Самообразование (отчет)
рабочая программа на тему
ОТЧЁТ по самообразованию на тему: «Использование техник нетрадиционного рисования в пейзажной живописи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная Бюджетная Дошкольная Образовательная Организация
Центр Развития Ребёнка
детский сад № 17 «Василёк»
ОТЧЁТ по самообразованию на тему:
«Использование техник нетрадиционного рисования
в пейзажной живописи»
Подготовил:
Педагог доп. образования
по изобразительной деятельности
Федотовская Елена Сергеевна
г. Лобня – 2018
План работы по самообразованию на тему:
«Использование техник нетрадиционного рисования
в пейзажной живописи»
- Ф.И.О.: Федотовская Елена Сергеевна.
- Образование: неоконченное высшее образование (являюсь студенткой 4 курса Московского Педагогического Государственного Университета).
- Место работы: МБДОО ЦРР д/с № 17 «Василёк».
- Занимаемая должность: педагог доп. образования по изобразительной деятельности.
- Общий стаж работы: 3 года
- Педагогический стаж работы: 3 года
- Наличие категории: -
- Начало работы: 01.09.2017г.
- Дата окончания работы: 31.05.2018г.
В дошкольном возрасте знания о законах композиции, пропорциях предметов, перспективе и цветоведении у детей недостаточно ярко выражены, а абстрактное мышление не развито. Дошкольники не владеют навыками грамотного ведения рисунка. Но преимущество данного возраста – это искреннее стремление творчески самовыражаться, а также любовь к рисованию. Хорошими помощниками в качестве дополнения на начальных этапах могут служить различные нетрадиционные техники. Благодаря яркому внешнему эффекту эти вспомогательные средства очень нравятся детям. Поэтому, для выбора темы по самообразованию, я решила остановиться именно на нетрадиционных техниках в изобразительном искусстве.
Цель:
- Повысить свой профессиональный уровень.
- Формировать у детей художественно-творческие способности через дополнительное использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и интерес к пейзажу как жанру в изобразительном искусстве путем включения в изобразительную деятельность элементов нетрадиционных методов рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству.
2. Через внедрение нетрадиционных приемов рисования в изображение пейзажа, закреплять и обогащать у детей знания законов в построении данного жанра изобразительного искусства.
3. Развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику и художественно-эстетический вкус.
4. Побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, желание рисовать и фантазировать.
5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность и желание добиваться успеха собственном трудом в изобразительной деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ВЫБРАННОЙ ТЕМОЙ
Диагностический. Изучение методической литературы по проблеме.
Прогностический. Определение целей и задач темы. Разработка методов, направленных на решение проблемы.
Практическо-внедренческий. Внедрение техник нетрадиционного рисования в пейзажной живописи и графике на занятиях с дошкольниками. Участие в конкурсах детских работ по данной теме.
МЕТОДЫ:
Информационно-рецептивный: предложить детям наглядный материал по заданной теме, далее демонстрировать наглядно последовательность выполнения действий на плоскости листа, обязательно ставить акценты в ключевых моментах решения проблемы.
Репродуктивный: в начале года чаще предлагаю именно этот вариант как надстройку на пути к следующему этапу деятельности, но и здесь же используется и вариант с эскизом, т. к. ребенок работает нетрадиционными методами в рамках изображения пейзажа (и эффект случайности не является первостепенным). На индивидуальных занятиях вместе с дошкольниками появляется возможность внедрить данный вариант, который граничит с исследовательским методом.
Исследовательский: на пути к развитию творчества, предлагаю выполнить ребенку либо часть работы, или всю работу самостоятельно.
Эвристический: дать возможность детям самостоятельно предложить варианты, и методы изображения в данной технике. Например, демонстрирую детям рисунок в технике фотокопии – задача ребенка предположить, как добиться проявления «выступающего» эффекта, или в технике письма по мокрому предлагаю ребенку разобраться, какими средствами выполнена работа. Также и с методом тычка. Подобный поиск поможет малышу не только использовать в изобразительном искусстве известные ему варианты, но и икать новые средства для выражения своих идей.
Предполагаемый результат: дети с интересом самостоятельно включаются в изобразительный процесс, умеют использовать дополнительные приемы нетрадиционных техник в пейзажной живописи и графике.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ
«Использование техник нетрадиционного рисования
в пейзажной живописи».
Во время изобразительной деятельности с дошкольниками, я применяла нетрадиционные техники в пейзажном жанре. Пейзажная тематика весьма привлекательна для педагогов в работе с детьми. Знакомство дошкольников с пейзажем как жанром живописи и обучение пейзажному рисованию способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Изучая законы академической пейзажной живописи, для достижения наиболее выразительного эффекта, мы использовали с детьми приемы: смешанной техники, методы письма по сырому, фотокопию, тычковую технику, одноцветную – многоцветную (на тонированной бумаге, а также живопись с элементами аппликации).
