Обобщение передового педагогического опыта Тема: «Формирование творческого воображения детей 6-7 лет посредством нетрадиционных техник рисования»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Обобщение передового педагогического опыта
Тема: «Формирование творческого воображения детей 6-7 лет посредством нетрадиционных техник рисования»
Воспитатель подготовительной группы № 6 «Непоседы»
Пылаева Яна Андреевна
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Актуальность темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОО.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Цель исследования: Нахождение новых путей развития творческого воображения детей 6-7 лет на занятиях по рисованию. Рассмотреть и апробировать нетрадиционные приемы рисования, которые способствуют развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Исследуя, данную проблему я выдвинула ряд задач:
- Проанализировать литературу по проблеме развития творческого воображения и определить значение рисования в личностном развитии дошкольников.
- Выявить уровень развития творческого воображения детей 6-7 и наметить пути повышения этого уровня.
- Разработать систему непосредственно-образовательной деятельности, игр творческого характера используя нетрадиционные техники рисования, способствующие развитию творческого воображения детей 6-7 лет.
- Выявить педагогические условия, способствующие успешному решению проблемы развития творческого воображения на основе нетрадиционных способов рисования.
Объектом моего исследования, являются особенности развития творческого воображения детей 6-7 лет в условиях целенаправленного педагогического процесса.
Предмет моего исследования, изучение условий педагогического процесса, направленного на развитие творческой личности в процессе рисования.
Я работаю в подготовительной группе. По списку на данный момент 29 детей. Наш детский сад работает по Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», - 2016. – 352с.
В программе «Детство» большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня. Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:
• экспериментирование;
• знакомство с нетрадиционной техникой;
• творческое преобразование;
• получение оригинального рисунка;
• использование приобретенного опыта.
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Содержание работы | Сентябрь-октябрь-ноябрь | Декабрь-январь-февраль | Март-апрель-май |
1.Методическая работа, изучение литературы (прописывается как библиографический список, в т.ч. ИКТ) | 1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. 2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. 3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
| 1. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998. 2. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006. 3. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.
| 1.Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982. 2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996. 3. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005. 12. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.
|
2.Взаимодействие с воспитанниками (разные формы работы) |
3. Монотипия (оттиск в зеркальном отражении) «Волшебное дерево», «Чудесный букет».
4.Отпечатки листьев |
| 1. «Космический пейзаж». Гратаж-способ выполнения рисунка путем процарапывания. 2. «Фантазийные цветы». Батик-рисование по ткани. 3. Рисование зубной щеткой «Море волнуется» 4. Ниткопись- рисование окрашенными нитями «Цветочный сад» |
3.Взаимодействия с родителями | - Анкетирование «Выявление творческих способностей ваших детей в области рисования»
| - Анкетирование «Художественное творчество в жизни дошкольника» | Консультация: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» |
4.Наглядная агитация: папки-передвижки, информационные листы, ИКТ | Папка передвижка «Тайный язык детского рисунка» | - Папка передвижка «Порисуем? Как разнообразить процесс рисования» - Буклет «Как помочь ребенку рисовать»
| Папка передвижка «Искусство вокруг нас» |
5.Взаимодействия с колегами. (выступления, доклады, консультации, семинары. Мастер классы. | Подобрала картотеку для воспитателей всех возрастных групп «Игры для детей, которые способствуют развитию воображения» | Консультация-доклад на тему: «Как развивать воображение ребенка». |
|
В процессе разработки данной темы передо мной встала задача - изучить динамику развития творческих способностей старших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.
Сравнительный анализ результатов, полученных на начальном и конечном этапах, показал, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 75 % , а со средним на 25%. Низкий уровень развития творческих способностей на конец учебного года не показал ни один ребёнок.
Стало видно, что воспитанники приобретают стойкую мотивацию к художественно-творческой деятельности, больше проявляют самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, творческую активность, научились пользоваться нетрадиционными материалами гармонично и оптимально.
Анализ результативности
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования позволяет достичь максимальных успехов в формировании творческого воображения, развития творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи. Система деятельности обеспечила высокую результативность и эффективность работы.
Овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей.
Рассматривая вопрос развития творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, были проанализированы такие техники, как монотипия, кляксография, фотокопия, оттиск, рисование пальцами и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать по трафарету и др.
Данные диагностики позволяют сделать вывод, что использование системы работы по развитию творческих дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника, существенному повышению активности в продуктивной деятельности.
Построение такой системы развития творческих способностей побуждает дошкольников к творческой самореализации, через свой внутренний потенциал.
Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать более интенсивно в старшем дошкольном возрасте, т. к. они оказывают огромную значимость в развитии творческих способностей, а также могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.
Считаю, что предложенный в данной методической разработке опыт по развитию творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования может быть полезен воспитателям и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность 1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. 2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. 3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. 4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. 5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОО.
Проанализировать литературу по проблеме развития творческого воображения и определить значение рисования в личностном развитии дошкольников. Выявить уровень развития творческого воображения детей 6-7 и наметить пути повышения этого уровня. Разработать систему непосредственно-образовательной деятельности, игр творческого характера используя нетрадиционные техники рисования, способствующие развитию творческого воображения детей 6-7 лет. Выявить педагогические условия, способствующие успешному решению проблемы развития творческого воображения на основе нетрадиционных способов рисования. Исследуя, данную проблему я выдвинула ряд задач:
Новизна опыта Комбинация элементов методик: Е . Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников » А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки». И. А. Лыкова. Программа" Цветные ладошки Ведущая педагогическая идея Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования
Диапазон опыта виды учебно – игровой деятельности разработка перспективного плана в недрение педагогического опыта для родителей и педагогов разработка конспектов (дети, родители и педагоги )
Технология опыта Цель: формировать у детей творческие способности.
Технология опыта Задачи: ф ормировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. в оспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально . формировать умение видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Технология опыта СРЕДА Зона Художественного творчества
Этапы опыта I этап II этап III этап информационно-аналитический (20 13 – 20 14 уч. год – август-сентябрь) Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям. проектировочный (20 13 – 20 14 уч. год – сентябрь-октябрь) Цель : составить систему игр для развития художественных и творческих способностей ребенка. творческий (2013 – 2018 уч. год) Цель: изготовление карточек на восприятие цвета и развитие художественно-эстетического вкуса.
I этап - информационно-аналитический
Игры на развитие художественного воображения: « На что это похоже » « Расколдуй картинку » « Продолжи рисунок » « Волшебные картинки » «Дорисуй» « На что похожи наши ладошки » « Волшебные кляксы » « Волшебная ниточка » « О чем рассказала музыка » « Несуществующее животное или растение » « Цветные сказки » « Нарисуй настроение » « Закорючки » « Продолжи рисунок » «Представь себе » « Точка, точка »
Нетрадиционная техника рисования Восковые мелки + акварель (4 года)
Свеча + акварель (4 года) Нетрадиционная техника рисования
Чёрно-белый граттаж ( грунтованный лист) Кляксография обычная Нетрадиционная техника рисования
Кляксография с ниточкой Акварельные мелки Нетрадиционная техника рисования
Тычкование Цветной граттаж Монотипия пейзажная Нетрадиционная техника рисования
Нетрадиционные техники рисования Печать по трафарету Монотипия предметная
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."
Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....
Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением речи посредством нетрадиционных техник рисования и аппликации в группе «Почемучки» МАДОУ № 209
Презентация для РМО о проделанной работе воспитателей...
методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»...
Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». Л.Г. Выготский.Формирование творческ...