Самообразование (отчет)
рабочая программа на тему

Федотовская Елена Сергеевна

ОТЧЁТ по самообразованию на тему: «Использование техник нетрадиционного рисования в пейзажной живописи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная Бюджетная Дошкольная Образовательная Организация

Центр Развития Ребёнка

детский сад № 17 «Василёк»

ОТЧЁТ по самообразованию на тему:

«Использование техник нетрадиционного рисования

в пейзажной живописи»

Подготовил:

Педагог доп. образования

по изобразительной деятельности

Федотовская Елена Сергеевна

г. Лобня – 2018

План работы по самообразованию на тему:

«Использование техник нетрадиционного рисования

в пейзажной живописи»

  1. Ф.И.О.: Федотовская Елена Сергеевна.
  2. Образование: неоконченное высшее образование (являюсь студенткой 4 курса Московского Педагогического Государственного Университета).
  3. Место работы: МБДОО ЦРР д/с № 17 «Василёк».
  4. Занимаемая должность: педагог доп. образования по изобразительной деятельности.
  5. Общий стаж работы: 3 года
  6. Педагогический стаж работы: 3 года
  7. Наличие категории: -
  8. Начало работы: 01.09.2017г.
  9. Дата окончания работы: 31.05.2018г.

В дошкольном возрасте знания о законах композиции, пропорциях предметов, перспективе и цветоведении у детей недостаточно ярко выражены, а абстрактное мышление не развито. Дошкольники не владеют навыками грамотного ведения рисунка. Но преимущество данного возраста – это искреннее стремление творчески самовыражаться, а также любовь к рисованию. Хорошими помощниками в качестве дополнения на начальных этапах могут служить различные нетрадиционные техники. Благодаря яркому внешнему эффекту эти вспомогательные средства очень нравятся детям. Поэтому, для выбора темы по самообразованию, я решила остановиться именно на нетрадиционных техниках в изобразительном искусстве.

Цель:

  1. Повысить свой профессиональный уровень.
  2. Формировать у детей художественно-творческие способности через дополнительное использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и интерес к пейзажу как жанру в изобразительном искусстве путем включения в изобразительную деятельность элементов нетрадиционных методов рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству.

2. Через внедрение нетрадиционных приемов рисования в изображение пейзажа, закреплять и обогащать у детей знания законов в построении данного жанра изобразительного искусства.

3. Развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику и художественно-эстетический вкус.

4. Побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, желание рисовать и фантазировать.

5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность и желание добиваться успеха собственном трудом в изобразительной деятельности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ВЫБРАННОЙ ТЕМОЙ

Диагностический. Изучение методической литературы по проблеме.

Прогностический. Определение целей и задач темы. Разработка методов, направленных на решение проблемы.

Практическо-внедренческий. Внедрение техник нетрадиционного рисования в пейзажной живописи и графике на занятиях с дошкольниками. Участие в конкурсах детских работ по данной теме.

МЕТОДЫ:

Информационно-рецептивный: предложить детям наглядный материал по заданной теме, далее демонстрировать наглядно последовательность выполнения действий на плоскости листа, обязательно ставить акценты в ключевых моментах решения проблемы.

Репродуктивный: в начале года чаще предлагаю именно этот вариант как надстройку на пути к следующему этапу деятельности, но и здесь же используется и вариант с эскизом, т. к. ребенок работает нетрадиционными методами в рамках изображения пейзажа (и эффект случайности не является первостепенным). На индивидуальных занятиях вместе с дошкольниками появляется возможность внедрить данный вариант, который граничит с исследовательским методом.

Исследовательский: на пути к развитию творчества, предлагаю выполнить ребенку либо часть работы, или всю работу самостоятельно.

Эвристический: дать возможность детям самостоятельно предложить варианты, и методы изображения в данной технике. Например, демонстрирую детям рисунок в технике фотокопии – задача ребенка предположить, как добиться проявления «выступающего» эффекта, или в технике письма по мокрому предлагаю ребенку разобраться, какими средствами выполнена работа. Также и с методом тычка. Подобный поиск поможет малышу не только использовать в изобразительном искусстве известные ему варианты, но и икать новые средства для выражения своих идей.

Предполагаемый результат: дети с интересом самостоятельно включаются в изобразительный процесс, умеют использовать дополнительные приемы нетрадиционных техник в пейзажной живописи и графике.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

«Использование техник нетрадиционного рисования

в пейзажной живописи».

Во время изобразительной деятельности с дошкольниками, я применяла нетрадиционные техники в пейзажном жанре. Пейзажная тематика весьма привлекательна для педагогов в работе с детьми. Знакомство дошкольников с пейзажем как жанром живописи и обучение пейзажному рисованию способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

         Изучая законы академической пейзажной живописи, для достижения наиболее выразительного эффекта, мы использовали с детьми приемы: смешанной техники, методы письма по сырому, фотокопию, тычковую технику, одноцветную – многоцветную (на тонированной бумаге, а также живопись с элементами аппликации).

