ТВОРЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЙ ПРОЕКТ «ЭХО СТОЛЕТИЙ»
проект (подготовительная группа)

Терещенкова Елена  Николаевна

Цель проекта:  Развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

 Задачи проекта:

-дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

- познакомить с историческими фактами военных лет;

- осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников;

- создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;

- формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

- воспитывать будущих защитников Отечества;

-обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;

- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

- проводить обмен опытом по этой проблеме;

- использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.

 

Вид проекта: средней продолжительности, групповой, творчески-поисковый.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Аннотация к проекту:

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

 Реализация проекта «Эхо столетий» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

 

Предполагаемый результат

- знать о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

- сформированность гражданской позиции, чувство любви к Родине;

-  знать произведения художественной литературы и музыки военных лет.

Продукт проектной деятельности

Составление совместно с родителями альбома «Великая Отечественная Война в фотографиях»;

Продуктивная деятельность - рисование рисунков «Великая Отечественная Война в рисунках»;

Выпуск с детьми стенгазеты к 9 мая;

Составление совместно с родителями альбома «Солдатское обмундирование времен Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.».

Презентация проекта

Вечер встречи «Мы не забудем страшной той войны!»

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  • Составление паспорта проекта;
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
  • Подбор презентаций для просмотра;
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

2 этап.  Выполнение проекта

  • Проведение с детьми бесед о войне;
  • Проведение игр-состязаний;
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, заучивание пословиц и поговорок по теме);
  • Рассматривание картин, рисование рисунков, создание альбома «Великая Отечественная Война в фотографиях»;
  • Экскурсия к вечному огню;
  • Просмотр презентаций, слушание песен на военную тематику;
  • создание альбома «Солдатское обмундирование времен Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.».                                 

3 этап. Результаты

  • Подготовка к  вечеру встречи «Мы не забудем страшной той войны!»;
  • Вечер встречи «Мы не забудем страшной войны».                      

Схема реализации проекта

 

Дни недели

Тема

Цель

Содержание и формы работы

Понедельник

 

 

 

 

 

«Так началась война...»

 

 

Привить детям понятие, что война – это трагедия и испытание для всего народа, рассказать о мужестве и героизме всего населения страны, ставшего на защиту Отечества.

Удовлетворять познавательные потребности детей о войне.

- просмотр презентации «Великая Отечественная война»;

- заучивание стихотворения «Майский праздник» Т.Белозёров;

- чтение «Враг у ворот» Н.С.Тихонов, «Подвиг в майскую ночь» Р.И.Фраерман;

- Игры-состязания «Кто быстрее», «Самый меткий», «Самый смелый»;

- прослушивание песен на военную тематику;

- рисование

 

Вторник

 

 

«Дороги войны»

 

 

Познакомить детей с основными событиями войны, городами-героями. Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы. Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.

- беседа «Памятники воинской славы»;

- рассматривание альбомов городов-героев;

- пословицы и поговорки о войне;

Среда

 

 

«Дети войны»

 

 

 

Познакомить детей с именами детей-героев военных лет. Донести до детей, как тяжело приходилось детям в те суровые годы. Формировать чувство гордости за их подвиги. Воспитывать уважение, трепетное отношение к именам детей-героев ВОВ

-беседы "Судьбы детей военных лет";

- создание альбома «Великая Отечественная Война в фотографиях»;

- создание альбома «Герои ВОВ»;

- чтение отрывка произведения В.Катаева «Сын полка»;

- чтение стихотворения «Победа»

Четверг

 

 

 

«Чтим великий День Победы»

 

 

Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества. Закрепить и расширить представление детей о героических делах народа в военные годы. Показать, что бессмертная слава ратного трудового подвига народа живёт в памяти людей.

 

- создание альбома «Солдатское обмундирование времен Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.»;

- чтение «Памятник советскому солдату» Л.Кассиль, «Главное войско» Л.Кассиль.

