Проект "Маленький гений"
проект (старшая группа)

Бейсекеева Айгуль Сейиткалиевна

Проект

«Маленький гений»

Использование возможности программы «Paint» для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_geniy.docx471.46 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯC:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpg

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение            

             «Мыскаменский детский сад»_______

Проект

«Маленький гений»

Использование возможности программы «Paint» для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\ВАСЯ\Desktop\2018-03-10-19-15-00.jpg

Автор:

Бейсекеева Айгуль Сейиткалиевна,

воспитатель.

                                                           

                                       

                                                  с. Мыс Каменный 2018 г.

Проект

«Маленький гений»

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

Введение.

        Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Актуальность.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нём сейчас необходимы каждому человеку.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.

        Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

        Новизна проекта.

         Именно поэтому в Мыскаменском детском саду я предлагаю реализовать проект  «Маленький гений». 

В «Windows» есть простая программа для рисования картинок, которая называется «Paint». С её помощью можно сделать несложный чертёж, нарисовать картинку, открытку для мамы или просто пригласительный билет на спектакль. Панель инструмента проста в использование для ребёнка: кисть, заливка, автофигуры, палитра красок. Но у этой простой программы огромные возможности для работы с дошкольниками во многих направлениях. С помощью ведёрка с краской, нарисованные объекты можно быстро раскрасить или залить понравившимся цветом. Также на своем рисунке сделать надпись, выбрать фон рисунку. С ребёнком можно составлять различные оттенки цветов. Учить ориентироваться на плоскости. Просто играть в сказку. За основу проекта «Маленький гений» мы решили взять компьютерную программу «Paint», которая есть в компьютере нашего детского сада.

Цель проекта – развитие творческих способностей детей, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, развитие логического мышления более качественная подготовка детей к обучению в школе.

Задачи проекта делятся на три блока: 

Ознакомительно-адаптационный;

образовательно-воспитательный;

творческий.

Проект «Маленький гений»

ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-

АДАПТАЦИОННЫЙ БЛОК

ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи: ознакомительно-адаптационного блока:

1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:

  • история  ЭВМ;
  • назначение  ЭВМ;
  • устройство  ЭВМ.

2. Познакомить детей с правилами поведения за компьютером.

  • правилами безопасной работы на компьютере.

3. Преодолеть при необходимости психологический барьер между ребенком и

     компьютером.

4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:

  • знакомство с клавиатурой;
  • знакомство с манипулятором "Мышь".

Задачи образовательно-воспитательного блока:

1. Формировать навыки учебной деятельности:

  • учить осознавать цели;
  • выбирать системы действий для достижения цели;
  • учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления:

  • совершенствовать навыки счета;
  • проводить работу с геометрическими фигурами;
  • решать простейшие арифметические задачи;
  • развивать умение ориентироваться на плоскости;
  • закреплять представления о величине предметов.

3. Развитие речи:

  • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
  • формировать звуковую культуру речи;
  • формировать грамматический строй речи.

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:

  • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

Задачи творческого блока:

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное

    мышление; использовать элементы развития эвристического    

    мышления.

5. Развивать потребности к познанию.


Основная часть

Сегодня перед дошкольной системой образования стоит задача по внедрению и апробации инновационных методик и педагогических технологий, дающих возможность каждому ребенку, независимо от места проживания и финансовых возможностей, его семьи быть успешным в обучении.

         Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

Компьютер и интерактивное оборудование могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

        Признавая, что компьютер — новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

          В нашем детском саду имеется мобильный класс, интерактивный класс,  интерактивный стол и т.д. (см. Приложение 1)

В связи с тем, что наше ОУ оснащено ИКТ, возникла идея реализации проекта «Маленький гений». Возможности программы «Paint» помогают обеспечить развитие:

  • Пространственных представлений
  • Цветовое восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Образное мышление
  • Графические навыки
  • Элементарные математические навыки

И будет способствовать всестороннему развитию дошкольного возраста с использование современных информационных технологий.

