербург

 

Ключевые слова: педагогическая ситуация, педагогическая проблема, профессиональный стандарт воспитателя, субъекты педагогической ситуации.

От того насколько профессионально будет разрешена проблемная педагогическая ситуация зависит и эмоциональное благополучие ребенка, и его положение в детской группе, и его потенциальные возможности дальнейшего успешного личностного развития.

Цель: обосновать и предложить педагогам технологию решения педагогических ситуаций, отражающих личностно-ориентированное.

Технология решения педагогических ситуаций следующая:

1 шаг - наблюдение за педагогической ситуацией и выявление скрытого (явного) конфликта;

2 шаг - уточнение субъектов, вовлеченных в педагогическую ситуацию;

3 шаг - обращение к психолого-педагогическим ресурсам, способствующим эффективному решению педагогической ситуации;

4 шаг - проектирование собственного варианта решения педагогической ситуации;

5 шаг – педагогическая рефлексия взаимодействия субъектов педагогической ситуации.      

Педагогические ситуации могут быть спонтанными и созданными педагогом специально, как правило с воспитательной целью, и та и другая требуют быстрой реакции и профессионального решения. Педагогическая проблема – проблемная педагогическая ситуация, требующая ее осознания и определения необходимых конкретных условий для ее эффективного (позитивного) решения.

Субъектами педагогической ситуации – являются дети и взрослые (родители, педагоги).

Рассмотрим проблемные педагогические ситуации из жизни современной дошкольной организации.

Ситуация 1.

Подготовительная к школе группа детского сада, мальчик принес в группу мобильный телефон. Воспитательница объясняет ребёнку, что в детский сад мобильные телефоны нельзя приносить, и, вообще, детям телефоны не нужны, они должны играть с игрушками. На что ребёнок ответил воспитательнице: «А у Вас же есть мобильный телефон, почему нам нельзя?».

Ситуация 2.

Во время утреннего приёма детей в подготовительной к школе группе, родительница одной девочки обращается к воспитательнице с претензиями к одному мальчику, который постоянно в спальне щипает её дочь, дёргает одеяло, мешает ей спать. Всё это происходит, когда воспитательница уходит из спальни.

Ситуация 3.

На утреннике в детском саду, посвящённому Новому году, ребёнка второй младшей группы в возрасте 3-х лет, воспитательница вызвала рассказать стихотворение Дедушке Морозу. Но ребёнок, выйдя к Деду Морозу и засмущавшись, начинает кашлять, имитировать, что он болеет и не может рассказать стишок.

Ситуация 4.

В процессе одевания на вечернюю прогулку во второй младшей группе детского сада один ребёнок начинает сильно капризничать и топать ногами, не желая одеваться, на эти действия помощник воспитателя (няня) берёт ребёнка за руку, сажает на скамейку и строго говорит: «Одевайся, а не плач!!!». Утром мама этого ребёнка обращается к воспитательнице с вопросом: «Мне мой ребёнок сказал, что его няня вчера побила, это правда?».

Ситуация 5.

Девочка 3-х лет начинает посещать детский сад и несколько раз остаётся на тихий час. У воспитателя возникает такая проблема: когда она сидит с этой девочкой рядом, она засыпает, только стоит ей отойти или выйти из спальни, ребёнок начинает сильно плакать и кричать. Позже воспитательница выяснила, что девочка дома одна не спит, а спит с бабушкой рядом.

Ситуация 6.

Ребёнок 3-х лет принёс новую игрушку в группу детского сада – очень красивого, заводного робота. Все дети, конечно же, захотели поиграть с этим роботом. Но ребёнок сильно плачет, никому его не даёт, всех отталкивает, из-за этого и все дети тоже начали плакать.

Ситуация 7.

В старшей группе имеется девочка, которая часто обижает детей, многие дети на неё жалуются свои родителям. Воспитатель в старшей группе детского сада, осуществляет утренний приём в группе, она слышит, как родители детей из-за чего-то сильно ругаются. Выйдя в раздевалку, воспитатель выясняет, что несколько родителей ругаются с мамой той девочки, которая «всех обижает», высказывая ей претензии и жалобы на ребёнка.