Пятница

 

Вечер встречи «Мы не забудем страшной той войны»

 

 

Донести до подрастающего поколения значение Победы народа в ВОВ. Вызвать интерес к военной истории нашей Родины, армии, народа. Помочь детям сохранить в памяти этот светлый праздник.

- выпуск стенгазеты к  9 мая;

- беседа «О дне Победы».

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад комбинированного вида №2 «Василек»

143960, Россия, Московская область,

г. Реутов, ул. Советская, д. 14-а

Тел., факс 8-495-528-20-94

E-mail: Sad_vasilek@mail.ru

 

 Беседы  "Судьбы детей военных лет"

(в рамках проекта «Эхо столетий»).

                                                               

Подготовила:

                                                                   Воспитатель группы №8

Е.Н.Терещенкова

2017г.

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет…

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.

Мой рассказ сегодня – это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат,  и радость надежд в ожидании победы.

22 июня 1941года рано утром регулярные немецкие войска атаковали границы СССР от Балтийского до Чёрного морей. Так началась Великая Отечественная война. Утром 22 июня 1941 г. на одной из Брестских улиц лежала девочка с не заплетенными косичками и её кукла. Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда. Не звонкими кострами, а горьким испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете 1941 г.

Дети войны… Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Не детская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок.

Такою все дышало тишиной.
Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось! (С.Щипачев)

В книгах о Великой Отечественной войне есть воспоминания очевидцев того страшного времени.

  • Леля Зайцева (15 лет) вспоминала: «Июнь. Ясное солнечное утро. Москва какая-то новая под лучами утреннего солнца. Вода Москвы-реки озорно блестит на солнце. Я с подружкой, счастливая возвращаюсь из школы домой с аттестатом зрелости. На лето у меня были большие планы. Я собиралась поехать в деревню, побывать в домике П. И. Чайковского в Клину. Лето, казалось, будет интересным. 22 июня  стояла хорошая погода, и вдруг по радио передали сообщение о нападении Германии на СССР. Всё это казалось миражом. Но вскоре пришлось поверить в это».
  • Игорь Опарин рассказывал: «Дома стояли темные, неотапливаемые. Люди в комнатах сидели в шубах, валенках, перчатках… Люди сидели в темноте, некоторые с маленькими коптилками. Газ в дома не подавался. Жители пили холодную воду и ели хлеб, остальное, если было, не на чем было разогреть». «Холодная зима была в 1942 году. Холодная и неприхотливая. С января прекратилось отопление, в комнате стало нестерпимо холодно. Обед был скромный. Мы ничего не варили: было не из чего и не на чем. Садились на диван один подле другого и получали по крохе хлеба. День походил один на другой. Так мы дожили до весны». 
  • «Хлеб, крупу, макароны, масло, мясо, рыбу продавали по карточкам. При утере карточка не возвращалась. Хлеб по карточкам нужно покупать ежедневно. На зарплату служащего в 90 руб. в октябре 1941 можно было купить 10 кг картошки. Мороженая картошка стоила вдвое дешевле, но тоже шла в пищу.
  • «В подмосковных колхозах после уборки капусты оставались зелёные листья. Они лежали подо льдом и снегом. Они были мороженные, но люди их брали с удовольствием. Чтобы нарыть себе эти листья, люди вооружались топорами, лопатами, мешками и отправлялись на пашни. С поля возвращались счастливыми, что нарыли себе пропитания на неделю. Через несколько лет смешно будет это читать, но читать это трудно, а переживать – труднее.

Люди умирали. Погибали на полях сражения от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только военные люди, но и простые мирные. Немцы сжигали  целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми старики, которые не могли уже идти на войну, женщины  и даже дети всех возрастов. Другие деревни они полностью расстреливали,  а дома сжигали.  Фашисты не щадили никого.

           Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Его я узнал не из книжки -
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей. (А. Иоффе)

Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей...

  • Т.С.Ивлева, полиграфист

В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.    

  • Ю.Н. Никитина, товаровед

Когда началась война, страшная война  мне было всего 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.  

  • Ю.Г. Подтыкайлов, инженер-механик

Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт,  и меня зачислили воспитанником, сыном полка в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл...  

