доклад
материал на тему

Стельмах Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

Программа «Преемтвенность».

Модуль «Математические ступеньки»

Модуль в программе «Преемственность» определяет основное со-
держание работы по развитию элементарных математических пред-
ставлений у дошкольников (детей 5—7 лет) и задаёт основные на-
правления реализации общих психолого-педагогических идей развития
детей на этом этапе, а в пособии для детей «Математические ступень-
ки» эти идеи конкретизируются, определяется уровень сложности и
способы работы над этим материалом. Основная идея модуля заключается в том, что развитие познавательных процессов у детей будет более эффективным. Если форма представления математического материала и методика работы с ним будет направлена на выработку предпосылок, составляющих основу развития универсальных учебных действий (УУД), а так же на развитие пространственного воображения и речи ребенка. Развитие познавательных процессов – внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления – позволяет целенаправленно и систематически развивать личностные качества и расширять познавательные возможности дошкольников.

Содержание, структура, формы представления математического материала ориентированы на:

  • Формирование элементарных математических представлений и способов действий (в том числе моделирования), необходимых для успешного изучения математики в школе.
  • Начальное понимание математических способов познания и описания явлений, отношений между предметами окружающего мира.
  • Формирование предпосылок для развития универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные  УУД: (знаково-символическое моделирование и преобразование объектов.)

  • Умение проводить сравнение
  • Анализ с целью выделения признаков существенных и несущественных. Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием недостающих элементов. Сравнение и сопоставление.
  • Разбиение объектов на группы
  • Разбиение целого на части
  • Выделение части целого, выделение общего и различного.
  • Несложные обобщения
  • Построение простых моделей. Осуществление классификаций. Установление аналогий.
  • Использование полученных знаний для решения несложных практических задач. Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные  УУД: (осуществление действий по образцу и заданному правилу. Сохранение заданной цели. Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. Осуществление контроля своей деятельности по результату. Умение адекватно понимать оценку сверстника и взрослого. )

  • Понимать смысл поставленной задачи.
  • Выполнять действия по образцу и по заданному правилу.
  • Выполнять инструкции преподавателя.
  •  Вносить свои предложения.
  • Проявлять творческий подход к выполнению задания.

Коммуникативные  УУД: (Овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения.  Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Ориентация на партнера по общению. Умение слушать собеседника,  задавать вопросы.)

  • Общаться с воспитателем (преподавателем).
  • Общаться с другими детьми.
  • Работать в паре (в группе).
  • Работать в одном ритме со всеми.
  • Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом.
  • Пользоваться пособиями на печатной основе и др.

Личностные  УУД: (мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.)

  • Мотивация
  • Я – концепция
  • Самооценка
  • Положительное отношение к школьном обучению

Основные методы

  • Практический метод
  • Метод дидактических игр
  • Метод моделирования

Математическое содержание программы:

  • Свойства предметов. Цвет, размер, форма. Сравнение предметов, фигур по размеру (больше – меньше, длиннее – короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже и др.) по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.) по цвету (одного и того же цвета или разных цветов.)

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур, продолжение ряда по найденному правилу.

Упорядочивание предметов по длине.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь.)

  • Пространственные отношения. Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
  • Временные представления. Раньше – позже, вчера, сегодня, завтра.
  • Цифры и числа от 1 до 9. число 0. число 10.

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) путем составления пар из элементов двух групп для определения отношения, в котором находятся эти пары.

Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел. Моделирование цифр из линейных элементов (счетных палочек).

Счет до 10 в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка  пресчета. Порядковый счет, его отличие от счета количественного.

Задача. Отличие задачи от рассказа с числами. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

  • Простейшие геометрические фигуры. Отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
  • Содержательно-логические задания на развитие психических функций 

Внимания Простейшие лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходств и различий, игры «Веселый счет», «Исправь ошибку»

Воображения деление геометрических фигур на части, преобразование одной фигуры в другую.

Памяти зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.

Мышления выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; задания, требующие применения знаний в измененных условиях.