Проект «Маленький гений» рассчитан на детей 5-7 лет. Учитываются возрастные особенности детей, а также отсутствие медицинских показаний.

     При разработке содержания проекта «Маленький гений» учтены следующие принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

Необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Устанавливать взаимосвязи между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие строить  в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывать тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет взрослый, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, выступает в роли советчика, сотоварища.

7. Принцип связи с жизнью.

Взрослый и ребенок устанавливают взаимосвязи процессов, находят аналоги в реальной жизни, в окружающей среде.

 Достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

Компьютер – друг и помощник  в разных видах деятельности

Формы работы на занятие в программе «Paint», (каждый ребёнок за персональным компьютером.)

  • Групповые  (задания  выполняются вместе с руководителем)
  • Парные (задания выполняются сообща друг с другом)
  • Индивидуальные  (собственное задание, для более успешных детей)

Типы занятий

Занятия в адаптационном блоке – в форме бесед.

Комбинированные занятия - в образовательном блоке.

Занятия практикумы – в творческом блоке.

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 1 раз в неделю во второй  половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Подготовлено примерное тематическое планирование, с учетом возраста детей (см. Приложение 2)

Проект «Маленький гений» рассчитан на  1 год.

Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

          Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

Структура занятий.

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 части.

I часть - подготовительная.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

      II часть - основная.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата, самостоятельную игру ребенка за компьютером.

Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2. способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III часть - заключительная.

Необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Ожидаемые результаты проекта «Маленький гений»:

  • Развивающие и обучающие игры вызывают интерес, дети  стремятся достигнуть поставленную цель;
  • умение создавать несложные графические работы на компьютере в программе «Paint».
  • Знание цветовой гаммы.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Приобретение конструкторских навыков
  • Образное знание компьютера.

Достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

                                                       Заключение

В процессе занятий детей на компьютерах улучшается их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру пальцев.

Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Ожидаемые показатели эффективности реализации проекта:

Количественные результаты:

- расширение вариативности программ дополнительного образования  научно-технического цикла в дошкольных общеобразовательных организациях;

- увеличение количества инновационных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе;

- увеличение доли воспитателей, владеющих инновационными педагогическими технологиями;

- в перспективе – повышение качества образования в начальной и основной школе.

Качественные результаты:

- развитие умственных способностей дошкольников (память, внимание, скорость мыслительных процессов);

- развитие творческих способностей дошкольников;

- развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста;

- увеличение доли родителей, удовлетворенных качеством предоставления образовательных услуг;

- повышение качества дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду  / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. - №19.
  2. Горвиц, Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
  3. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам : пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  4. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  5. Книга игр для детей : кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.
  6. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы/ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  7. Коджаспирова, Г. М., Петров, К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
  8. Кравцов, С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников/ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
  9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997

Приложения

Приложение №1

  C:\Users\ВАСЯ\Desktop\IMG_20180312_143757.jpg   C:\Users\ВАСЯ\Desktop\IMG_20180312_144058.jpg


Приложение №2

 

          Примерный перспективный план проекта «Маленький гений»

Месяц

Тема занятий

Элемент работы с компьютером

Сентябрь

  1. Привет  «Маленький гений»

Знакомство детей с проектом «Маленький гений», экскурсия в помещение, где работают с компьютером .

  1. В мире компьютера

«Маленький гений» рассказывает о мире информатики. Игра «Что было до…»

Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом, для обработки информации

Познакомить детей с правилами безопасной работы на компьютере

Научить детей включать, и выключать компьютер. Познакомить детей с монитором

Октябрь

  1. Моя помощница «Мышка»

Познакомить детей с «Мышкой» игры, тренажёры упражнять в работе с «мышкой»

Сформировать начальные навыки работы с «мышкой»

  1. «Маленький гений» – художник

Познакомить детей с программой «Pait», с расположением инструментов: карандаш, кисть, ластик.