  • Л.Т Шепелева, профессор, доктор исторических наук

«Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает надо потерпеть. Блокадный паек - 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода - это одно из устойчивых воспоминаний моего детства...»

 Дети не только выживали, но и погибали на фронтах,   в оккупированных фашистами городах, в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
"Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама - 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г. ...Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких.

Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу.

Вот как определяют самый светлый, ясный и радостный период жизни человека те, у кого детство и отрочество прошли в фашистских лагерях.
«В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь "Красное село", где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправили в лагерь "Балтийский". Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь "Клоога". Выжила чудом...» - вспоминает рабочая из Таллина.

У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи... 
Они прикрыли жизнь собою.

Жизнь начинавшие едва.

Чтоб было небо голубое.

Была зеленая трава.

И вновь - весна... И солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали...
Но кто сказал, что жили вы напрасно?

Но кто сказал, что зря боролись вы?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя

И не видал он материнских слез,
Не видел он могил,
И после боя
Не видел тех, кто это перенес.

Но даже вдали от Родины, находясь в фашистских концентрационных лагерях, советские дети боролись. В одном из лагерей бывшая вожатая Прасковья Лушкова провела приём ребят в пионеры и организовала пионерский отряд. Пионерские галстуки она сделала из красного в горошек лоскутка, так как ничего другого под рукой не было. 1 мая 1944 года, когда в лагере не было коменданта, она вывела детей постарше из барака. Они дали клятву, что будут бороться против фашистов. Прасковья повязала галстуки, и они спели песню о юном барабанщике.

В ночь под новый 1945 год в концентрационном лагере Бухенвальд пионеры, дети узников, надели красные галстуки, и пришли в бараки поздравлять заключенных с новым годом. Это был дерзкий вызов фашистам.

Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты, братья или сестры погибших, освобожденные из плена, сироты или счастливые дети живых родителей – разными путями попадали они на войну и переживали военное время.   Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость и стойкость возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принесшем нам Победу.
Как, какими силами была одержана эта победа через 1418 страшных, мучительных дней? 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, искалеченных, обездоленных. И среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.

Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…

…Дети детство узнали в руинах домов.

Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда и землянка - их кров.

А мечта - до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм,

И мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей. (Сергей Самушенков "Старый фильм")

Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!

Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: “Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть”.

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне с взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.

Да в дни войны погибали не только отцы и деды, но и  13-17 летние мальчишки и девчонки. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Это ребята, для которых слова «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина» являлись абсолютными понятиями, заслуживали право на всё  Кроме забвения. 

Пионеры - герои  - до войны это были самые  обыкновенные  мальчики и девочки.   Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём настоящая любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
   Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
   И ни на миг не дрогнули юные сердца!
   Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. Более 35 тысяч пионеров Москвы и Ленинграда были награждены медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда». А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены 7000 юных патриотов родины. Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик удостоены звания Героя Советского Союза посмертно.

Но не только на фронте, но и в тылу наши ровесники помогали ковать победу.

Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищал Родину. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Вот как об этом пишет Т. Ячлинева:

«Пришла я на завод в июне 1942 г. со школьной скамьи. Мне было 15 лет. Самому младшему в нашей бригаде было 12 лет. Мы не уходили с работы, пока не выполняли задания. Все работали так в дни войны - по 11-12 часов без выходных, не поев, не досыпая. Теперь понимаешь, что это подвиг моего поколения».

Более 16 млн. тружеников тыла награждены медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”, 191 человек в годы Великой Отечественной войны удостоен звания Героя Социалистического труда”.

… Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
 
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где восемь и десять часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.
В большой не по росту, казённой тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человек и мне улыбался.
- Как звать? – я спросил.
- По работе кто знает, -
Ответил малыш, - Кузьмичом называет.
- А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.
- Четырнадцать минуло двадцать восьмого.
Гудели динамо-жуки заводные,
Шуршали, как змеи, ремни приводные.
И масло машинное ниточкой тонкой
Тянулось без устали над шестерёнкой.
И падали на пол, цепляясь друг к дружке,
Витые стальные, блестящие стружки.
И нужные танку стальные детали
Со звоном одна за другой вылетали.
И вот, наконец, мы дошли до плаката:
«Берите пример со Смирнова, ребята!
В тылу не расходится дело со словом,
На фронте танкисты гордятся Смирновым!»
А сам мужичок с ноготок знаменитый
По шумному цеху шагал деловито.
И кто мог подумать, что в эту минуту
Его вспоминают в сражении лютом!      (С. Михалков)

Среди наших односельчан тоже были – участники трудового фронта, которые работали в полях, на фермах, в лесу, на железной дороге  с 11 лет. Члены нашей школьной  пионерской организации  беседовали со старожилами наших сёл и  собрали видеоматериал об участниках Великой Отечественной войны, о тружениках тыла, детях войны. В одном из видеорепортажей рассказано о жизни Бушуевой Марии Яковлевны.

Мария Яковлевна родилась в декабре 1930 года в селе Туркуши в семье крестьян Карлиных и была единственной дочерью в семье. Родители работали в колхозе, имели своё небольшое хозяйство. Когда Марии Яковлевне исполнилось 8 лет, папы не стало. Они с мамой решили переехать в деревню Новая Лазоревка, потому что там жил мамин брат. В этом же году Мария Яковлевна пошла в первый класс. Но долго учиться ей не пришлось.  Мама упала с сушил и получила много повреждений,  Марья Яковлевна была вынуждена бросить школу и вести  всё хозяйство сама.

Когда началась война, Марии Яковлевне исполнилось одиннадцать лет. Узнав о начале войны, её мама очень сильно плакала, но успокоившись, сказала: «Жизнь продолжается. Нам предстоит преодолеть и пережить испытания». И в свои 11 лет Марии Яковлевне пришлось работать в колхозе наравне с взрослыми женщинами. Приходилось выполнять самую разнообразную тяжёлую работу. Весной – пахали на быках,  летом – готовили дрова для фронта, работали на ферме и в телятнике, заготавливали сено, осенью – жали рожь и пшеницу, вручную рыли картофель для отправки на фронт, сами же ели гнилую картошку и мизгу, зимой вязали варежки для солдат, ездили на санках в лес за дровами. Было очень тяжело. Весной и летом удавалось поспать 4 часа, потому что очень рано выходили в поле, а вечером после работы старались сделать дела по дому.  Зимними вечерами   любили ходить друг к другу в гости, пели песни, пряли, вязали, мечтали о том, как парни вернутся с войны, и начнётся хорошая спокойная жизнь. Но после войны жизнь была не намного легче. Со своими ровесницами ездили на строительство  дороги в Мухтолово. Работая в телятнике и на ферме, Марии Яковлевне приходилось доить коров, убирать навоз. Писать Мария Яковлевна так и не научилась, читает плохо.  В 1951 году вышла замуж за Бушуева Ивана Михайловича, человека, который прошел всю войну. Они работали вместе в колхозе, делали кирпич, пилили дрова. На своём участке сажали картошку, овощи. Также было своё хозяйство – корова, поросенок, теленок, куры, овцы, быки, потому что в семье Марии Яковлевны и Ивана Михайловича было  пятеро детей. Все они выросли. Повзрослели и обзавелись своими семьями. В 2006 году умер Иван Михайлович. Сейчас у Марии Яковлевны 14 внуков и 5 правнуков. Она проживает со своим младшим сыном Сашей. Сейчас ей 79 лет. Имеет звание Герой Социалистического труда, медаль «За доблестный труд в годы войны».  

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Список используемой литературы.

  1. Стихи С. Михалкова.
  2. Сайты Интернета
    – www//http:/
    festival@1september.ru 
    - www//
    http://rushistory.stsland.ru 
    - www//http://rusedu.ru 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад комбинированного вида №2 «Василек»

143960, Россия, Московская область,

г. Реутов, ул. Советская, д. 14-а

Тел., факс 8-495-528-20-94

E-mail: Sad_vasilek@mail.ru

 

 Беседы  "О дне Победы"

(в рамках проекта «Эхо столетий»).