Планируемые результаты:

  • Определять взаимное расположение предметов. Показывать и называть предмет, расположенный правее (левее), выше (ниже) указанного предмета, между предметами и т.д.
  • Сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия.
  • Называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.
  • Сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же).
  • Определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом.
  • Сравнивать числа, используя термины «больше», «меньше», «столько же».
  • Различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире.
  • Проводить мыслительные операции на несложно материале (сравнивать объекты, ряды чисел, ряды геометрических фигур, указывая их сходства и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий).

Используемая литература:

  • Н.А.Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет.
  • Н.А.Федосова, Т.В.Белова, В.А.Солнцева и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность».
  • С.И.Волкова. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 Роль игровой деятельности в жизни дошкольников

В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта в образовательный процесс ДОУ изменились формы и методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Социализация детей в обществе сверстников и их развитие стало приоритетным направлением.

Содержание образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" включает в себя:

  1. Развитие игровой деятельности детей;
  2. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежностей к мировому сообществу.

Социальное развитие - это процесс, во время которго ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Именно в игре ребенок вступает в общение со сверстниками, с партнёрами по игре, учится устанавливать  с ними отношения, осваивать социальный опыт, мир человеческих отношений. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль воплощает связь ребенка с обществом.

К.Д.Ушинский сказал: "Игра -это посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых."

ФГОС направлен на игровую деятельность обучения дошкольников, что является главной инновацией в дошкольном образовании. Игра имеет множество познавательных и обучающих функций, составляет главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста, является основой его деятельности. При помощи игры дети получают значительную информацию, которая поступает к ним без насилия и нажатия. Через игру происходят качественные изменения в психике ребенка, получает развитие познавательная и двигательная активность, совершенствуется речевое общение, формируется умение самостоятельно организовывать игры, согласовывать свои действия с действиями других, вырабатываются правила и нормы поведения в обществе. Многие игры требуют умственного и волевого усилия, организованности, выдержку, умение соблюдать правила. Главное, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала интенсификации умственной работы.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:

  • дидактические
  • сюжетно-ролевые

К дидактическим относятся:

  1. словесные
  2. игры с предметами и игрушками
  3. настольно-печатные
  4. Развивающие
  5. Музыкально-дидактические
  6. Подвижные

К сюжетно-ролевые или творческим относятся:

  1. Игры на бытовые темы
  2. Игры произвольной тематики
  3. Строительные игры
  4. Театрализованным (режисерская игра, игра-драматизация)
  5. Игры - развлечения

Некоторые источники выделяют третью группу игр - народные (сезонно-обрядовые, игры - ловишки,  игры забавы, игры-аттракционы).

 Для того, чтобы выполнять требования ФГОС, мы проводим для старших дошкольников и младших школьников уроки кулинарии с привлечением повара ...На этих уроках, используя элементы одежды и профессиональные атрибуты, мы создаем условия труда повара. Посмотрите на фото, как выглядят наши юные поварята. Дети с удовольствием перевоплощаются, берут на себя роль и выполняют трудовые функции кулинаров. Стоит отметить, что ребята настолько отождествляют себя с профессией взрослого, что практически не испытывают затруднений при приготовлении пищи. Они не нуждаются в помощи взрослого, а лишь руководствуются его словесными инструкциями и показом.

Уроки проходят в виде сюжетно-ролевой игры. Все этапы НОД выдерживаются.  В презентации представлены фото кулинарного урока по приготовления пиццы. Атрибуты настоящих поваров стали отличной мотивацией. А от слова "пицца" дети пришли в восторг. Проблемная ситуация заключалась в том, что пиццу дети любят, а вот сами готовить не умеют. Но каждому ребенку захотелось приготовить её самостоятельно и угостить своих родных.

