Обобщение передового педагогического опыта Тема: «Формирование творческого воображения детей 6-7 лет посредством нетрадиционных техник рисования»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Пылаева Яна Андреевна

Обобщение передового педагогического опыта

Тема: «Формирование творческого воображения детей 6-7 лет посредством нетрадиционных техник рисования»

 

Воспитатель  подготовительной группы № 6 «Непоседы»

Пылаева Яна Андреевна

 

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

 

Актуальность темы определена следующими проблемами:

 

1.     Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют   необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей    способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

2.     Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

3.     Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.

4.     Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

5.     Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОО.

 

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

 

Цель исследования: Нахождение новых путей развития творческого воображения детей 6-7 лет на занятиях по рисованию. Рассмотреть и апробировать нетрадиционные приемы рисования, которые способствуют развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Исследуя, данную проблему я выдвинула ряд задач:

  1. Проанализировать литературу по проблеме развития творческого воображения и определить значение рисования в личностном развитии дошкольников.
  2. Выявить уровень развития творческого воображения детей 6-7 и наметить пути повышения этого уровня.
  3. Разработать систему непосредственно-образовательной деятельности, игр творческого характера используя нетрадиционные техники рисования, способствующие развитию творческого воображения детей 6-7 лет.
  4. Выявить педагогические условия, способствующие успешному решению проблемы развития творческого воображения на основе нетрадиционных способов рисования.

 

Объектом моего исследования, являются особенности развития творческого воображения детей 6-7 лет в условиях целенаправленного педагогического процесса.

 

Предмет моего исследования, изучение условий педагогического процесса, направленного на развитие творческой личности в процессе рисования.

 

Я работаю в подготовительной группе.  По списку на данный момент 29 детей.   Наш детский сад работает по Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», - 2016. – 352с.

 

В программе «Детство» большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.

В  своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста»,  Программу  И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

 

Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности  во второй половине дня. Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:

• экспериментирование;

• знакомство с нетрадиционной техникой;

• творческое преобразование;

• получение оригинального рисунка;

• использование приобретенного опыта.

 

         Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.            

Необычное начало работы, применение игровых приемов   – все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

 

Содержание работы

Сентябрь-октябрь-ноябрь

Декабрь-январь-февраль

Март-апрель-май

1.Методическая работа, изучение литературы (прописывается как библиографический список, в т.ч. ИКТ)

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 

1. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

2. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

3. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.

 

1.Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.

2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.

3. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

12. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.

 

2.Взаимодействие с воспитанниками (разные формы работы)

  1. 1.«Дорисовка форм», детям были предложены листы А4 с геометрическими формами:круг, квадрат, овал, трапеция, ромб.
  2. 2. «Кляксография» Тема: «Веселые кляксы».

3. Монотипия (оттиск в зеркальном отражении) «Волшебное дерево», «Чудесный

 букет».

 

4.Отпечатки листьев

  1. 1. «Рисование свечкой». Техника была воспринята детьми как нечто волшебное, секрет которого был раскрыт.
  2. 2. Метод набрызга «Зимний лес» «Закружилась осень золотая»
  3. 3.Точечные рисунки «Веселый снеговик»
  4. 4. Коллаж « Дети и дорога» Рисование на ткани-аппликация лоскутками.
  5. 5. Техника «Рисование углём» - позволяет получать линии бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии;

1. «Космический пейзаж». Гратаж-способ выполнения рисунка путем процарапывания.

2. «Фантазийные цветы». Батик-рисование по ткани.

3. Рисование зубной щеткой «Море волнуется»

4. Ниткопись- рисование окрашенными нитями «Цветочный сад»

3.Взаимодействия с родителями

- Анкетирование «Выявление творческих способностей ваших детей в области рисования»

 

 

- Анкетирование «Художественное творчество в жизни дошкольника»

 Консультация: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования»

4.Наглядная агитация: папки-передвижки, информационные листы, ИКТ

Папка передвижка «Тайный язык детского рисунка»

- Папка передвижка «Порисуем? Как разнообразить процесс рисования»

- Буклет «Как помочь ребенку рисовать»

 

Папка передвижка «Искусство вокруг нас»

5.Взаимодействия с колегами. (выступления, доклады, консультации, семинары. Мастер классы.

Подобрала картотеку для воспитателей всех возрастных групп

«Игры для детей, которые способствуют развитию воображения»

Консультация-доклад  на тему: «Как развивать воображение ребенка».

 

В процессе разработки данной темы передо мной встала задача - изучить динамику развития творческих способностей старших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.

