Проект "Народная игрушка"
проект по окружающему миру

Любовь Сваталова

Проект по народному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektr_narodnaya_igrushka.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народная игрушка» 

Актуальность.

Нашим учреждением накоплен определенный опыт по проблеме «Народная игрушка в современном детском саду». Работа в этом направлении позволяет получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, в нашем дошкольном учреждении с детьми старшей подготовительной группы был разработан долгосрочный проект «Народная игрушка».

Поскольку наше дошкольное учреждение имеет приоритетное художественно-эстетическое направление, выбор темы проекта явился не случайно. Народная игрушка – это своего рода лаборатория, где происходит быстрый обмен информацией и ведется открытый для всех педагогов творческий поиск. В связи с этим в 2013 году в данный проект введено ещё одно направление – «Город Мастеров» на тему «Сказочные куколки».

Проблема.

Развитие интереса у детей к народным игрушкам в наши дни.

Цель.

Привитие любви к творчеству через народную игрушку; побуждение ребенка к исследованию, фантазированию.

Задачи.

  • познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, закрепить в их сознании связь между игрушкой, жизнью и бытом своего народа;
  • выработать правильную методику общения ребенка с народной игрушкой;
  • внедрить в работу с детьми различные способы использования игрушек в воспитании детей;
  • активизировать речь, расширить словарь;
  • содействовать развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики;
  • развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах);
  • учить поиску материала в разных источниках;
  • активно привлекать родителей.

Работа над проблемой

Перед нами встал вопрос, какие же формы работы способствуют тому, чтобы народные игрушки не просто стояли на полках, но стимулировали активность и воображение ребенка? А началось все с того, что одна из воспитанников принесла в группу детского сада маленькую куколку из «бабушкиного сундучка», детям она очень понравилась и они захотели узнать все из ее прошлого, и иметь такую же у себя. Так возникла идея проекта «Народная игрушка». Первые шаги по реализации проекта начались, конечно, с беседы детей и родителей, с создания центра игрушки, уголка хорошего настроения – «В гостях у домовёнка «Кузьки», выставочного домика матрешки – «Наедине с любимой игрушкой».

Начиналась работа над проектом с подготовительного этапа. Чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта участникам проектной группы были предложены вопросы проекта, на которые им предстояло ответить. С детьми проведен опрос: «Карта предпочтения игрушек», где выяснился интерес детей к народным игрушкам. С родителями проведено анкетирование – «Анкета для мам» по народной культуре (приложение). Одним из главных компонентов проекта стала совместная работа с родителями: обговаривали план работы над проектом, затем родители изготовили авторские тряпичные куклы, таки образом было положено начало для мини-музея народной игрушки. Воспитатель совместно с родителями собрал методическую литературу, и составили «перечень народных игрушек» (приложение). Педагоги изготовили по нему образцы кукол изо льна, соломы, ткани, бересты, пакли, ниток, глины и крупы, а школьники изготовили «богородские игрушки» и болванки матрёшек из дерева для детей (приложение). Воспитателем изготовлены альбомы: «Наш дом – Россия», «Искусство Русского Севера», дидактические игры: «Спрячь матрёшку» (по карте-схеме группы), «Помоги Кузьке найти матрёшку», «Собери узор» (приложение). Разработан перспективный план работы с детьми (приложение). Началась совместная подготовка материала: собираем и обсуждаем с родителями, дети на занятия и беседы дома составляют с мамами мини-доклады, подобрана русская народная музыка, песни и танцы, сшиты русские народные костюмы: девичьи сарафаны и мальчикам косоворотки-рубашки, костюмы матрёшек (приложение). На родительское собрание подготовлен педагогом доклад: «Живой родник народной культуры» (приложение). Проведен цикл занятий: «Игрушка народная в жизни дошкольника», конкурс рассказов родителей об игрушках, бабушек из своего детства. Творческие выставки совместных работ родителей и детей. Сами дети были участниками начинаний, превращались в волшебников, пытаясь оживить игрушки с помощью писателей и поэтов, рассказывали стихи об игрушках, составляли загадки, сказки, пели частушки на тему: «Ожившие игрушки». В детском саду работает клуб «Матрёшечки» под руководством библиотекаря (приложение). Дети часты гости в библиотеке, собрали по теме проекта выставку художественной литературы. Сотрудничество с библиотекой приносит детям радость – народные игрушки живут рядом с книжкой. Они дополняют друг друга. В сознании ребенка образ живого существа, о котором написано в книге, воплощается в игрушке. А для библиотеки народные игрушки – это наглядное пособие, которое используется в работе. В результате совместной работы организовали в группе мини-музей «Не то дорого золото, что блестит, а то, что доброго мастера». Воспитателем был разработан план работы в мини-музее согласно с родителями и детьми, организовано его посещение. В музее представили выставку игрушек разных народных промыслов, с детьми изучали историю создания характерных для каждого промысла изделий (приложение). Родители собирали по народным промыслам деревянную и керамическую посуду, росписи (приложение). Дети посетили музеи школы и библиотеки «Преданье старины глубокой», «Рукотворные изделия». Поездка родителей и детей в музей народной избы в селе Верхний Енангск. Проведен досуг «Народные подвижные игры», составлена игротека «Народные игры родного края», досуг «Дымковская игрушка» (ярмарка, приложение).