Повар провела познавательную беседу о свойствах теста и о том, как с ним следует работать. Приготовление пиццы проходило поэтапно, сопровождаясь объяснениями ... . Дети очень внимательно слушали и старались точно выполнять инструкции мастера. На фото вы видите результат упорных стараний. Дети полностью погрузились в работу, вжились в роль. Это помогло им преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Для ребят было очень важно, что эту работу они проделали самостоятельно, как взрослые. Пиццу, приготовленную детьми, выпекали в школьной столовой. Воспитатели разложили готовые изделия по специальным коробкам.  И вечером родители забирали домой не просто маленьких ещё ничего неумеющих человечков, а уверенных в себе мастеров по приготовления пиццы с весомым доказательством в руках.

Для детей игра продолжилась дома, когда за ужином родители отведали и оценили работы своих сыновей и дочерей. Ребята почувствовал себя частью мира взрослых, они стали полезными. А родители поняли, что перед ними уже не малыши, а полноценные члены взрослого общества.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему

Основные положения, цели задачи и принципы программы «Преемственность»

Программа «Преемственность» представляет личностно ориенти-
рованную модель подготовки детей дошкольного возраста к обуче-
нию.

Основные положения программы заключаются в том, что подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе должна носить:

  • Развивающий характер
  • Не допускать дублирования программ первого класса
  • Обеспечивать позитивную социализацию детей, помогая им освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми)
  • Обеспечивать формирование ценностных установок
  • Ориентировать не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития
  • Обеспечивать постепенный переход от непосредственности к произвольности
  • Организовать и сочетать в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности
  • Готовить переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми
  • Быть инвариантной и готовой к любой системе школьного образования, к обучению в начальной школе по любой из предлагаемых программ начального общего образования.

Цели программы:

  • Подготовить детей дошкольного возраста к обучению в школе путем развития их физических, социальных и психических функций в единстве дошкольного и школьного образования, т.е. достижение деть-
    ми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточ-
    ного для успешного освоения ими образовательных программ началь-
    ного общего образования.
  • Оказать квалифицированную помощь педагогам и родителям при подготовке детей к обучению в школе.

Задачи программы, ведущие к достижению цели:

  • Сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и  их эмоционального благополучия
  • Развитие личностных качеств детей
  • Формирование у дошкольников ценностных установок и ориентаций
  • Развитие творческой активности детей
  • Формирование и развитие психических функций познавательной и эмоционально-волевой сферы
  • Формирование предпосылок универсальных учебных действий, предложенных федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования
  • Развитие коммуникативных умений
  • Развитие умений действовать по правилам

Таким образом, программа «Преемственность» решает задачи общего развития будущего первоклассника, в том числе  развитие его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Принципы программы:

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка, а усваиваемые ребенком знания, умения и навыки являются лишь средством достижения этой цели.
  • Принцип сохранения самоценности детства как значимого этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий. Значимого тем. Что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду систематического обучения в начальной школе.
  • Развитие творческой деятельности.
  • Развитие личностных компетенций.
  • Поддержка и сохранение  здоровья.
  • Формирование духовно-нравственных установок и ориентаций.
  • Развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
  • Сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Программа состоит из:

  • Целевых установок
  • возрастных характеристик детей 5-7 лет;
  • портрета дошкольника, раскрывающего какими качествами должен обладать ребенок, поступающий в первый класс;
  • психолого-педагогического сопровождения, что обеспечивает возможность диагностики степени физического, социального и психического развития ребенка и его готовности к школе;
  • образовательных областей;
  • коррекционной программы;
  • блока программ по выбору;
  • структуры организации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе;
  • рекомендаций по использованию предметно-пространственной развивающий среды;
  • характеристик форм общения и видов деятельности дошкольников;
  • рекомендаций по использованию развивающих игр;
  • примерного перечня игрушек и дидактических материалов.
  • Также в программе предлагается коррекционная работа «Комплексная программа по развитию речи детей 6 лет с нарушением эмоционально-волевой сферы. В ее разработке приняли участие педагоги, логопеды, психологи, дефектологи.

Содержание программы разработано на основании:

  • Нового Закона об образовании Российской Федерации,  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
  • С учетом  федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования.

Образовательные области программы: программа состоит из пяти образовательных областей.