Ситуация 8.

Средняя группа детского сада. К воспитательнице, давно работавшей в этой группе, приходит новая напарница, молодой педагог без опыта работы. Приходя на работу на вторую смену, опытный педагог всегда замечает беспорядок и раскиданные игрушки по группе.

Ситуация 9.

Старшая группа детского сада. Дети играют на веранде, один мальчик сильно толкнул другого, тот упал, и него на лбу вышла сильная гематома.

Ситуация 10.

В средней группе детского сада работает воспитатель – мужчина. Дети из неполных семей стали к нему обращаться – папа. 3

Результаты: Анализ содержания вышеперечисленных педагогических ситуаций показал триаду их возникновения:

1 - любопытство детей к различного рода электронным игрушкам и гаджетам (девайсам, телефонам и др.); адаптация детей, связанных со сменой привычной семейной обстановки на новую, «детсадовскую»; отсутствие «детских правил» общения и поведения среди детей;

2 - доминирование учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и ребенка; преступная халатность педагога – оставление детей без присмотра; степень защиты прав и достоинств ребенка;

3 - неумение педагога обыграть ситуацию и найти из нее остроумный выход; неготовность педагога к организации совместной деятельности детей.

 

Заключение и выводы:

Проблема решения педагогических ситуаций возникла в процессе формирования у педагогов дошкольных организаций навыков взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста, готовности осуществлять педагогическую, исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с ФГОС высшего образования [1]. Предложенная пошаговая технология их решения позволила выявить скрытые механизмы проблемной педагогической ситуации и способы его эффективного и позитивного решения.

 

 

Список литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 года № 1426.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_situatsiya_gruppa_rannego_vozrasta.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Педагогические ситуации и их решения

на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.

Главинская Елена Анатольевна

Санкт-Петербург

Ключевые слова: педагогическая ситуация, педагогическая проблема, профессиональный стандарт воспитателя, субъекты педагогической ситуации.

От того насколько профессионально будет разрешена проблемная педагогическая ситуация зависит и эмоциональное благополучие ребенка, и его положение в детской группе, и его потенциальные возможности дальнейшего успешного личностного развития.

Цель: обосновать и предложить педагогам технологию решения педагогических ситуаций, отражающих личностно-ориентированное.

Технология решения педагогических ситуаций следующая:

1 шаг - наблюдение за педагогической ситуацией и выявление скрытого (явного) конфликта;

2 шаг - уточнение субъектов, вовлеченных в педагогическую ситуацию;

3 шаг - обращение к психолого-педагогическим ресурсам, способствующим эффективному решению педагогической ситуации;

4 шаг - проектирование собственного варианта решения педагогической ситуации;

5 шаг – педагогическая рефлексия взаимодействия субъектов педагогической ситуации.      

Педагогические ситуации могут быть спонтанными и созданными педагогом специально, как правило с воспитательной целью, и та и другая требуют быстрой реакции и профессионального решения. Педагогическая проблема – проблемная педагогическая ситуация, требующая ее осознания и определения необходимых конкретных условий для ее эффективного (позитивного) решения.

Субъектами педагогической ситуации – являются дети и взрослые (родители, педагоги).

Рассмотрим проблемные педагогические ситуации из жизни современной дошкольной организации.

Ситуация 1.

Подготовительная к школе группа детского сада, мальчик принес в группу мобильный телефон. Воспитательница объясняет ребёнку, что в детский сад мобильные телефоны нельзя приносить, и, вообще, детям телефоны не нужны, они должны играть с игрушками. На что ребёнок ответил воспитательнице: «А у Вас же есть мобильный телефон, почему нам нельзя?».

Ситуация 2.

Во время утреннего приёма детей в подготовительной к школе группе, родительница одной девочки обращается к воспитательнице с претензиями к одному мальчику, который постоянно в спальне щипает её дочь, дёргает одеяло, мешает ей спать. Всё это происходит, когда воспитательница уходит из спальни.

