Главные вкладки

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях в дошкольных учреждениях».
    статья (старшая группа)

    Мингалеева Ирина Владимировна

    Принимала участие во II Муницыпальных рождественских чтениях "Нравственные ценности и будущее человечества".   Делилась опытом работы «Духовно-нравственного воспитание дошкольников на православных традициях в дошкольных учреждениях»на примере нашей группы и сада. Пришли к выводу о том, что :Как ищут деревья в лесу своими корнями плодородную почву, сплоченную из пластов упавших листьев, так и народ живет теми духовными устоями, которые создавались от доблести, геройства стремлений, страданий и надежд предшествующих поколений. В этом заключается живительная сила, которую исчезнувшие поколения выработали для поколений грядущих…

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЁЛОК СОЛНЕЧНЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

    ______________________________________________________________

    660947, ЗАТО п. Солнечный, Красноярского края, ул.Неделина, 5-а, тел.8 (39156) 27-6-61

    mdou-01@yandex.ru

    «II Муниципальные рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества».

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях в дошкольных учреждениях».

    Воспитатель:

    Мингалеева Ирина Владимировна

    2017 г.

    «Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру  в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».  

                      Свят. Тихон Задонский.

        Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В раннем возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство является благоприятным для духовно-нравственного воспитания.

        Под содержанием нравственного воспитания мы понимаем формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Нам необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником дошкольника на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения закладывает в нем основные нравственные нормы поведения.

        В настоящее время ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Поэтому работа в ДОУ должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы не только в коллективе, но и в семьях детей, и возрождение семейных традиций. Для этого в образовательной программе МКДОУ разработаны: календарь знаменательных дат, наиболее значимых для детского сада и примерное комплексно- тематическое планирование. Каждая неделя или месяц посвящён той или иной теме. Например: «Спешите делать добро», «Дружат люди на планете, дружат взрослые и дети», «Что я знаю о себе», «Праздник бабушек и дедушек», «Помоги тому, кто рядом», «День победы».

        Воспитатели вместе с дошколятами совместно планируют деятельность по этим темам в виде детских проектов, где малыши активно проявляют инициативу в выборе видов деятельности (что-то смастерить, слепить, прочитать, спросить у кого-нибудь, поиграть, понаблюдать и т.д ) Результатом данной деятельности является, оформление культурно значимых продуктов таких как: изготовление поделок и подарков, макетов, коллажей, оформление выставок различных тематик, проведение праздников, развлечений, тематических экскурсий, участие в благотворительных акциях, конкурсах,.

        Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, активно защищать слабых, проявлять заботу и любовь к природе. Поэтому мы часто обращаемся к ним в своей деятельности. Вместе с детьми заучиваем народные потешки, прибаутки, заклички, широко используем пословицы, загадки, поговорки.

        Эффективное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Став для детей «старшим товарищем», воспитатель старается разделить их мировосприятие. Дети же дают ему возможность вернуться в волшебный мир детства: вместе с ними огорчаться и радоваться, восторгаться и переживать.

        Практикуем разыгрывание сценок и эпизодов из русских народных сказок, знакомимся с рассказами о народных обычаях и традициях. Рассматриваем иллюстрации о русском быте. Во всех группах нашего МКДОУ есть детские мини-костюмерные, где находятся всевозможные русские народные костюмы и атрибуты для театрализованных инсценировок и постановок.

            Большой познавательный интерес и радость у ребят вызывают русские    народные музыкальные, подвижные игры, хороводы. Их мы разучиваем на прогулках, в преддверии праздников, и в повседневной жизни.

        Удивительное и загадочное явление русской народной культуры- это несомненно православные мероприятия. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. В нашем саду проводим совместные досуги, праздники, развлечения, такие как: «Рождество Христово», «День Матери», «Светлая Пасха», «Выпуск детей в школу», «Покров Пресвятой Богородицы», «День Победы в Великой отечественной войне», «День Петра и Февронии», «Праздник русской берёзки», «Праздник православной книги» и т.д.

        Особенно детям и педагогам нравятся мероприятия в рамках Рождественских и пасхальных фестивалей, в которых мы ежегодно принимаем участие. Каждый год звучат песни о добре и радости, любви и верности. Дошкольники принимают активное участие, выступая на сцене, как большие артисты.

        С огромным интересом и желанием наши дошколята посещают: «Музей боевой славы», экологический центр, школу искусств, библиотеку в начальной школе и ДКРА, любимые места нашего поселка. Благодаря таким мероприятиям, происходит сетевое взаимодействие с социальными партнерами. Что в свою очередь, способствует познавательному и интеллектуальному развитию, воспитанию любви к Родине, чувства гордости и патриотизма, формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования, навыков бережного отношения к окружающей природе. Реализация данного направления работы осуществляется при тесном взаимодействии детского сада и семьи, а также при активном содействии глубокоуважаемых детьми и взрослыми гостей - священнослужителей.

        С интересными рассказами и необходимыми наставлениями, с понятной детям информацией и напутственным словом родителям, они несут тепло, доброту и надежду.

          В нашем детском саду должное ежедневное внимание отводится трудовому воспитанию дошкольников. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

        Например, воспитанники нашего детского сада с огромным желанием стремятся помочь дворникам убрать снег на территории. Или с восторженным чувством наблюдают за листопадом, а затем спешат собирать опавшие листья с помощью детских грабель. А дежурство в группе для большинства ребят является любимым занятием. Поскольку, ребята, войдя в этот образ, чувствуют себя более взрослыми, ответственными.

        В преддверии наступающих холодов, наших ребят очень волнует вопрос о том, как будут зимовать наши пернатые друзья. И многие уже начали изготовление для них кормушек совместно с родителями, приносят корм.

        Ежегодно в нашем детском саду проводиться акция «Каждой пичужке – кормушка», в которой дошколята с удовольствием принимают участие совместно со своими мамами и папами.

        Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
       Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие
    Поэтому родители наших воспитанников активно участвуют в жизни детского сада, а доведение до их сознания важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. С огромным трепетом ребята относятся к изготовлению подарков для: мам, пап, бабушек, дедушек, детей младшего возраста.

    Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в МКДОУ создана система работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей, включающая образовательную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

        Как ищут деревья в лесу своими корнями плодородную почву, сплоченную из пластов упавших листьев, так и народ живет теми духовными устоями, которые создавались от доблести, геройства стремлений, страданий и надежд предшествующих поколений. В этом заключается живительная сила, которую исчезнувшие поколения выработали для поколений грядущих…


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

    Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

    «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

    В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

    Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

    Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

    Авторский сценарий мероприятия направленного на духовно-нравственное воспитание дошкольников в православных традициях «Колокольный звон»

    Пиобщить детей к истокам народной культуры, которая способствует воспитанию творческой личности, одухотворенной культурными и духовными ценностями. Познакомить детей с Пасхой, как самым главным и важн...