Рассмотрим подробнее используемые техники:
Смешанная техника: выполняется путем смешения различных материалов для достижения наиболее выразительного эффекта. Например, в работе использовались: масляная пастель и акварельные краски, иногда дополнительно применялись фломастеры. Пастелью мы выделяли главные предметы или композиционный центр благодаря насыщенности цвета этого материала, а фон создавали в основном с помощью акварели. Акварель, благодаря своей прозрачности и текучести прекрасно сочетается с масляной пастелью. Но можно также использовать данные средства для достижения эффекта мерцания, это, своего рода, прием фотокопии, включающий в себя нанесение рисунка водоотталкивающим материалом, который проявится и заиграет через акварельную краску, как это происходит при проявлении фотопленки.
Также мы применяли в изобразительной деятельности черный маркер, усиливающий интенсивность рисунков. Благодаря водостойкости, маркер не растекается под акварельными листовками. При просыхании акварельного слоя, раскрашивали рисунок фломастерами, не забывая о правильности нанесения цвета, формируя таким образом правильную композицию.
Техника письма по-сырому (по-мокрому) широко используется даже опытными живописцами, прошедшими академическую школу. Мы же с детьми используем данный прием в упрощенной форме, достигая неожиданных результатов в изображении неба.
Очень важно, на мой взгляд, работая с детьми, раскрывать в цвете «пейзажный фон», когда достигнута композиционная целостность, т. е. готов рисунок. Предварительная тонировка бумаги, а, затем, нанесение изображения, думаю, не формирует у ребенка понимание пространства. Это механическая работа. Поэтому, повторяя многократно тонировку бумаги, а далее нанося на нее рисунок, ребенок, столкнувшись с поставленной задачей - нарисовать пейзаж цветными карандашами повторит излюбленный прием всех дошкольников: у верхнего края листа появится голубая полоса, обозначающая небо - у нижнего края тонкой полосой будет изображена трава.
Поэтому при выполнении работы над пейзажем, педагогу необходимо формировать в сознании ребенка представление о построении пространства на листе бумаги. И выполнение нетрадиционных тонировок происходит через осознанное понимание структуры пейзажа.
Аппликация, также является привлекательным дополнением к плоскостной композиции, создавая рельефность и неровность фактуры. Причем, можно использовать именно обрывную технику аппликации, для придания картине более естественного эффекта.
Совершенствуясь с детьми в использовании нетрадиционных техник, мы использовали прием одноцветного сюжета – нанесение рисунка белой гуашью на синюю бумагу с целью получения зимнего пейзажа.
Метод тычка использовался в моей работе в качестве придачи весенним деревьям наибольшей выразительности, дети были в восторге!
При всей привлекательности внедрения нетрадиционных техник в работу с дошкольниками необходима осторожность. Т. к. легкость исполнения, с достижением самых ярких и выразительных эффектов, а также возможность проводить эксперименты на листе отвлекают ребенка, а порой и педагога от необходимости опираться на базовые знания и опыт изобразительного искусства. Существует опасность, что, используя только нетрадиционные техники в работе с дошкольниками, мы сформируем в наших детях любовь к яркой, но бесформенной действительности. Поэтому целесообразно использовать рассматриваемое направление в качестве подкрепления к изучению основных законов изобразительного искусства.
Поэтому перед началом работы необходимо поставить перед собой четкую цель, которую нужно будет грамотно разрешить в ходе работы с детьми.
Задачи могут быть следующие:
- Изучение с детьми законов композиции в изобразительном искусстве, т. е. правильное расположение изображаемых объектов в листе бумаги, определение композиционного центра и выделение его цветом, тоном, объемом, размером или пробелом.
- Изучение передачи пространства на листе бумаги, т. е. отделение неба от земли. Решение тонального отношения земли и неба. Далее определение планового расположения. Изучение законов линейной и воздушной перспективы. Изучение передачи перспективы с помощью цвета (от теплого к холодному).
Хорошо, если в ходе работы решается несколько поставленных задач, но это легко выполнимо с небольшим количеством детей, участвующих в изодеятельности.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Сентябрь |
| В течение года | |
| Октябрь | |
| Февраль-апрель | |
Работа с детьми |
| Сентябрь |
| В течение года | |
| В течение года | |
Работа с родителями |
| Сентябрь |
| Декабрь | |
| В течение года | |
Работа с педагогами |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Декабрь |
Памятка для родителей
«Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире, в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию + отчет
план по самообразованию...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
Самообразование. Отчет по теме «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Самообразование педагога 2018 - 2019 уч год...
Самообразование. Отчет по теме «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Самообразование педагога 2019 - 2020 уч год...
Самообразование отчет по трудовому воспитанию детей
объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей и формирование у воспитанников основ трудовой деятельности...