Программа кружковой деятельности "синтез искусств "Фантазёры"
рабочая программа

Федотовская Елена Сергеевна

Кружковая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fantazery.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная Бюджетная Дошкольная Образовательная Организация

Центр Развития Ребёнка

детский сад № 17 «Василёк»

«Утверждаю»

Заведующий

МБДОО ЦРР д/с № 17 «Василёк»

___________ Анютина А.В.

«____» ___________ 2018 г.

ПРОГРАММА

кружка «Синтез искусств «Фантазёры»

для детей 5-7 лет

Педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности:

Федотовская Е.С.

г. Лобня – 2018г.

Пояснительная записка 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. 

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. 

Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.   

Актуальность 

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: 
• желание практически действовать с предметами, которое уже не
 удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; 
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. 

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий». 

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. 

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. 

Новизна и отличительная особенность

Программа «Синтез искусств «Фантазёры» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Программа сочетает в себе художественно-эстетическую направленность и работы по ручному труду. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев. 

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. 

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность. 

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. 
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность. 


Цель и задачи

Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию. 

Задачи по художественно-эстетическому воспитанию:

  1. Познакомить с жанрами изобразительного искусства, их особенностями.
  2. Развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
  3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству (нетрадиционному рисованию), эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка.
  4. Учить создавать выразительные образы. 
  5. Развивать чувства цвета, цветового восприятия, учить подбирать цветовую гамму в соответствии задуманным образом. 
  6. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное. 
  7. Формировать композиционные навыки. формировать эстетического отношения детей к окружающему.
  8. Развивать умение видеть и чувствовать красоту в искусстве, понимать прекрасное.
  9. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. 
  10. Формировать художественные умения и навыки работы в разных изобразительных техниках. 

Задачи по обучению технике работы по ручному труду: 

1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного искусства. 

2. Познакомить со свойствами материалов.

3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями и инструментами, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу. 

4. Развивать общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих рук. 

5. Развитие творческих способностей детей, оригинальности подхода к решению художественных задач.

6. Воспитание интереса к ручному труду, желания сделать поделки, украшения своими руками.


Задачи по сенсорному воспитанию:

1. Повышать сенсорную чувствительность. 

2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета. 

Задачи по развитию речи: 

1. Активизировать пассивный словарь детей, обогащать словарь детей.

2. Развивать монологическую и диалогическую речь.

3. Учить активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства предметов; объекты и явления природы. Называть материалы, используемые для работы.

Задачи по нравственному воспитанию:

1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.

2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность,

самостоятельность. 

3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.

4. Развивать желание детей делать приятное для других детей, родителей. 

5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.

Направления работы:

1. Развитие творческих способностей

2. Художественно-эстетическое развитие 

3. Познавательное развитие

Содержание программы

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.

На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

1.Словесные:

- рассказ;

- беседа;

- объяснение;

- чтение художественной литературы, художественное слово;

- образное слово (стихи, загадки, пословицы);

- поощрение;

- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

2. Наглядные:

-использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

3. Практический прием:

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Условия и материалы для реализации программы

Занятия проходят два раза в неделю, продолжительностью по 30 мин.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное творчество.

7. Анализ готовых работ.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Материалы:

Бумага разных видов:

картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д.

ткань,

вата, ватные диски, ватные палочки,

свеча,

природный материал:

семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.

крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,

пластилин,

глина,

тесто соленое, тесто цветное,

бросовый материал:

коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, пробки, стаканчики, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы и т.д.

фольга,

нитки:

мулине, джутовая, ирис и др.

краски:

гуашь, акварельные краски, акриловые краски,

карандаши простые, цветные,

фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д.

ножницы,

клеёнка,

клей:

клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,

кисти:

беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5

стеки,

влажные салфетки,

непроливайки,

шаблоны.

Способы работы:

  1. Рисование по представленному образцу с полным описанием.
  2. Отрезание или обрывание полосок, или кусочков от листа бумаги.

3. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

4. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

5. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.

6. Наклеивание ниток и ткани на изображение.

7. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.

8. Наклеивание ватных дисков на изображение.

9.  Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

10. Скрепление различных деталей.

11.  наматывание ниток на основу.

12.  Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.

13. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

14. Изучение нетрадиционных способов рисования.

15. Лепка предметов из теста и их закрашивание.

16. Изучение приемов работы с бумагой.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары, практикумы, мастер-классы.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Планируемый результат

• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.

• Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем.

• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

• Научатся видеть необычное в обычных предметах

• Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая и подготовительная группы

• Овладеют различными приемами преобразования материалов.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

• Разовьется поисковая-исследовательская деятельность.

• Освоят умение анализировать поделку.

• Сформируется положительное отношение к труду (как своему, так и других).

• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

• Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.

Календарно-перспективное планирование

Октябрь

  1. «Ветерок» пейзаж

Рисование с применением аппликации природными материалами.

Краски гуашь, кисточки, сухие листья.

  1. «Осеннее дерево» поделка

Краски гуашь, кисточки, цветная бумага, белый картон, клей.