                                                               

Подготовила:

                                                                   Воспитатель группы №8

Е.Н.Терещенкова

2017г.

Ребята! Давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рёва танка. 

Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
 
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой, мирной тишиной”.
 

Но так было не всегда. Более 70 лет назад 22 июня 1941 года началась война. С кем воевал наш народ? (С фашистами). Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Но у них ничего не получилось. Весь наш народ встал на борьбу с ними. Все мы помним тех, кто защищал страну. По всей стране героям войны стоят памятники. Какие памятники героям Великой Отечественной войны в нашем городе вы знаете? (Родина мать, Памятник морякам). 
В г. Москве тоже есть памятники, посвященные войне. Самый известный из них- могила Неизвестного солдата. 
А что значит неизвестного?  Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники.
Во время войны было много сражений, иногда наши войска переходили в наступление, а иногда им приходилось и отступать. В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве. В то время командовал нашими войсками К. Г. Жуков, ему удалось отстоять Москву, и отбросить противника. Очень тяжелая битва шла за город Сталинград. Фашисты разбомбили город почти полностью, но никак не могли его взять. Если бы они взяли Сталинград, то могли бы победить в этой войне, но солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж. Тяжело солдатам далась победа под Сталинградом, но они выстояли.
 
Я вам предлагаю поиграть в игру «Назови, кто воевал» (дети становятся в круг, ребенок ловит мяч, брошенный ведущим и называет того, кто воевал на фронте). Выходите на ковер, Саша, лови мяч… (артиллерист, пограничник, солдат, врач, санитар, танкист, летчик, моряк, сапер и т.д). 
Но тяжело было не только солдатам, морякам, артиллеристам, танкистам, летчикам, саперам и др. Тяжело во время войны было всем. Женщины встали за станки, они работали днем и ночью, выпуская для фронта оружие, снаряды, танки, самолеты. Подростки тоже вставали к станкам, они готовили гильзы для патронов, собирали винтовки, шили солдатам одежду. На полях тоже было много работы, кому-то нужно было пахать землю, сеять хлеб и выращивать его, ведь человеку необходима еда. Люди жертвовали всем, своим здоровьем, временем, сном. На улицах редко смеялись дети, ведь даже у самых маленьких жителей нашей страны были свои обязанности. Ведь всем очень хотелось, чтобы война поскорее закончилась.

День Победы! Праздник долгожданный!
Мирная небес голубизна.
Помнят на Земле народы, страны –
В этот день закончилась война.


Первый мирный день! Весна! Бойцы с радостью увидели, что цветут сады, поют птицы, улыбаются друг другу люди. И никому не сломить их Родину, никогда! Народ ликовал и пел, улыбками сверкали их лица и прямо на улицах они кружились в победном вальсе. Люди, выходили на улицы, обнимались и целовались, совершенно незнакомые, но такие родные и близкие друг другу, столько страшных дней пережившие вместе. А теперь их объединило одно - радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба.
Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Они состарились, им трудно даже ходить. Их называют ветеранами. Им нужна помощь. Как можно им помочь? (Ответы детей). Позаботьтесь о них! Попросите их рассказать о том, как они воевали.
 
9
мая – все люди нашей Родины и других стран, которые живут и хотят жить в мире и дружбе празднуют большой и радостный день – День Победы! 9 мая во всех городах проходят парады победы. 

Трубы поют, барабаны гремят – 
Это войска начинают парад.
Вот пехотинцы идут, молодцы,
Славные, смелые наши бойцы.
Слышишь, моторы гудят в вышине,
С неба привет посылая стране.
То быстроходный летит самолёт,
Лётчик отважный машину ведёт.
Окна звенят, задрожала земля –
 
Движутся танки, гремя и пыля,
Движутся танки, идут на парад,
В них молодые танкисты сидят.
 

Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. За то, что мы сейчас с вами радуемся, смеемся, играем, - мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и попросили нас никогда не забывать о нем. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной Победе.

Список используемой литературы.

  1. Интернет-ресурсы:
    – www//http:/
    festival@1september.ru 
    - www//
    http://rushistory.stsland.ru 
    - www//http://rusedu.ru 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад комбинированного вида №2 «Василек»

143960, Россия, Московская область,

г. Реутов, ул. Советская, д. 14-а

Тел., факс 8-495-528-20-94

E-mail: Sad_vasilek@mail.ru

 

 Беседы  "Памятники воинской славы"

(в рамках проекта «Эхо столетий»).

https://reutovriamo.ru/files/image/06/90/47/gallery!dq2.jpg

                                                               

Подготовила:

                                                                   Воспитатель группы №8

Е.Н.Терещенкова

2017г.

Мемориальные доски, увековечивающие память о событиях Великой Отечественной войны.

Доска Герою Советского Союза В. П. Шерстневу (ул. Некрасова)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image034.jpg

Доска Герою Советского Союза А. П. Ретюнскому (Садовый проезд)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image036.jpg

Доска о госпитале (здание больницы около станции)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image037.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image038.jpg

Доска о госпитале (здание противотуберкулезного диспансера)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image039.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image041.jpg

Доска о госпитале (ул. Ленина, здание протезного завода)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image041.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image042.jpg

Доска на месте дислокации штаба 250 артиллерийского батальона (ул. Победы, здание школы № 2)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image043.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image044.jpg

Доска выпускникам школы № 1 погибшим в годы войны (ул. Лесная, здание школы № 1)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image045.jpg

Доска о школе им. Г. К. Жукова (ул. Советская, на здании школы № 7)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image047.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image048.jpg

Памятники и бюсты, находящиеся на территории г. Реутова.

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image001.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image002.jpg

Памятник В. И. Ленину (ул. Ашхабадская)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image003.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image004.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image005.jpg

Бюсты Героям Советского Союза – реутовцам (ул. Победы)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image006.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image007.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image008.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image009.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image010.jpg

Городской мемориал погибшим в годы всех войн (ул. Победы)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image011.jpg

Два памятника на братском захоронении умершим в Реутовском госпитале (Никольское кладбище).

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image013.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image014.jpg

Бюст Г. К. Жукову (в здании школы № 7, ул. Советская)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image015.jpg

Памятник В. Н. Челомею (на территории НПО Машиностроения)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image016.jpg

Памятный камень о закладке городского парка (Юбилейный пр.)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image017.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image018.jpg

Знак колоколу «Реут» (ул. Победы)

http://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image020.jpghttp://www.reutov.net/common/upload/65year/museum/image021.jpg



Предварительный просмотр:

Майский праздник – 
День Победы 
Отмечает вся страна. 
Надевают наши деды 
Боевые ордена. 

Их с утра зовёт дорога 
На торжественный парад. 
И задумчиво с порога 
Вслед им бабушки глядят.

Тимофей Белозеров



Предварительный просмотр:

Победа! Какое весомое слово!
Тогда, в сорок пятом, оно собрало
Наказ всех погибших: чтоб снова и снова
Оставшимся жить, в жизни только везло.

В него уместились бессонные ночи,
Рыданья сестёр, матерей и детей,
Кто жил ожиданием, выплакав очи,
Своих старших братьев, отцов, сыновей.

Вместило то слово все боли и скорби,
И горе разлуки, и радости встреч.
И все мы, живые, пожизненно помним
Тот праздничный май и победную речь.

Победу на Волге, под Курском, Смоленском.
Победу на Висле, бои под Москвой.
И всем ветеранам, всем тем, неизвестным,
Мы Реквием памяти дарим живой.