        

Рассмотрим подробнее используемые техники:

Смешанная техника: выполняется путем смешения различных материалов для достижения наиболее выразительного эффекта. Например, в работе использовались: масляная пастель и акварельные краски, иногда дополнительно применялись фломастеры. Пастелью мы выделяли главные предметы или композиционный центр благодаря насыщенности цвета этого материала, а фон создавали в основном с помощью акварели. Акварель, благодаря своей прозрачности и текучести прекрасно сочетается с масляной пастелью. Но можно также использовать данные средства для достижения эффекта мерцания, это, своего рода, прием фотокопии, включающий в себя нанесение рисунка водоотталкивающим материалом, который проявится и заиграет через акварельную краску, как это происходит при проявлении фотопленки.

Также мы применяли в изобразительной деятельности черный маркер, усиливающий интенсивность рисунков. Благодаря водостойкости, маркер не растекается под акварельными листовками. При просыхании акварельного слоя, раскрашивали рисунок фломастерами, не забывая о правильности нанесения цвета, формируя таким образом правильную композицию.

Техника письма по-сырому (по-мокрому) широко используется даже опытными живописцами, прошедшими академическую школу. Мы же с детьми используем данный прием в упрощенной форме, достигая неожиданных результатов в изображении неба.

Очень важно, на мой взгляд, работая с детьми, раскрывать в цвете «пейзажный фон», когда достигнута композиционная целостность, т. е. готов рисунок. Предварительная тонировка бумаги, а, затем, нанесение изображения, думаю, не формирует у ребенка понимание пространства. Это механическая работа. Поэтому, повторяя многократно тонировку бумаги, а далее нанося на нее рисунок, ребенок, столкнувшись с поставленной задачей - нарисовать пейзаж цветными карандашами повторит излюбленный прием всех дошкольников: у верхнего края листа появится голубая полоса, обозначающая небо - у нижнего края тонкой полосой будет изображена трава.

Поэтому при выполнении работы над пейзажем, педагогу необходимо формировать в сознании ребенка представление о построении пространства на листе бумаги. И выполнение нетрадиционных тонировок происходит через осознанное понимание структуры пейзажа.

Аппликация, также является привлекательным дополнением к плоскостной композиции, создавая рельефность и неровность фактуры. Причем, можно использовать именно обрывную технику аппликации, для придания картине более естественного эффекта.

Совершенствуясь с детьми в использовании нетрадиционных техник, мы использовали прием одноцветного сюжета – нанесение рисунка белой гуашью на синюю бумагу с целью получения зимнего пейзажа.

Метод тычка использовался в моей работе в качестве придачи весенним деревьям наибольшей выразительности, дети были в восторге!

При всей привлекательности внедрения нетрадиционных техник в работу с дошкольниками необходима осторожность. Т. к. легкость исполнения, с достижением самых ярких и выразительных эффектов, а также возможность проводить эксперименты на листе отвлекают ребенка, а порой и педагога от необходимости опираться на базовые знания и опыт изобразительного искусства. Существует опасность, что, используя только нетрадиционные техники в работе с дошкольниками, мы сформируем в наших детях любовь к яркой, но бесформенной действительности. Поэтому целесообразно использовать рассматриваемое направление в качестве подкрепления к изучению основных законов изобразительного искусства.

Поэтому перед началом работы необходимо поставить перед собой четкую цель, которую нужно будет грамотно разрешить в ходе работы с детьми.

 Задачи могут быть следующие:

- Изучение с детьми законов композиции в изобразительном искусстве, т. е. правильное расположение изображаемых объектов в листе бумаги, определение композиционного центра и выделение его цветом, тоном, объемом, размером или пробелом.

- Изучение передачи пространства на листе бумаги, т. е. отделение неба от земли. Решение тонального отношения земли и неба. Далее определение планового расположения. Изучение законов линейной и воздушной перспективы. Изучение передачи перспективы с помощью цвета (от теплого к холодному).

Хорошо, если в ходе работы решается несколько поставленных задач, но это легко выполнимо с небольшим количеством детей, участвующих в изодеятельности.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Самореализация

  1. Работа с документацией. Составление календарно-тематического планирования

Сентябрь

  1. Изучение опыта работы по теме через интернет-ресурсы

В течение года

  1. Выступление на педсовете по теме: «Использование различных видов техники в художественном творчестве». Показ презентации

Октябрь

  1. Курсы по повышению квалификации «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО»

Февраль-апрель

Работа с детьми

  1. Разработка плана занятий с детьми

Сентябрь

  1. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

В течение года

  1. Оформление стендов работ с детьми

В течение года

Работа с родителями

  1. Разработка плана работы с родителями на год

Сентябрь

  1. Памятка для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование». Сотрудничество с педагогом-психологом

Декабрь

  1. Оформление стендов выставки детских работ для родителей

В течение года

Работа с педагогами

  1. Мастер-класс по рисованию для педагогов «Маки»

Сентябрь

  1. Мастер-класс по рисованию для педагогов «Васильковое поле»

Октябрь

  1. Мастер-класс по рисованию для педагогов «Белая березка»

Декабрь

Памятка для родителей

«Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире, в своём изобразительном творчестве.  Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе.  А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Рисование   нетрадиционными   способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.  Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.  Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности.  Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.  Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

- Способствует снятию детских страхов;

- Развивает уверенность в своих силах;

- Развивает пространственное мышление;

- Учит детей свободно выражать свой замысел;

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- Учит детей работать с разнообразным материалом;

- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

- Развивает мелкую моторику рук;

- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию + отчет

план по самообразованию...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Самообразование отчет по трудовому воспитанию детей

объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей и формирование у воспитанников основ трудовой деятельности...