Вид проекта – инновационный (творческий).

Проект предусматривает:

  • приобщение детей к народной игрушке с помощью игровых приемов, народных игр;
  • создание особой микросферы, в которой наиболее полно раскрываются индивидуальные возможности и особенности развития каждого ребенка;
  • представление мини-музея, где народная игрушка является символом добра и домашнего уюта.

Организационные аспекты проекта.

Одним из главных направлений проекта является работа с детьми. Основная категория участников проекта – дети 5-7 лет и их родители.

Работа проводится в детском саду с подключением родителей, педагогов, библиотекаря, школьников.

Основная форма работы – занятия, театрализованный и творческий кружки, наблюдения за творчеством селян, театрально-зрелищные, виртуальные и игровые мероприятия.

Реализация проекта осуществляется на основе широкого использования театральной педагогики и куклотерапии. Планируемое время на реализацию проекта с 22 октября по 30 апреля.

Этап

Содержание деятельности воспитателя на различные этапы проекта

Содержание деятельности детей на различные этапы проекта

Поисковый

  1. Формирует проблему, цель.

Вопрос: Что нужно сделать, чтобы «сказочные куколки» из «бабушкиного сундучка» появились в нашем детском саду?

При постановке цели определяется продукт: выставка народной игрушки.

  1. Вводит в игровую ситуацию: с помощью «куклы Обереги» начинаем путешествие в прошлое игрушек.
  2. Формируем задачи: познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами.
  1. Входят в проблему с вопросов: что мы знаем о народных игрушках? Что хотим узнать? Что для этого надо сделать? Для чего нужны народные игрушки?
  2. Вживаются в игровую ситуацию.
  3. Принимают и уточняют задачи проекта.

Аналитический

  1. Подводит к решению задач.
  2. Воспитатель и родители помогают детям спланировать деятельность (найти решения путем экспериментирования, воплотить найденное решение продуктивной деятельности).
  3. Педагоги решают задачу организации деятельности.
  4. Проводят совместный поиск информации с родителями в литературе, интернете.
  1. Планируют деятельность.
  2. Объединяются в рабочие группы.
  3. Распределяют амплуа, задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы.

Практический

  1. Педагоги организуют работу над проектом поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность.
  2. Оказывают практическую помощь, привлекают детей к достижению намеченного плана.
  1. Ищут решения задач.
  2. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.
  3. Совместно составляют схему этапа. Походу работы совещаются, вносят изменения и делают вывод о завершении работы.
  4. Участвуют в экскурсии, походы в библиотеку, школу, в беседах, обсуждениях, чтении литературы.

Презентационный

  1. Принимает участие в защите проекта.
  2. Участвует в представлении продукта проектной деятельности с родителями и детьми.
  1. Договариваются о защите проекта.
  2. Представляют продукт деятельности: спектакль для малышей, вернисаж «Красиво своими руками».