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Модуль «Родной дом»
  • Модуль «Трудовая деятельность»
  • Познавательное развитие
  • Модуль «Зелёная тропинка»
  • Модуль «Математические ступеньки»
  • Модуль «Конструирование»
  • Речевое развитие
  • Модуль «От слова к букве»
  • Модули «Развитие речи» и «Речевое общение»
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Модуль «Волшебная красота окружающего мира»
  • Модуль «Музыка»
  • Физическое развитие
  • Модуль «Физическая культура»

Каждая область представлена одним или несколькими модулями. Также в программе

предусмотрены дополнительные модули, которые дают возможность выбора, замены или комбинирования содержания образовательных областей.

Внимательно посмотрите на слайды. Четко видна преемственность между образовательными областями программы и образовательными областями дошкольного образования.

Социально-коммуникативное развитие - модуль «Родной дом», модуль «трудовая деятельность».

Познавательное развитие - модуль и пособие для детей «зелёная тропинка», модуль и пособие для детей «математические ступеньки», модуль «конструирование».

Речевое развитие – модуль и пособие для детей «от слова к букве», модуль «речевое общение», модуль «развитие речи», пособие для детей «риторика для маленьких».

Художественно-эстетическое развитие – модуль «волшебная красота окружающего мира», пособие для детей «Волшебный мир народного творчества», модуль «музыка».

Физическое развитие - модуль  «Физическая культура».

На следующих слайдах мы рассмотрим, как осуществляется преемственность между содержанием учебных предметов начального общего образования и модулями и пособиями программы «Преемственность».

Русский язык, литературное чтение – модуль и пособия детей «от слова к букве», модули «Речевое общение» и «развитие речи».

Математика - модуль и пособие для детей «математические ступеньки».

Обществознание и естествознание.  Окружающий мир - Модуль и пособие для детей «зелёная тропинка».

Изобразительное искусство и художественный труд – модуль «волшебная красота окружающего мира», пособие для детей «Волшебный мир народного творчества».

Музыка, физическая культура - модуль «Музыка», модуль «Физическая культура».

Технология – модуль «трудовая деятельность», модуль «конструирование».

Пособия для детей для занятий по программе «Преемственность»:

  • Н.А.Федосова. От слова к букве. В 2 частях.
  • С.И.Волкова. Математические ступеньки.
  • А.А.Плешаков. Зелёная тропинка.
  • О.С.Сорокко, Р.И.Никольская. Риторика для малышей.
  • Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова и др.  Волшебный мир народного творчества.
  • Т.В.Белова, В.А.Солнцева. Готов ли я к школе?

Пособия для педагогов и родителей для занятий по программе «Преемственность»:

  • Н.А.Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет.
  • Н.А.Федосова, Т.В.Белова, В.А.Солнцева и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность».
  • Е.В.Коваленко, Е.А.Новик. Готов ли ваш ребенок к школе. Пособие для родителей.


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Портрет дошкольника»

На основании нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование и развитие системы дошкольного образования РФ, ребенок, поступающий в первый класс, должен обладать следующими качествами:

Быть физически развит:

  • Обладать основными культурно-гигиеническими
  • навыками. (Самостоятельно одеваться, раздеваться, ухаживать за одеждой, обувью)
  • Соблюдать элементарные правила здорового образа

        жизни. (ухаживать за растениями, животными, игрушками, книгами).

Иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Использовать вербальные и невербальные средства общения.
  • Владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах(транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Уметь сочувствовать и откликаться на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.эмоционально реагирует на произведения изобразительной искусства, музыкальные и Художественное произведения, мир природы.

Быть любознательным и активным. Интересуется новыми, неизвестными для него в окружающем мире явлениями. Умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, участвовать в различных видах детской деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательной процессе.

Владеть универсальными предпосылками учебной деятельности -умением работать по правилу и по образобразцу,  слушать взрослого и выполнять его инструкции; контролирует свою деятельность по результату; адекватно понимает оценку взрослого и сверстника.

Решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Умеет применять самостоятельно усвоение знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Производить действия с объектами: делать анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)не существенных,  синтез, как составление целого из частей, осуществлять Классификация и устанавливать аналогии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...