Простите, родные, за наши ошибки, 
За промахи, что иногда создаём.
Мы в вечном долгу перед памятью зыбкой.
Мы помним вас, любим и этим живём



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад комбинированного вида №2 «Василек»

143960, Россия, Московская область,

г. Реутов, ул. Советская, д. 14-а

Тел., факс 8-495-528-20-94

E-mail: Sad_vasilek@mail.ru

 

 Пословицы и поговорки о войне

(в рамках проекта «Эхо столетий»).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d6b1d8bc9ffde1421ee9c8232f378003&n=13

                                                               

Подготовила:

                                                                   Воспитатель группы №8

Е.Н.Терещенкова

2017г.

Что с бою взято, то свято.

  • Войной да огнём не шутят.
  • Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.
  • Кому война, а кому мать родна.
  • Война-это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться.
  • Хочешь победить на войне, работай вдвойне.
  • Воин воюет, а детки горюют.
  • Один в поле не воин.
  • Кому мир недорог, тот нам и ворог.
  • Мир строит, война разрушает.
  • Держи порох сухим - будешь непобедим.
  • В бою побывать - цену жизни узнать.
  • Война войной, а обед, по расписанию.
  • Миром дорожить - людям долго жить.
  • Война приносит шрамы и раны.
  • Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
  • Былой славой боя не выиграешь.
  • На войне, как на войне.
  • Мир да лад - божья благодать.
  • Хочешь мира - готовься к войне.
  • Мир вам, и я к вам!
  • С миру по нитке - Гитлеру веревка.
  • Чем дальше в лес, тем хуже для СС.
  • Друзья познаются в бою.
  • Шаг ВПЕРЕД - шаг к ПОБЕДЕ!
  • Война-забава королей.
  • Две воли в поле - кому Господь поможет
  • Война привлекает тех, кто ее не знает
  • Кто любит войну, у того все со временем становятся врагами
  • Мир на свете будет - его хотят все трудящиеся люди.
  • От Москвы и до Берлина дороженька узкая.
  • Сколько Гитлер не воюй, победа будет русская!
  • Война кровь любит.
  • Не мечи таких стрел, которых ты не в силах отразить.
  • Стремись завоевать не мир, а его знание.
  • Выиграна война, но не мир.
  • Мир-добродетель цивилизации, война - её преступление.
  • Худой мир лучше доброй брани.
  • Без смелости не возьмешь крепости.
  • Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
  • На войне рать крепка воеводою.
  • Не пуля, а человек человека из ружья убивает.
  • Пуля дура, штык молодец.
  • Солдат близко - кланяйся ему низко.
  • Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
  • Бой отвагу любит.
  • Бой - святое дело, иди на врага смело.
  • Враг рядом - бей прикладом.
  • Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
  • Врага в слезах не утопишь.
  • Гвардейский миномет везде врага найдет.
  • Для советского солдата граница свята.
  • До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
  • Живя в мире, не забывай о войне.
  • За край свой насмерть стой.
  • Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.
  • Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
  • Лучше умереть в поле, чем в бабьем подоле.
  • На героя и слава бежит.
  • Не силою дерутся, а умением.
  • Плох тот солдат, который не думает быть генералом.
  • Русский солдат не знает преград.
  • Сапер ошибается только один раз.
  • Славу свою добываю в бою.
  • Смелости учись у разведчика, осторожности у сапера - никогда не ошибешься.
  • Умелый боец везде молодец.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Елена Николаевна Терещенкова Воспитатель Общеразвивающей группы №8.

Слайд 2

Ранним утром 22 июня 1941 года после артиллерийской и авиационной подготовки немецкие войска перешли границу СССР. В 12 часов дня 22 июня 1941 года Молотов выступил по радио с официальным обращением к гражданам СССР, сообщив о нападении Германии на СССР и объявив о начале отечественной войны. 23 июня была создана Ставка Главного Командования (с 8 августа Ставка Верховного Главнокомандования) во главе с И. В. Сталиным, который с 8 августа стал также Верховным Главнокомандующим. 30 июня был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). С июня начало формироваться народное ополчение.

Слайд 3

22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов.

Слайд 4

8 мая 1965 Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. С 1971 является мемориальным комплексом. На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.