Ситуация 3.

На утреннике в детском саду, посвящённому Новому году, ребёнка второй младшей группы в возрасте 3-х лет, воспитательница вызвала рассказать стихотворение Дедушке Морозу. Но ребёнок, выйдя к Деду Морозу и засмущавшись, начинает кашлять, имитировать, что он болеет и не может рассказать стишок.

Ситуация 4.

В процессе одевания на вечернюю прогулку во второй младшей группе детского сада один ребёнок начинает сильно капризничать и топать ногами, не желая одеваться, на эти действия помощник воспитателя (няня) берёт ребёнка за руку, сажает на скамейку и строго говорит: «Одевайся, а не плач!!!». Утром мама этого ребёнка обращается к воспитательнице с вопросом: «Мне мой ребёнок сказал, что его няня вчера побила, это правда?».

Ситуация 5.

Девочка 3-х лет начинает посещать детский сад и несколько раз остаётся на тихий час. У воспитателя возникает такая проблема: когда она сидит с этой девочкой рядом, она засыпает, только стоит ей отойти или выйти из спальни, ребёнок начинает сильно плакать и кричать. Позже воспитательница выяснила, что девочка дома одна не спит, а спит с бабушкой рядом.

Ситуация 6.

Ребёнок 3-х лет принёс новую игрушку в группу детского сада – очень красивого, заводного робота. Все дети, конечно же, захотели поиграть с этим роботом. Но ребёнок сильно плачет, никому его не даёт, всех отталкивает, из-за этого и все дети тоже начали плакать.

Ситуация 7.

В старшей группе имеется девочка, которая часто обижает детей, многие дети на неё жалуются свои родителям. Воспитатель в старшей группе детского сада, осуществляет утренний приём в группе, она слышит, как родители детей из-за чего-то сильно ругаются. Выйдя в раздевалку, воспитатель выясняет, что несколько родителей ругаются с мамой той девочки, которая «всех обижает», высказывая ей претензии и жалобы на ребёнка.

Ситуация 8.

Средняя группа детского сада. К воспитательнице, давно работавшей в этой группе, приходит новая напарница, молодой педагог без опыта работы. Приходя на работу на вторую смену, опытный педагог всегда замечает беспорядок и раскиданные игрушки по группе.

Ситуация 9.

Старшая группа детского сада. Дети играют на веранде, один мальчик сильно толкнул другого, тот упал, и него на лбу вышла сильная гематома.

Ситуация 10.

В средней группе детского сада работает воспитатель – мужчина. Дети из неполных семей стали к нему обращаться – папа. 3

Результаты: Анализ содержания вышеперечисленных педагогических ситуаций показал триаду их возникновения:

1 - любопытство детей к различного рода электронным игрушкам и гаджетам (девайсам, телефонам и др.); адаптация детей, связанных со сменой привычной семейной обстановки на новую, «детсадовскую»; отсутствие «детских правил» общения и поведения среди детей;

2 - доминирование учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и ребенка; преступная халатность педагога – оставление детей без присмотра; степень защиты прав и достоинств ребенка;

3 - неумение педагога обыграть ситуацию и найти из нее остроумный выход; неготовность педагога к организации совместной деятельности детей.

Заключение и выводы:

Проблема решения педагогических ситуаций возникла в процессе формирования у педагогов дошкольных организаций навыков взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста, готовности осуществлять педагогическую, исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с ФГОС высшего образования [1]. Предложенная пошаговая технология их решения позволила выявить скрытые механизмы проблемной педагогической ситуации и способы его эффективного и позитивного решения.

Список литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 года № 1426.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста на тему «Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормам поведения в детском коллективе»

Педагогический проектдля детей второй группы раннего возрастана тему«Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормамповедения в детском коллективе»...

Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста 1-2 года

Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста 1-2 года...

Педагогический проект группы раннего возраста №13 «Роль игрушки в период адаптации к ДОУ»

Рабочая программа по самообразованию в группе раннего возраста на 2022-2023 учебный год...