интегрированного занятия с элементами эскпериментальной деятельности «Свет и тень» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Калинина Александра Александровна

занятие для детей старшего дошкольного возраста, изучение свойств тени 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                      «Начальная общеобразовательная школа № 1»                                                          города Магнитогорска 

Конспект

интегрированного  занятия  с  элементами                                           эскпериментальной  деятельности                                                                             «Свет  и  тень»   в старшей группе                                                                                            (Познавательное  развитие)

                                                                        

                                                

                                                Авторы:  воспитатели -                                                                         Калинина Александра Александровна                                                           Корниенко Оксана Николаевна

                                                2018г.

Тема: «Свет и тень».

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: Продолжать  формировать у детей представления о тени и ее свойствах.

Задачи:

Образовательные:

1.закрепить представления детей о свойствах тени через экспериментальную деятельность;

2. создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;

3. формировать представления детей о теневом театре.

Развивающие:

1. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования и творческой деятельности;

2. развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

3. стимулировать воображение;

4. развивать связную речь, умение рассуждать;

 Воспитательные:

1. формировать навыки сотрудничества;

2. воспитывать дружеские отношения при детско-взрослом взаимодействии.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Средства обучения и воспитания:

Прожектор, ширма-экран для теневого театра, куклы теневого театра, предметы для создания тени к опытам (плоскостные и объемные фигуры) проектор, ноутбук.

 Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!                                                                                   Каждый знает без сомнения, что такое настроение.                                                           Иногда мы веселимся, иногда скучаем мы,                                                                              Часто хочется взбодриться, но бываем и грустны.                                                               Поскорее собираемся – на занятие отправляемся!

Вы знаете, сегодня с нашим знакомым кое-что случилось. (Отрывок мультфильма)  Как вы думаете: что же произошло?
Дети высказывают свои предположения.                                                    (продолжение мультфильма )                                                                           Воспитатель:  Действительно, это была их тень. А вы знаете, что такое тень?
Дети отвечают, что да, знают.
Воспитатель:  Вы правы. Тень – это тёмное отражение на чём-нибудь от предмета, который освещён с противоположной стороны. А  как вы думаете, что нужно,  чтобы появилась тень?                                                                                                             Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: Действительно,  свет  следует по прямой  линии, и  когда что-либо преграждает  ему путь, то  свет останавливается и отбрасывает тень.  Для появления тени необходим источник света, предмет, поверхность (экран). Источников света достаточно много. А какие вы  можете назвать?                   Дети, исходя из своего опыта, называют свои варианты.                                     Показ слайдов.                                                                                                                 (1-й слайд  в  Приложении 1)                                                                                                               Воспитатель: А теперь посмотрим, всё ли вы назвали?                                              (2-й слайд в Приложении 1)                                                                                                                Воспитатель: Внимательно посмотрите на экран:  как вы думаете все ли предметы,  изображённые здесь, являются источниками света?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
(3-й слайд в Приложении 1)                                                                                                              
Воспитатель:  И с этим заданием вы справились!   А сейчас я предлагаю провести несколько экспериментов и выяснить - какими свойствами обладает тень.

Опыт  № 1
Воспитатель: Выясним: все ли предметы имеют тень?  (Предложить детям определить, одинакова ли тень от фигуры квадрата и от тонкого прозрачного кусочка пластика?)

Мы с вами узнали, что прозрачные предметы не дают тень, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. Плотные предметы дают темную тень, так как от них меньше отражаются лучи света.

Молодцы! С первым опытом справились.

Физминутка «Улыбнитесь»  (дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения: )                                                                                              Быстро встаньте, улыбнитесь,                                                                                                 выше, выше потянитесь.                                                                                                          Ну-ка, плечи распрямите,                                                                                                   поднимите, опустите.                                                                                                           Влево, вправо повернулись,                                                                                             руками коленей коснулись.                                                                                                         Сели-встали, сели- встали,                                                                                                                 и на месте побежали!

Опыт  № 2                                                                                                               Воспитатель: Проведем еще один эксперимент. (Взять предмет и встать с ним около ширмы.  Включить лампу. Мы увидим тень определенного размера, почти равную размеру предмета. Затем ребенок  отодвигает предмет от источника света. Тень становится меньше.) Что вы заметили?                         Дети отвечают.                                                                                                                                Воспитатель: Т.е. мы с вами определили,  если предмет расположен дальше от источника света, то тень от него будет маленькой,  а контур отчётливым. И если близко -  тень будет большой,  а контур  расплывчатым. Отлично! У вас все получается!
Опыт  № 3                                                                                                                    
Воспитатель: Узнаем: одинакова  ли тень   у геометрических  фигур? (Предложить  детям определить  фигуру  по её тени. Они называют.  Изменяя положение  фигуры,  спрашивать  об изменениях тени.)                                            Вывод: плоскостные и объемные фигуры  в определенном положении имеют одинаковые тени. Вы молодцы!
Ребята,  хотите сами поиграть с тенью?  (А что произойдёт,  если мы перевернем предмет какая теперь у него тень?)
Дети играют с тенью, называют фигуры.
Воспитатель:
Вывод: по тени мы не всегда можем определить,  какой у нас предмет в руках.    Молодцы!                                                                                                            А для следующего задания нам нужны ваши гибкие пальчики!  Сделаем разминку?                                                                                                              «Перчатки и мышата»                                                                                                        Шустрая мышка Перчатку нашла. (раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.)                                Гнездо в ней устроив, (сложить ладони «ковшиком».)                                                        Мышат позвала, (сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.)

Им корочку хлеба дала покусать,( кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев)                                                                  Погладила всех (ладошкой  гладить другую ладонь  скользящим движением).     И отправила спать. (ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.)
Воспитатель:  Отлично! Наши пальчики  готовы! Продолжаем!
Сейчас мы с вами поиграем:  я загадаю загадку,  но загадывать я буду необычным способом (изображаем тень животного).                                                                                                 Загадки:                                                                                                    Говорят, что я трусливый,                                                                                                           В сказках якобы хвастливый.                                                                                        Всё не так, мои друзья,                                                                                                       Просто осторожный я! (заяц)

                                                                                                                                            Белый хвост, чёрный нос,                                                                                                      Наши тапочки унёс                                                                                                                       В уголок под кровать                                                                                                                                         И не хочет отдавать. (собака)

Он зеленый и ужасный,
Он зубастый и  опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.
Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает?(крокодил)

Воспитатель:  У вас отлично получилось! А вы знали, что на основе игр света и тени люди придумали теневой театр.  Показывать представление можно не только с помощью рук , но и с помощью фигур,  сделанных из картона,  бумаги,  дерева.  Вот таких: (демонстрация фигур теневого театра)
Воспитатель:  Предлагаю вам попробовать показать сказку «Репка».  (демонстрация  сказки)                                                                                        Воспитатель: Ребята, как много интересного вокруг нас! О чем мы сегодня с вами  говорили?  А что нужно, чтобы появилась тень? А от чего зависит размер тени?

Дети обобщают полученный на занятии материал.                                              Воспитатель выслушивает ответы детей, при необходимости задает наводящие вопросы, корректирует ответы.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...