Совместная деятельность по развитию коммуникативных навыков "Помоги другу"
материал (старшая группа)

Афанасьева Ирина Михайловна

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_pomogi_drugu.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 135

ГОРОДА ТЮМЕНИ

Сценарий совместной деятельности детей   старшего дошкольного возраста  по развитию коммуникативных навыков

на тему:

«Помоги другу»

Подготовила педагог  :

Афанасьева И.М.

                                                                                   

Тюмень,  2016

Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучать умению слушать и слышать другого.
  2. Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
  3. Развивать способность делиться своими переживаниями.

Развивающие:

  1. Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния.
  2. Формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка.

 Воспитательные:

  1. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка.
  2. Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
  3. Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
  4. Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: аудиозапись детских песен «От улыбки станет всем светлей», девочки куклы, дракон, надписи названия островов, пластиковые стаканчики с отрицательными эмоциями, дополнительные детали эмоций, предметные картинки разрезанные пополам, зеркало, карточки с различными качествами людей, светофорики, мешки двух цветов нарисованные на доске,  сердечки, шкатулка или коробочка, простынь, препятствия: модули.

Ход тренинга

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг! »

Цель: создать психологически комфортную атмосферу.

   Упражнение проводится в кругу. Каждый участник здоровается и называет себя по имени.

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

 Сказка «Украденная дружба»

Жили-были три сестрички-принцессы Маша, Катя и Елена. Жили они в красивом замке на окраине большого сказочного города. У каждой из них была великолепная комната аккуратно прибранная и изысканно украшенная. И, конечно же, у всех были любимые игрушки: у Елены – лошадка, у Маши – машинка, у Кати – пазлы. И любимые занятия у них тоже были: Катя карандашами раскрашивала, Маша сказки читала, Елена - поделки из пластилина делала.

Сестренки были хороши собой, всегда нарядные, с красивыми прическами – просто красавицы, каких свет не видывал. А уж как они любили трудиться: и полы подметут, и посуду намоют, и все белье перегладят, и цветочки вовремя польют.  Да такие заботливые, ласковые: то птичку раненую в дом принесут, то белочку подстреленную выхаживают. А еще они на всю округу дружбой своей девичьей славились: куда ни пойдут – всегда вместе, дружно да слаженно. В замке у них символ дружбы хранился в потайном сундуке – шар многоцветный, их семейная реликвия, которая передавалась из поколения в поколение. Девочки этот шар хранили, берегли, и ключ от сундука всегда с собой носили.

Но однажды случилась беда. Узнал про дружных сестричек Драконище, прилетел он из-за морей, чтобы украсть у них дружбу. Уж очень ему завидно было, что они такие счастливые, а его никто не любит. Решил он ночью тихо к замку подкрасться. Замок никто те охранял, он зашел в него беспрепятственно, взял ключ со стола, открыл сундук и …шар дружбы оказался в его огромной пасти. Вылетел Дракон в окно открытое… Только его и видели. Улетел он в свою пещеру.

Проснулись на утро девочки в дурном настроении: кто ворчит, кто плачет, кто упрямится… Потом и ссора началась. Друг на дружку дуются, не разговаривают, языки показывают, кулаками машут, дразнятся. Узнал об этом  Волшебник   и говорит: «Всему виной Драконище, который украл вашу дружбу и запер ее в своей пещере. Надо вам срочно в путь-дорогу собираться, к Дракону в пещеру отправляться. Путь будет далекий и нелегкий, трудные препятствия надо одолеть. Сможете его пройти – вернете свою дружбу, а уж если нет, то не жить вам больше в дружбе, любви и согласии. А чтобы с дороги не сбиться, дам я вам карту волшебную – она вам покажет, куда идти.

Ребята, поможем девочкам, спасти их дружбу?

Прежде чем отправиться в путь нам необходимо взять с собой

Упражнение «Чемодан»

Цель: развитие навыков общения

Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.

Чтобы, попасть в волшебную страну, нужно отправиться всем вместе, чтоб никто не остался позади

Подвижная игра «Ручеёк»

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.

     Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящему и таким «паровозиком» начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.

А вот и карта. Давайте посмотрим.

Ребята вот мы и очутились в волшебной стране, чтобы дойти до пещеры Дракона, нам предстоит пройти много препятствий.

Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Остров Зеркал». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

«Остров Зеркал»

А что делает зеркало? Верно, отражает нас и наши действия.

Упражнение «Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и невербальных средств общения

Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!

-Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше! (Игра Ручеёк)

«Заколдованный остров»

Примечание. На столах, лица  с грустными и злыми выражениями лица. Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации ( различные части лица-губы, глаза, носы брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния- грусть, радость, удивление и т.п.)Детали наклеены на двусторонний скотч.

-Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!

Примечание. Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? Как приклеить губы, чтоб человек улыбался? И т.п.

-Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? Молодцы, здесь мы справились! Отправляемся дальше. (Игра Ручеёк)

«Остров Попугаев»

Примечание. Необходимо круглое зеркало с ручкой.

-Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция: передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.

-Молодцы, и с этим заданием все правились на отлично! А на следующий остров мы полетим с вами на облаке!

Релаксация

Примечание. На полу расстелена белая простынь.

-Ребята, а каким вы себе представляете облако?

Опускайтесь осторожно на белое пушистое облачко!

Примечание. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

-Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубок вдохните и выдохните…Еще раз…И еще раз вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как, будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спинка удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко лучиками щекочет вам

глазки-откройте, поморгайте глазками,

лобик-поморщите

носик-поморщите

ротик-пошевелите губками;

пошевелите плечиками;

пошевелите ручками;

пошевелите ножками

Представьте, как солнышко вас греет, вам тепло и уютно, теперь потянитесь, улыбнитесь. Вот мы с вами и прилетели. Сойдите с облачка, поблагодарите его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз подтянитесь, выпрямитесь, и снова почувствуйте себя бодрыми и внимательными.

Примечание. Ведущий подводит к Пещере дракона.

-И вот мы с вами пришли к пещере Дракона.

Нам нужно доказать Дракону, что мы умеем дружить.

Что означают слова дружбадругдружить в вашем понимании? Какие качества помогают в дружбе, а какие мешают?

 Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.

- Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./

Упражнение «Темные и светлые мешочки» На листе нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.

Упражнение «Светофорики»

 Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» - зеленый цвет, «нет» - красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка. Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.

Секреты дружбы

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Что же у нас получилось? (Правила записываются на доске:

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Не грубить

Не злиться

Не жадничать

Помогать друг другу

Быть честным

Мы доказали дракону, что мы знаем что такое дружба и умеем дружить.

Что же ребята, нужно сделать, чтобы вернуть дружбу девочек?

(Дракона надо пожалеть да своей дружбой наградить. Пошептали волшебные слова «Дружба нам, дружба вам, делим дружбу пополам!», да и проснулся Дракон дружелюбным да ласковым.)

Сестрички стали его называть Дракошей и предложили у себя жить остаться. Дракоша обрадовался, что его тоже любят, ласково называют да хвалят. С тех пор он у девочек в замке живет, днем и ночью их покой охраняет, шар волшебный стережет, а по выходным мультфильмы показывает, колобки печет да всех угощает.

-Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: «Молодцы!»

– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. - А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. - Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

 Релаксационная музыкальная пауза. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми. "Если с другом вышел ты..."

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей коррекционной группе. Тема: "Безопасность."...

Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей четвертого года жизни "День рожденья куклы Оли".

Сюжетно-ролевая игра с целью развития игровых и коммуникативных навыков детей второй младшей группы детского сада. Соответствует ФГОС....

Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе "Волшебный эликсир"

Совместная деятельность построена на коммуникативных играх с детьми. В играх дети участся действовать в команде, договариваться, слушать собеседника, свободно выражать свои эмоции....

"Весна пришла" Конспект совместной деятельности по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны. Развитие устной речи и коммуникативных навыков....

Конспект совместной деятельности по социально - коммуникативному развитию с детьми старшего возраста на тему "Блокада в Ленинграде" /с использованием ИКТ/

Конспект совместной деятельности по социально - коммуникативному развитию с детьми старшего возраста на тему "Блокада в Ленинграде" /с использованием ИКТ/...

Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми младшего дошкольного возраста «Подружимся с кошкой»

Предлагаю вам конспект совместной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 года) по теме «Подружимся с кошкой». Данный материал будет полезен воспитателям младших групп ДОУ. В ход...