  1. «Осенняя фантазия» выдувание трубочкой

Краски гуашь, трубочки, сухие листья, клей.

  1. «Осенний букет» пластилинография

Природный материал, пластилин, белый картон.

  1. «Березка» рисование

Краски гуашь, кисточки, мелки

  1. «Осеннее дерево» ватными палочками

Краски гуашь, ватные палочки

Ноябрь

  1. «Разноцветные зонтики» рисование пальчиком

Краски гуашь

  1. «Зонтик» открытка

Фломастеры, цветная бумага, клей

  1. «Веселый зонтик» поделка

Фломастеры, лист белой бумаги, клей

  1. «Дождь» рисование по мокрой бумаге

Краски акварель, кисточки, бумага

  1. «Разноцветная осень» рисование в технике «монотипия»

Краски гуашь, кисточки, лист бумаги

  1. «Осеннее дерево» поделка из бумажных колечек

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей

  1. «Золотая осень» пуантилизм

Краски гуашь, ватные палочки

Декабрь

  1. «Мое любимое животное» тычок полусухой жесткой кистью

Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь

  1. «Зимний пейзаж» рисование зубной пастой

Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки

  1. «Елочка» монотипия

Листы бумаги, гуашь, кисти.

  1. «Морозные узоры» свеча + акварель

Листы бумаги, акварель, свеча

  1. «Одежки для котят» поделка

Картон, ножницы, нитки

  1. «Вьюга» ниткография

Листы бумаги, гуашь, нитки

  1. «Варежка» поделка

Бумага цветная, картонная основа, вата

Январь

  1. «Котенок на коврике» рисование

Листы бумаги, гуашь, кисти

  1. «Кошечки и котики» оригами

Бумага офисная цветная, (или бумага для оригами)

  1. «Снежные вершины» композиция из мятой жатой бумаги

Бумага белая, картон цветной, клей

  1. «Витраж» 1 часть

Бумага, цветные карандаши (мелки)

  1. «Витраж» 2 часть

Бумага, витражные краски

  1. «Пушистики» поделка

Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы

  1. «Самолет» пластилинография

Цветной картон, пластилин

  1. «Снегирь» рисование крупой

Листы бумаги, гуашь, манная крупа, клей, кисти

Февраль

  1. «Белая береза под моим окном» свеча+акварель

Листы бумаги, акварель, свеча

  1. «Кукла» поделка

Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные палочки

  1. «Зима» рисование

Листы бумаги, гуашь, кисти

  1. «Вьюга» ниткография

Листы бумаги, гуашь, нитки

  1. «Зимний вечер» граттаж

Подготовленная основа (свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.

  1. «Цветик-семицветик» поделка

Круглая основа из картона с дырочками, нитки для вязания, ножницы, клей

  1. «Подводный мир» рисование с помощью ластика по заретушированному простым карандашом фону

Бумага для акварели, карандаши простые, ластики

  1. «Снежные вершины» объемная композиция

Бумага белая, картон цветной, клей

Март 

  1. «Бабочка» поделка

Картонные шаблоны, цветная бумага

  1. «Сердечко для любимой мамочки» квиллинг

бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы

  1. «Леопард» аппликация из крупы

Распечатанный рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка

  1. «Дракончик» поделка

Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки

  1. «Пионы» рисование пальчиком

Листы бумаги, гуашь, кисти

  1. «Дивные цветы» выдувание трубочкой

Листы бумаги, гуашь, трубочки, кисти

  1. «Волшебные цветы» ниткография

Листы бумаги, нитки, гуашь, кисти

  1. «Весенний пейзаж» монотипия

Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти

Апрель

  1. «Веточка вербы» рисование

Листы бумаги, гуашь, кисти

  1. «Кит» поделка

Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки

  1. «Гусеница» поделка

Цветная бумага, ножницы, клей

  1. «Цветы» поделка

Гофрированная бумага, ножницы, клей

  1. «Бабочка» аппликация из семян

Листы цветного, картона, различные семена, клей

  1. «Теплые и холодные картины» рисование

Акварель, листы бумаги

  1. «Космос» рисование губкой

Краски гуашь, губки, салфетки

  1. Изготовление и роспись стаканчика из папье-маше

Пластиковые стаканчики, газета, клей

Май

  1. «Букет цветов» конструирование из салфеток

Цветные салфетки, клей, цветной картон, ножницы

  1. «Праздничный салют» рисование

Мелки, акварель, листы бумаги

  1. Рамка для фото из газетных трубочек

Газеты, клей

  1. «Первые листочки на деревьях» обрывная аппликация

Листы цветного картона, цветная бумага, клей

  1. «Веселый художник» рисование с закрытыми глазами

Листы бумаги, цветные карандаши, мелки

  1. «Фрукты в вазе» пуантилизм

Краски гуашь, ватные палочки

  1. «Ромашки» рисование

Краски гуашь, листы бумаги

  1. Цветущая ветка сакуры» выдувание трубочкой

Трубочки, краски гуашь, акварель, кисти, ватные палочки, листы бумаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...