Слайд 5

В ходе зимней кампании 1941—1942 годов было проведено контрнаступление под Москвой. Была снята угроза Москве. Наступление переросло в стратегическое наступление советских войск. Важнейшей его частью была Ржевско-Вяземская операция. Несмотря на незавершённость, операция имела важное значение в ходе общего наступления Красной Армии. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 80—250 км, завершили освобождение Московской и Тульской областей.

Слайд 6

Руины Сталинграда 1943 г. Сталинградская битва была одним из важнейших событий Второй мировой войны. Она продолжалась 200 суток. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого VI армия вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Слайд 7

Победоносный исход Сталинградской битвы имел огромное военно-политическое значение. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй мировой войне, явилась важнейшим этапом на пути к победе над фашистским блоком. Были созданы условия для развертывания общего наступления Красной Армии и массового изгнания немецко-фашистских захватчиков с оккупированных территорий Советского Союза. В результате Сталинградской битвы советские Вооруженные Силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. Победа под Сталинградом еще выше подняла международный авторитет Советского Союза и его Вооруженных сил. Уличные бои в Сталинграде.

Слайд 8

Россия, город-герой Волгоград, Мамаев курган, названный в дни битвы за Сталинград (1942-1943 г.г.) главной высотой России. Военный мемориал в память героям Сталинградской битвы, сооруженный в 1967 году по проекту скульптора Вучетича Евгения Викторовича и архитектора Белопольского Якова Борисовича. На фото венчающая мемориал 85-метровая скульптура «Родина-Мать зовет» Сталинградская битва

Слайд 9

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня . К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих.

Слайд 10

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. В январе 1944 года блокада была полностью снята. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище. На нём сооружён главный памятник блокаде.

Слайд 11

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван Городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Слайд 12

Ку́рская би́тва ( 5 июля 1943 — 23 августа 1943 , также известна как Битва на Курской дуге , Операция «Цитадель» своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 г. 12 июля в районе Прохоровки произошел крупнейший в истории встречный танковый бой. Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. Звонница в память о погибших на Прохоровском поле

Слайд 13

Вечная Слава героям! Вечная слава! Вечная слава! В середине 1960 годов был объявлен конкурс на лучший проект памятника доблестным воинам – красноуральцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Был принят проект художников Алексея Художиткова и Спартака Иванова. « Обелиск неувядаемой Славы и Памяти » был открыт в 1967 году. В 1970 году открыты стелы со списками погибших красноуральцев.

Слайд 14

16 апреля 1945 г. началась Берлинская наступательная операция советских войск. 25 апреля 1945 г. советские войска на реке Эльба впервые встретились с американскими войсками, наступавшими с Запада. 2 мая 1945 г. гарнизон Берлина капитулировал. В полночь 8 мая война завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии.

Слайд 15

Парад состоялся 24 июня 1945 года в ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне. Парад принимал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Жуков и Рокоссовский проехали по Красной площади на белом и вороном конях. Иосиф Виссарионович Сталин наблюдал за парадом с трибуны Мавзолея Ленина. Во время торжественного марша впереди на специально оборудованном автомобиле везли Знамя Победы, за ним шли сводные полки фронтов

Слайд 16

Победа! Победа! Во имя Отчизны – Победа! Во имя живущих – Победа! Во имя грядущих – Победа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Эхо столетий"

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрат...

Творческо-поисковый образовательный проект "Волшебной музыки страна".

Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование  музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов - классиков, взаимо...

«Удивительный мир творчества…» творческий – поисково - исследовательский проект

laquo;Удивительный мир творчества…» творческий – поисково - исследовательский проект...

Творчески - поисковый проект "Наш Красноярский край"

Творчески - поисковый проект "Наш Красноярский край"...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средствами активизации творческо-поисковой и музыкально-ритмической деятельности детей, «Приезжай к нам в гости, Масленица!»

Данный материал раскрывает  разработанный мной и реализованный в системе моей педагогической деятельности проект по активизации творческо-поисковой и музыкально-ритмической деятельности детей на ...

Творческо-поисковый проект «Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Творческо-поисковый проект«Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»...