3.«Чудо фигуры» математика

Познакомить в программе «Pait», с расположением инструментов: круги, прямоугольники, многоугольники, прямые, кривые.

Упражнять детей в рисовании геометрических фигур.

4.Наш друг светофор

 Беседа по правилам дорожного движения. Рисование в программе Paint светофора. Учить детей пользовать заливкой, соотносить графический объект с реальным.

Ноябрь

1.«Маленький гений» в царстве математики

Совершенствовать навыки счета.

Развивать умение ориентироваться на плоскости

2.«Построй дом»

Построить из плоских фигур дом котёнку. Продолжать знакомить детей пользоваться программой «Paint». Научить детей открывать программу через «иконку».

Декабрь

1.«Маленький гений» в царстве математики

Игра на сравнение «больше, меньше». Закрепить представление о величине предметов, используя  автофигуры

2.Ёлочка зелёная иголочка

Практическая работа «дорисуй». Учить пользоваться карандашом,  изменяя его цвет. Развивать воображение, пространственное и цветовое восприятие. Познакомить детей с инструментом распылитель.

Январь

1. «Я и компьютер»

Рисование на бумаге  детей за компьютером. Составление рассказов

2. «Мой любимый  посёлок»

Просмотр слайдов о посёлке Мыс Каменный. Составление рассказов, чтение стихов.

3. В мире цифр и чисел

«Праздник Знайки»

Составить, решать логические задачи. Ответы зарисовать в программе

Февраль

1.«Масленица пришла»

Просмотр фильма о Масленице ,о том как прощаются

люди  с зимой  в разных уголках нашей страны.

2.Подготовка к празднику

   23 февраля

Рисовать карандашом в программе Paint. Закрашивать фон самостоятельно. Подарки для наших пап.

Март

  1. Подготовка к празднику

8 Марта

Рисовать карандашом в программе Paint. Закрашивать фон самостоятельно. Пригласительные билеты для мам.

  1. В царстве математики

Формировать закономерности в построении упорядоченного ряда. Решение логических задач «Четвёртый лишний». Нарисовать бусы в программе  Paint

Апрель

  1. В гости к «Королеве математики»

Закрепить   пупотребление в  речи терминов ,  впереди – сзади; вверху – внизу; справа – слева; под, над, около, возле

Развивать конструктивные способности. Рисовать «Замок» Королевы математики.

  1. «Я люблю свой детский сад»

Игры – диагностического характера

«Собери разрезную картинку», «Прочитай зашифрованную записку», «Расставь цифры  в порядке возрастания»

Выставка рисунков, выполненных детьми на занятиях с компьютером

Май

  1. Повторение пройденного материала

Разгадываем кроссворд «Мой друг». Тренируем память, внимание.

  1. Вот и стали мы на год взрослей

Рисуем  пригласительные билеты на выпускной бал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БЫТЬ ГЕНИЕМ»

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группах детского сада....

Презентация к проекту "Быть гением"

Краткое описание проекта в презентации...

Гены застенчивости

Американский психолог Филипп Зимбардо, посвятивший застенчивости серьезное исследование, считает, что эта черта свойственна каждому третьему ребенку. Застенчивость проявляется уже в раннем  возр...

Консультация для родителей "Как воспитать гения"

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают....

Итоговое занятие в средней группеТема: Необыкновенная прогулка с Чебурашкой и Крокодилом Геной.

Программное содержание: закрепить знания детей о профессиях, воспитывать доброжелательное отношение и уважение к людям труда. Закрепить знания о правилах поведения на дороге, знаний о светофоре. Закре...

интегрированное занятие по здоровому образу жизни: "С Чебурашкой в гости к Гене"

Интегрированное занятие для детей старшей и подготовительной  дошкольной группы по здоровому образу жизни: Правила поведения на улице - правила для пешеходов.Закрепление материала по правилам дор...

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Юный Гений"

Исользование дидактического материала: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и развивающих игр Никитина. Для отображения всего материала, необходимо скачать файл....