Контрольный

  1. Выдвигает новую проблему: как использовать своеобразие народных кукол в театральных играх, спектаклях.
  1. Дети отвечают на вопросы и задают их. Выявляют причины успеха неудач.
  2. Определяют цели нового проекта: создать поделку «Хоровод кукол»

Конечные цели проекта:

  • привитие дошкольникам культуры речевого поведения;
  • обогащение их словарного запаса средствами народных игр, изобразительной и музыкальной деятельности, театра;
  • создание центра народной игрушки мини-музея;
  • использование народной игрушки в игротеке;
  • воспитание у детей культуры взаимоотношений;
  • обучение элементам цветовой рефлексии (оценка детьми мероприятий с помощью цветных предметов).

Партнеры по реализации проекта: школа, библиотека, родители.

Народные игрушки для детей – воспитатели, учителя и наставники. Само её название содержит в себе вполне конкретное и серьезное дело. Дети, играя с ними, отрабатывают нравственные модели поведения, тренируют эмоции, учатся полезным навыкам, побуждают ребенка творить, исследовать, фантазировать.

Продумано нами и организационно-методическое обеспечение проекта. Среди основных форм работы – издание методических пособий «Торим вместе с мамой – сказочные куколки», совместные тренинги родителей и педагогов.

Работа по реализации проекта оказалась интересной и увлекательной. Народная игрушка стала предметом всестороннего изучения, как со стороны педагогики, так и со стороны дошкольного учреждения. Воспитателем проведена диагностика по результатам проекта (приложение).

Во время презентации представлена: совместная деятельность детей и родителей: музей кукол, выставка рисунков: «Старина, старина, до чего ж ты хороша», выставка поделок «Рукоделье в семье». Народная игрушка успокаивает и создает хорошее настроение у всех. Работа продолжается на кружке «Живые руки» - «Народная рукотворная кукла». Надеюсь, что впереди много открытий, находок и уверенности в том, что мы делаем наших детей более творческими, успешными.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организация которых обеспечивается воспитателей

Дни недели «Матрёшки»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

НОД

«Веселые матрёшки»

Цель: познакомить детей с историей матрёшки, её внешним обликом, особенностями росписи

«Семеновские матрёшки»

Цель: познакомить с особенностями росписи

«Кич-Городецкие матрёшки»

Цель: познакомить с элементами Кич-Городецких традиционных  узоров

«Загорская матрёшка»

Цель: учить рисовать растительный узор (по своему замыслу)

Развлечение «День рождения матрёшки»

Художественная литература

«Матрёшкины потешки»

«Сказка о матрёшке»

Стихи и частушки о матрёшках, загадки

Т.Шпикалова – «Русская матрёшка»

Стихи к празднику

Русские народные игры

«Колечко»

«Аюшки»

«Ай, тари»

«Кострома»

«Лапти»

Продуктивная деятельность

«Рисование матрёшек на камушках (морских)»

«Нарисуй узор на сарафане матрёшки»

«Роспись матрёшек на деревянной болванке»

Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

Танец ванек-встанек, «Матрёшки»

Рассказывание

Составление рассказов о матрёшках

Составление сказок, действующими лицами которых являются матрёшки

Заучивание частушек - потешек

Загадки о матрёшках

Небылицы Петрушки

Дидактические игры

«Составь матрёшку»

«Найди матрёшку в группе» (работа со схемой)

«Чья матрёшка громче поёт»

«Приключение матрёшки в русской избе»

«Посчитай матрёшек»

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Экскурсия в школу в музей народных кукол

Рассматривание альбома «Матрёшки»

Экскурсия в библиотеку-клуб «Матрёшки»

Рассматривание альбома «Искусство русского севера»

Посещение мини-музея матрёшки

Театрализованные игры

«Дружная семья матрёшек»

Инсценировка «Матрёшки» на песню «Русская матрёшка»

Сказка про матрёшку авторская (сочиняем и ставим сказку)

Кукольный театр «Веселые матрёшки»

Театрализованная игра «Колобок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...