 

Сравнительный анализ результатов, полученных на начальном и конечном этапах, показал, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 75 % , а со средним на 25%. Низкий уровень развития творческих способностей на конец учебного года не показал ни один ребёнок.

 

Стало видно, что воспитанники приобретают стойкую мотивацию к художественно-творческой деятельности, больше проявляют самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, творческую активность, научились пользоваться нетрадиционными материалами гармонично и оптимально.

Анализ результативности

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования позволяет достичь максимальных успехов в формировании творческого воображения, развития творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи. Система деятельности обеспечила высокую результативность и эффективность работы.

Овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей.

 

Рассматривая вопрос развития творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, были проанализированы такие техники, как монотипия, кляксография, фотокопия, оттиск, рисование пальцами и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать по трафарету и др.

 

Данные диагностики позволяют сделать вывод, что использование системы работы по развитию творческих дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника, существенному повышению активности в продуктивной деятельности.

 

Построение такой системы развития творческих способностей побуждает дошкольников к творческой самореализации, через свой внутренний потенциал.

 

Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать более интенсивно в старшем дошкольном возрасте, т. к. они оказывают огромную значимость в развитии творческих способностей, а также могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.

 

Считаю, что предложенный в данной методической разработке опыт по развитию творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования может быть полезен воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема опыта « Формирование творческого воображения детей 6-7 лет посредством нетрадиционных техник рисования» Автор: Пылаева Яна Андреевна Воспитатель МБДОУ № 2 « Яблонька »

Слайд 2

Актуальность 1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. 2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. 3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. 4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. 5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОО.

Слайд 3

Проанализировать литературу по проблеме развития творческого воображения и определить значение рисования в личностном развитии дошкольников. Выявить уровень развития творческого воображения детей 6-7 и наметить пути повышения этого уровня. Разработать систему непосредственно-образовательной деятельности, игр творческого характера используя нетрадиционные техники рисования, способствующие развитию творческого воображения детей 6-7 лет. Выявить педагогические условия, способствующие успешному решению проблемы развития творческого воображения на основе нетрадиционных способов рисования. Исследуя, данную проблему я выдвинула ряд задач:

Слайд 4

Новизна опыта Комбинация элементов методик: Е . Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников » А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки». И. А. Лыкова. Программа" Цветные ладошки Ведущая педагогическая идея Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

Слайд 5

Диапазон опыта виды учебно – игровой деятельности разработка перспективного плана в недрение педагогического опыта для родителей и педагогов разработка конспектов (дети, родители и педагоги )

Слайд 6

Технология опыта Цель: формировать у детей творческие способности.

Слайд 7

Технология опыта Задачи: ф ормировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. в оспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально . формировать умение видеть и понимать красоту многоцветного мира.

Слайд 8

Технология опыта СРЕДА Зона Художественного творчества

Слайд 9

Этапы опыта I этап II этап III этап информационно-аналитический (20 13 – 20 14 уч. год – август-сентябрь) Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям. проектировочный (20 13 – 20 14 уч. год – сентябрь-октябрь) Цель : составить систему игр для развития художественных и творческих способностей ребенка. творческий (2013 – 2018 уч. год) Цель: изготовление карточек на восприятие цвета и развитие художественно-эстетического вкуса.

Слайд 10

I этап - информационно-аналитический

Слайд 11

Игры на развитие художественного воображения: « На что это похоже » « Расколдуй картинку » « Продолжи рисунок » « Волшебные картинки » «Дорисуй» « На что похожи наши ладошки » « Волшебные кляксы » « Волшебная ниточка » « О чем рассказала музыка » « Несуществующее животное или растение » « Цветные сказки » « Нарисуй настроение » « Закорючки » « Продолжи рисунок » «Представь себе » « Точка, точка »

Слайд 13

Нетрадиционная техника рисования Восковые мелки + акварель (4 года)

Слайд 14

Свеча + акварель (4 года) Нетрадиционная техника рисования

Слайд 15

Чёрно-белый граттаж ( грунтованный лист) Кляксография обычная Нетрадиционная техника рисования

Слайд 16

Кляксография с ниточкой Акварельные мелки Нетрадиционная техника рисования

Слайд 17

Тычкование Цветной граттаж Монотипия пейзажная Нетрадиционная техника рисования

Слайд 18

Нетрадиционные техники рисования Печать по трафарету Монотипия предметная

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста  посредством нетрадиционных техник рисования»...

Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».     Л.Г. Выготский.Формирование творческ...